Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Александровой М.А.,
судей Малиновской А.Л. и Кислицыной С.В.,
при секретаре Гурулёвой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Логашова А.Б. к администрации города Иркутска об обязании внести верную формулировку основания увольнения в распоряжение о расторжении трудового договора и трудовую книжку, взыскании выходного пособия,
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации г. Иркутска Серебренниковой Е.А. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 октября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Логашов А.Б. обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к администрации г. Иркутска, просил взыскать с администрации г. Иркутска выходное пособие в соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 49 Устава города Иркутска, ст. 54 Положения о муниципальной службе в городе Иркутске, Порядком сложения полномочий и выплаты выходного пособия муниципальным служащим, сложившим полномочия, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска от 23.05.2012 N 031-06-1046/12, в сумме (данные изъяты) обязать администрацию г. Иркутска внести верную формулировку "Трудовой договор расторгнут в связи со сложением полномочий, уволен по собственному желанию по пункту 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации" в распоряжение о расторжении трудового договора от "дата изъята" и трудовую книжку.
В обоснование исковых требований указал, что состоял в трудовых отношениях с администрацией г. Иркутска с "дата изъята" по "дата изъята" . При увольнении по собственному желанию в связи со сложением полномочий с должности (данные изъяты) допущены нарушения его трудовых прав, ему не произведена выплата выходного пособия в трехкратном размере среднего месячного денежного содержания, кроме того, в распоряжении о расторжении трудового договора и в трудовой книжке в записи об увольнении после слов "по собственному желанию" отсутствует дополнение "в связи со сложением полномочий". Заявление о принятии его отставки по собственному желанию (п. 3 части первой ст.77 ТК РФ) им написано "дата изъята" , в этот же день на имя работодателя подано еще одно заявление, в дополнение к первому, о расторжении трудового говора в связи со сложением полномочий (регистрационный номер "номер изъят" от "дата изъята" ) и выплате причитающегося выходного пособия в соответствии с п. 9 части 3 ст. 49 Устава города Иркутска, ст. 54 Положения о муниципальной службе в городе Иркутске, Порядком сложения полномочий и выплаты выходного пособия муниципальным служащим, сложившим полномочия, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от "дата изъята" "номер изъят". Увольнение произведено "дата изъята" , при этом заявление о сложении полномочий в установленном порядке не рассматривалось, в распоряжении отсутствует поручение о выплате выходного пособия в связи со сложением полномочий. В рамках досудебного урегулирования им направлено заявление от "дата изъята" о повторном рассмотрении вопроса о расторжении трудового договора в связи со сложением полномочий, на которое получен ответ от "дата изъята" "номер изъят", согласно которому выход в отставку возможен в случае, если срок муниципальной службе не менее 5 лет, таким образом оснований для выплаты пособия не имеется. Однако в данном ответе полностью отсутствуют пояснения по его дополнительному заявлению о сложении полномочий и о причинах его не рассмотрения. Кроме того им направлена жалоба в Государственную инспекцию труда в Иркутской области. В письме от "дата изъята" Государственная инспекция труда в Иркутской области сообщила, что заявление об увольнении в связи со сложением полномочий с выплатой выходного пособия поступило в отдел кадровой работы "дата изъята" , то есть после увольнения из администрации г. Иркутска.
Полагает, что администрация г. Иркутска намеренно уклоняется от внесения изменений в трудовую книжку и выплаты выходного пособия в связи со сложением полномочий, тем самым грубо нарушает его права и законные интересы.
В судебном заседании истец Логашов А.Б. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель ответчика администрации г. Иркутска Серебренникова Е.А. исковые требования не признала.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 01.10.2015 исковые требования Логашова А.Б. удовлетворены частично. С администрации г. Иркутска в пользу Логашова А.Б. взыскано выходное пособие в размере (данные изъяты). В удовлетворении остальной части исковых требований Логашову А.Б. отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Иркутска Серебренникова Е.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что увольнение Логашова А.Б. произведено законно и обоснованно на основании его личного заявления об увольнении по собственному желанию. При этом дополнительное заявление об увольнении по собственному желанию в связи со сложением полномочий и выплатой выходного пособия фактически поступило в отдел кадров "дата изъята" , т.е. уже после его увольнения, что подтверждается записями в журнале регистрации входящей корреспонденции. Судом не дана надлежащая оценка данным обстоятельствам.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Логашов А.Б. выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ одним из оснований прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 настоящего Кодекса).
Статьей 80 ТК РФ регламентировано, что работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом.
В силу ст. 3 ФЗ РФ "О муниципальной службе в Российской Федерации" правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Положения о муниципальной службе в городе Иркутске, утвержденного решением Думы г. Иркутска от 22.11.2007 N 004-20-430688/7, муниципальная служба прекращается при увольнении муниципального служащего по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.
Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:
1) достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы;
2) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;
3) несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации";
4) применения административного наказания в виде дисквалификации.
В соответствии с ч. 1 ст. 54 Положения о муниципальной службе в городе Иркутске сложением полномочий муниципального служащего является прекращение полномочий: по должности вице-мэра, первого заместителя мэра города Иркутска, заместителя мэра города Иркутска по инициативе соответственно вице-мэра, первого заместителя мэра города Иркутска, заместителя мэра города Иркутска в течение трех месяцев со дня вступления в должность вновь избранного мэра города.
Частью 2 ст. 54 Положения о муниципальной службе в городе Иркутске регламентировано, что муниципальному служащему, сложившему полномочия, на основании распоряжения администрации города Иркутска выплачивается выходное пособие в трехкратном размере его среднего месячного денежного содержания.
