Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ткачук М.А.,
при секретаре Жаповой Д.А.,
с участием:
представителя административного истца Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Гладких Е.П.,
представителя административного ответчика Думы муниципального образования "Нукутский район" Батуевой Н.В.,
представителя административного ответчика Мэра муниципального образования "Нукутский район" Баертуева А.Т.,
представителя заинтересованных лиц Администрации муниципального образования "Нукутский район" и Муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Нукутский район" Баертуева А.Т.,
прокурора Шебетниковой Ж.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-310/2015 по административному иску Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" к Думе муниципального образования "Нукутский район" и Мэру муниципального образования "Нукутский район" о признании не действующими и не подлежащими применению пункта 14 Приложения N 1 к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район" в редакции решения Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 и абзаца 13 Приложения N 2 к решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования "Нукутский район" от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район",
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания" (далее ОАО "ИЭСК") обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнений предмета административного иска от 14 декабря 2015 года) о признании не действующими и не подлежащими применению со дня принятия пункта 14 Приложения N 1 к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район", пункта 14 Приложения N 1 и абзаца 13 Приложения N 2 к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования "Нукутский район" от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район".
В обоснование заявленных требований указано, что ОАО "ИЭСК" является сетевой организацией, основным видом деятельности которой является оказание на территории Иркутской области услуг по передаче электрической энергии и осуществление в установленном законом порядке технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям. Для обеспечения деятельности по передаче электроэнергии и технологическому присоединению между Муниципальным казенным учреждением "Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Нукутский район" (арендодатель) и ОАО "ИЭСК" (арендатор) заключены договоры аренды двадцати двух земельных участков, необходимых для эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположены на территории муниципального образования "Нукутский район", категория земель: земли населенных пунктов и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
При расчете арендной платы по указанным договорам, арендодателем применены повышающие коэффициенты "данные изъяты", установленные пунктом 14 Приложения N 1 к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район".
Решением Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования "Нукутский район" от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район", в первоначальную редакцию оспариваемого нормативного правового акта внесены изменения. В Приложении N 1 пункт 14 изложен в прежней редакции и утверждено Приложение N 2 "Экономическое обоснование повышающих коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район".
Установленные оспариваемым нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления повышающие коэффициенты к арендной плате в размере "данные изъяты" нарушают принцип экономической обоснованности и противоречат Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Положению о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденному Постановлением Администрации Иркутской области от 31 июля 2008 года N 213-па.
Указанные коэффициенты в размере "данные изъяты", применяемые при расчете арендной платы за пользование земельными участками из земель населенных пунктов и земель промышленности, установлены произвольно, в завышенном размере, что нарушает права административного истца, как субъекта экономической деятельности.
В судебном заседании представитель административного истца Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Гладких Е.П. заявленные требования в уточненной редакции поддержала.
В судебном заседании представитель административного ответчика Думы муниципального образования "Нукутский район" Батуева Н.В. согласилась с заявленными требованиями в части признания не действующим пункта 14 Приложения N 1 и абзаца 13 Приложения N 2 к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования "Нукутский район" от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район". Полагала, что данный нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку он применялся, и на основании него были реализованы права административного истца. Указала, что Решение Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район" прекратило свое действие с момента вступления в силу Решения Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 и является недействующим в силу издания более позднего акта. Порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта представительным органом местного самоуправления соблюден.
Представитель административного ответчика Мэра муниципального образования "Нукутский район" и заинтересованных лиц Администрации муниципального образования "Нукутский район" и Муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Нукутский район" Баертуев А.Т. высказал позицию, аналогичную позиции представителя административного ответчика Думы муниципального образования "Нукутский район" Батуевой Н.В.
Представитель заинтересованных лиц Правительства Иркутской области и Министерства имущественных отношений Иркутской области Богданова Н.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменном отзыве просила вынести законное и обоснованное решение.
В соответствии с положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя заинтересованных лиц, извещенного о времени и месте судебного заседания, просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, не представившего доказательства уважительности причин отсутствия и не просившего об отложении разбирательства дела.
Выслушав объяснения представителя административного истца Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" Гладких Е.П., представителя административного ответчика Думы муниципального образования "Нукутский район" Батуевой Н.В., представителя административного ответчика Мэра муниципального образования "Нукутский район" и заинтересованных лиц Администрации муниципального образования "Нукутский район" и Муниципального казенного учреждения "Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Нукутский район" Баертуева А.Т., оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Шебетниковой Ж.В., полагавшей необходимым удовлетворить административные исковые требования, Иркутский областной суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации областной суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с положениями статей 34 и 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и части 1 статьи 24 Устава муниципального образования "Нукутский район" представительным органом муниципального образования "Нукутский район" является Дума муниципального образования "Нукутский район".
