Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Туглаковой Л.Г.
судей Харина Р.И., Гусаровой Л.В.
при секретаре Мархееве А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску А.Л.А к третьему отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, незаконным, возложении обязанности принять на учет.
по апелляционной жалобе А.Л.А
на решение "адрес изъят" от 5 августа 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
А.Л.А обратился в суд с требованиями, уточненными в порядке ст. 39 ГПК РФ, о признании незаконным решения 3-го отдела ( "адрес изъят") ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконным. Обязании 3-й ( "адрес изъят") ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма А.Л.А, с членами семьи - супругой А.Г.А., сыном А.В.Л. и дочерью А.Л.Л., с даты принятия незаконного решения об отказе в постановке на учет - с Дата изъята .
В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах с 1 августа 1972 года по 01 января 2001 года. В настоящее время проживает с семьей (4 человека) в квартире общей площадью 57,6 кв.м. по адресу: "адрес изъят". С 23 июня 1998 года состоит на очереди на получение жилья в городе Белгороде. В январе 2011 года ему сообщили, что для его категории очередников строится жилье в микрорайоне "Ботсад" города Белгорода. Он выразил согласие на получение квартиры в жилых домах этого микрорайона. В результате жилье построили на самой окраине города в виде частных одноэтажных домов на две семьи (двухквартирные). При этом в районе постройки нет ни одного магазина, аптеки, медпункта, школы, детского сада. Учитывая стоимость проезда на городском транспорте в Белгороде, поездка за булкой хлеба обойдется дороже ее стоимости. Он в письменном виде отказался от предложенного варианта, но должностные лица жилищного управления администрации города посчитали отказ необоснованным и радужных краска обрисовали перспективы запланированного развития микрорайона, в котором выделили жилье. Принимая во внимание, что по закону, действовавшему в период постановки его на очередь на получение жилья, жилье должно было быть предоставлено в течение трех месяцев после увольнения из Вооруженных Сил, а реальное предложение поступило лишь через 13 лет, сегодня у него нет ни желания, ни возможности ждать обустройства этого нового микрорайона как минимум еще такой же период времени. Кроме того, он изначально просил предоставить ему жилье городского типа - квартиру в многоквартирном доме, и никогда не имел желания получить жилье сельского типа. Указывает, что государство ни в лице Администрации города Белгорода, ни в лице Министерства обороны Российской Федерации свои обязательства по обеспечению его жильем в соответствии с действовавшим на момент его увольнения из Вооруженных Сил редакцией Федерального закона "О статусе военнослужащих" до сих пор не выполнило, в декабре 2014 года он написал заявление в 3-й отдел ( "адрес изъят") ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с просьбой включить его в очередь на получение жилья в г. Мытищи Московской области. Начальник 3-го отдела принял решение отказать ему в этом, ссылаясь на то, что в настоящее время у него отсутствует статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и что он на момент исключения его из списков личного состава воинской части при увольнении из Вооруженных Сил якобы не был признан нуждающимся в получении жилого помещения. Полагал такой отказ необоснованным, не соответствующим закону и реальным обстоятельствам.
Решением "адрес изъят" от 05 августа 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе А.Л.А. выражает несогласие с судебным решением, находит его незаконным и необоснованным, несоответствующим обстоятельствам дела и нарушающим его право на жилище.
Ссылается на п. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О статусе военнослужащих", на основании которого отсутствие у него статуса военнослужащего не снимает с государства ответственности за выполнение своих обязательств по обеспечению жильем его и членов его семьи, которые возникли у государства при увольнении его с военной службы.
Указывает, что суд, верно, сослался на Постановление Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", однако проигнорировал положения данного Постановления, а также приведенных далее в своем решении приказов Министра обороны, в которых определялся тот порядок признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, в соответствии с которыми он и был признан нуждающимся. Суд применял к оценке его доказательств правила, предусматривающие постановку на учет нуждающихся тех военнослужащих, которые выразили желание получить жилье в населенных пунктах по месту дислокации своих воинских частей, однако этот вариант признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях не использовался им в силу сложившихся семейных обстоятельств. Ссылается на пп. "а" п. 6, пп. "б" п. 7, п.п. 8, 13, 14 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054.
Обращает внимание, что был уволен из Вооруженных Сил по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, что подтверждается представленными в суд документами из военкомата, и проживал семьей из 4 человек в квартире общей площадью 57,6 кв.м., что подтверждается ордером на квартиру, представленном в суд, что ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи, устанавливаемого законодательством РФ и органами исполнительной власти Иркутской области, в размере 15 кв.м. Таким образом, имел и в настоящее время не утратил основания, указанные правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054, для признания его нуждающимся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета.
Указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года N 1054 в период увольнения его с военной службы действовал порядок принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, определенный "Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", согласно п. 14 которого, он был признан нуждающимся в получении жилого помещения до исключения его из списков личного состава воинской части. Факт признания его нуждающимся в получении жилого помещения по избранному перед увольнением месту жительства в соответствии с приведенными выше положениями утвержденных Правительством РФ Правил установлен в судебном заседании, о чем указано в решении суда на странице 3. Таким образом, утверждение начальника 3 отдела ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ о якобы непризнании его нуждающимся в получении жилого помещения в период прохождения военной службы не соответствует действительности, а решение суда - действующему законодательству.
На основании выше изложенного просит решение суда от 05 августа 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
В судебном заседании административный истец А.Л.А доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Формы и порядок реализации военнослужащими конституционного права на жилище установлены ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил РФ жилых помещений по договору социального найма.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом в силу положений части 2 статьи 2 указанного Закона граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
Из подпункта "а" пункта 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. N 1054, следует, что нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В пункте 7 Правил предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В соответствии с пунктом 13 Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Из анализа указанных норм следует, что реализация права военнослужащего на признание нуждающимся в жилом помещении и на получение жилого помещения носит заявительный характер. Для признания военнослужащего - гражданина, уволенного с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, нуждающимся в жилом помещении, гражданин должен быть поставлен на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения во время прохождения военной службы по его заявлению, которое должно быть подано до даты увольнения и исключения из списков личного состава воинской части.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, А.Л.А 01.01.2001 года уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с зачислением в запас, на момент увольнения имел более 28 лет общей продолжительности военной службы в календарном исчислении.
Между тем из материалов дела усматривается, что до увольнения с военной службы А.Л.А не состоял на жилищном учете в воинской части. Доказательств, подтверждающих факт его обращения с заявлением о постановке на такой учет, признания нуждающимся в обеспечении жилым помещением по линии Министерства обороны России, нахождения в едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в получении жилых помещений, в соответствии с порядком, действовавшим на момент увольнения А.Л.А с военной службы, не представлено.
С заявлением, о признании его нуждающимся в жилом помещении истец обратился в ФГКУ "ЦРУЖО" МО РФ, спустя более 13 лет после увольнения и утраты статуса военнослужащего.
Действующее в настоящее время законодательство не возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и утративших в связи с этим статус военнослужащих, которые до момента увольнения не были признаны компетентными органами Министерства обороны России нуждающимися в жилом помещении.
Материалы дела не содержат документов, свидетельствующих о том, что в период прохождения военной службы А.Л.А обращался с заявлением (рапортом) о постановке на учет и был принят на такой учет по месту прохождения воинской службы.
Таким образом, поскольку истцом А.Л.А не представлено доказательств того, что в период прохождения военной службы он был признан нуждающимся в жилом помещении, то оснований для обязания ФГКУ "ЦРУ ЖО" МО РФ включить его с составом семьи в единый реестр нуждающихся в обеспечении жилыми помещениям у суда первой инстанции не имелось.
Действующий в настоящее время порядок признания нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих, утвержденный приказом Министерства обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 года N 1850, на истца не распространяется.
Кроме того, в силу пункта 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом МО РФ N 1280 от 30 сентября 2010 года сохраняется право состоять на учете до получения жилых помещений по договорам социального найма за военнослужащими, принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года.
Вместе с тем, истец к данной категории не относится, так как состоит на учете, в администрации г. Белгорода по списку граждан уволенных с военной службы в запас или отставку нуждающихся в получении жилой площади или улучшении жилищных условий.
Учитывая, что истец до 1 января 2005 года не состоял на учете в списке граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилого помещения, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для удовлетворения его исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы относительно того, что в силу положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" заявитель в настоящее время наделен правом на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны, являются ошибочными.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих - граждан, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
С учетом положений приведенной правовой нормы А.Л.А, имея при увольнении с военной службы, общую продолжительность военной службы 28 лет должен был на момент увольнения состоять в списке очередников на получение жилого помещения, и только в этом случае заявитель подлежал бы обеспечению жилым помещением в установленном Законом порядке. Поскольку данные обстоятельства судом при разрешении спора не были установлены, то доводы жалобы заявителя подлежат отклонению как несостоятельные.
В связи с чем, у суд первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения требований заявителя.
Иные доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит необоснованными, поскольку они направлены на переоценку доказательств, сводятся к доводам заявления и не могут быть приняты в качестве оснований к отмене решения суда, так как являлись предметом изучения в ходе рассмотрения дела, где судом первой инстанции им дана обоснованная оценка, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение "адрес изъят" от 5 августа 2015 года по делу по иску А.Л.А к третьему отделу Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, незаконным, возложении обязанности принять на учет оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи: Р.И. Харин
Л.В. Гусарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.