Порядок сложения полномочий и выплаты выходного пособия муниципальным служащим, сложившим полномочия, утвержден постановлением администрации г. Иркутска от 23.05.2012 N 031-06-1046/12.
Пунктом 2 Порядка сложения полномочий и выплаты выходного пособия муниципальным служащим, сложившим полномочия, регламентировано, что в соответствии с пунктом 1 статьи 54 Положения о муниципальной службе в городе Иркутске сложением полномочий муниципального служащего является прекращение полномочий по должности вице-мэра, заместителя мэра города, помощника мэра города по инициативе муниципального служащего в течение трех месяцев со дня вступления в должность вновь избранного мэра города.
В силу п. 3 Порядка сложение полномочий вице-мэра, заместителя мэра города, помощника мэра города оформляется распоряжением администрации города Иркутска на основании письменного заявления (в произвольной форме) соответственно вице-мэра, заместителя мэра города, помощника мэра города о расторжении трудового договора в связи со сложением полномочий.
Заявление подается в отдел кадровой работы департамента правовой и кадровой работы аппарата администрации города Иркутска) не позднее чем за десять рабочих дней до истечения трех месяцев со дня вступления в должность вновь избранного мэра города.
Заявление регистрируется отделом кадровой работы в день его поступления.
В соответствии с п. 4 Порядка отдел кадровой работы в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления подготавливает проект распоряжения администрации города Иркутска о сложении полномочий соответственно вице-мэра, заместителя мэра города, помощника мэра города и представляет его мэру города Иркутска либо подготавливает письменное заключение о несоответствии муниципального служащего, подавшего заявление, условиям сложения муниципальными служащими полномочий, установленным Положением о муниципальной службе в городе Иркутске, с указанием причин такого несоответствия и вручает данное заключение муниципальному служащему под роспись в течение трех рабочих дней со дня его подписания.
В силу п. 8 Порядка выходное пособие выплачивается муниципальному служащему, сложившему полномочия, в трехкратном размере его среднего месячного денежного содержания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Логашов А.Б. осуществлял трудовую деятельность в администрации города Иркутска в период с "дата изъята" по "дата изъята" в должности (данные изъяты).
Распоряжением администрации города Иркутска от "дата изъята" "номер изъят" с Логашовым А.Б. "дата изъята" расторгнут трудовой договор по собственному желанию, пункт 3 части первой статьи 77 ТК РФ. Администрацией г. Иркутска в трудовую книжку истца внесена запись об увольнении по собственному желанию, пункт 3 части первой статьи 77 ТК РФ (запись N 31). Основанием для издания распоряжения администрации города Иркутска от "дата изъята" "номер изъят" послужило заявление Логашова А.Б., из которого усматривается просьба принять отставку по собственному желанию "дата изъята" . Заявление согласовано мэром г. Иркутска, имеется резолюция "в приказ".
Кроме того, судом достоверно установлено и не оспорено сторонами, что полномочия Логашова А.Б. по должности (данные изъяты) прекращены по его инициативе "дата изъята" , в пределах трех месяцев со дня вступления в должность вновь избранного мэра города
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Логашова А.Б., суд первой инстанции исходил из того, что указанная в распоряжении администрации г. Иркутска от "дата изъята" "номер изъят" в трудовой книжке формулировка основания увольнения "по собственному желанию" предусмотрена п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и соответствует основанию увольнения, избранному Логашовым А.Б. и одобренному работодателем в заявлении об увольнении, оснований для применения ст. 394 ТК РФ не имеется.
Вместе с тем, требования истца о взыскании с администрации г. Иркутска выходного пособия являются обоснованными. Поскольку прекращение полномочий Логашова А.Б. по должности (данные изъяты) произошло по его инициативе "дата изъята" , в пределах трех месяцев со дня вступления в должность вновь избранного мэра города, что свидетельствует о сложении Логашовым А.Б. своих полномочий по смыслу ч. 1 ст. 54 Положения о муниципальной службе в городе Иркутске и п. 2 Порядка сложения полномочий и выплаты выходного пособия муниципальным служащим, сложившим полномочия, то Логашов А.Б. обладает правом на получение выходного пособия. Согласно расчетным листкам за период с "дата изъята" по "дата изъята" денежное содержание Логашова А.Б. составило (данные изъяты) в указанный период им фактически отработано (данные изъяты), сумма выходного пособия в связи со сложением полномочий составляет (данные изъяты)., указанная сумма подлежит взысканию с администрации г. Иркутска в пользу Логашова А.Б.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о фактическом поступлении заявления об увольнении по собственному желанию в связи со сложением полномочий и выплатой выходного пособия в отдел кадров "дата изъята" , необоснованны и опровергаются материалами дела. Заявление Логашова А.Б. о выплате выходного пособия в связи со сложением полномочий содержит регистрационный штамп отдела кадровой работы администрации г. Иркутска о поступлении его именно "дата изъята" , заявление зарегистрировано работником администрации г. Иркутска под "номер изъят", оснований сомневаться в достоверности даты поступления заявления о выплате выходного пособия у суда не имеется.
Таким образом, судом полно и всесторонне исследованы существенные для дела обстоятельства, им дана соответствующая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Суд обоснованно разрешилспор по имеющимся доказательствам, с учетом заявленных требований, что соответствует положениям ст. ст. 12, 56 ГПК РФ.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, поэтому решение суда, проверенное в пределах ее доводов, является законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 1 октября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Александрова
Судьи А.Л. Малиновская
С.В. Кислицына
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.