Оспариваемые нормативные правовые акты приняты представительным органом муниципального образования, следовательно, дело подсудно Иркутскому областному суду в качестве суда первой инстанции, независимо от того, что осуществляемая ОАО "ИЭСК" деятельность является экономической, поскольку Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" из подведомственности арбитражных судов исключены дела об оспаривании нормативных правовых актов, за исключением дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как усматривается из материалов дела, постановлениями главы администрации муниципального образования "Нукутский район" от "дата изъята" "номер изъят" Обществу с ограниченной ответственностью "Иркутская электросетевая компания" предоставлены в аренду земельные участки на 49 лет для эксплуатации электрических сетей:
- из земель населенных пунктов, с кадастровыми номерами "номер изъят"; местоположение: "адрес изъят"
из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровыми "номер изъят"; местоположение: "адрес изъят"
Постановлением главы администрации муниципального образования "Нукутский район" от "дата изъята" "номер изъят" Обществу с ограниченной ответственностью "Иркутская электросетевая компания" предоставлены в аренду земельные участки на 49 лет для эксплуатации электрических сетей: из земель населенных пунктов, с кадастровым "номер изъят", местоположение: "адрес изъят"; из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровым "номер изъят", местоположение: "адрес изъят".
Федеральным Конституционным законом от 30 декабря 2006 года N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа" в составе Российской Федерации образован новый субъект в результате объединения двух граничащих между собой субъектов Российской Федерации - Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Статьей 3 данного закона установлено, что границы нового субъекта Российской Федерации совпадают с границами Иркутской области на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и охватывают территории объединившихся Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
Статья 4 указанного закона определила, что Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 года.
Статьей 7 названного закона установлен переходный период до 01 января 2009 года.
В настоящее время перечисленные выше земельные участки расположены в границах Иркутской области.
Постановлениями главы администрации муниципального образования "Нукутский район" от "дата изъята" "номер изъят" и от "дата изъята" "номер изъят" Открытому акционерному обществу "Иркутская электросетевая компания" предоставлены в аренду земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на 49 лет для эксплуатации электрических сетей, из земель населенных пунктов, с кадастровыми "номер изъят", местоположение: "адрес изъят"
Постановлением главы администрации "Нукутский район" от "дата изъята" "номер изъят" Открытому акционерному обществу "Иркутская электросетевая компания" предоставлен в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, на 49 лет для эксплуатации электрических сетей, из земель населенных пунктов, с кадастровым "номер изъят", местоположение: "адрес изъят".
Постановлениями главы администрации муниципального образования "Нукутский район" от "дата изъята" "номер изъят" Открытому акционерному обществу "Иркутская электросетевая компания" предоставлены в аренду земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на 49 лет для эксплуатации электрических сетей, из земель населенных пунктов, с кадастровыми "номер изъят" местоположение: "адрес изъят"
Постановлениями главы администрации муниципального образования "Нукутский район" от "дата изъята" "номер изъят" Открытому акционерному обществу "Иркутская электросетевая компания" предоставлены в аренду земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на 49 лет для эксплуатации электрических сетей:
из земель населенных пунктов, с кадастровыми "номер изъят"; местоположение: "адрес изъят"
из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, с кадастровыми "номер изъят" местоположение: "адрес изъят"
Постановлениями главы администрации муниципального образования "Нукутский район" от "дата изъята" "номер изъят" Открытому акционерному обществу "Иркутская электросетевая компания" предоставлены в аренду земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на 49 лет для эксплуатации электрических сетей, из земель населенных пунктов, с кадастровыми "номер изъят"; местоположение: "адрес изъят"
На основании указанных постановлений между Муниципальным образованием "Нукутский район" и Обществом с ограниченной ответственностью "Иркутская электросетевая компания" заключены договоры аренды указанных земельных участков от "дата изъята" "номер изъят" и от "дата изъята" "номер изъят", к которым имеются акты приема-передачи, кадастровые паспорта, расчеты арендной платы и дополнительные соглашения от "дата изъята" , из содержания которых усматривается, что расчет арендной платы производится из кадастровой стоимости земельных участков, а арендатором земельных участков выступает Открытое акционерное общество "Иркутская электросетевая компания", поскольку имело место изменение организационно-правовой формы административного истца.
"дата изъята" между Муниципальным казенным учреждением "Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Нукутский район" и ОАО "ИЭСК" заключены договоры аренды указанных земельных участков "номер изъят" соответственно, к которым имеются акты приема-передачи, кадастровые паспорта, расчеты арендной платы, из содержания которых усматривается, что расчет арендной платы производится из кадастровой стоимости земельных участков.
Доказательствами применения оспариваемого нормативного правового акта к Открытому акционерному обществу "Иркутская электросетевая компания" являются:
реестр расчета арендной платы по договорам аренды земельных участков "дата изъята" по "дата изъята" , в котором содержатся уведомления о расчете арендной платы с применением коэффициентов "данные изъяты", направленные Комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Нукутский район" в адрес ОАО "ИЭСК",
реестр платежных поручений за "дата изъята" с приложением копий платежных поручений "номер изъят"
реестр платежных поручений за "дата изъята" с приложением копий платежных поручений "номер изъят",
реестр платежных поручений за "дата изъята" с приложением копий платежных поручений "номер изъят"
реестр платежных поручений за "дата изъята" с приложением копий платежных поручений "номер изъят"
реестр платежных поручений "дата изъята" год с приложением копий платежных поручений "номер изъят"
реестр платежных поручений "дата изъята" с приложением копий платежных поручений "номер изъят".
Из содержания данных доказательств следует, что административным истцом оплачена арендная плата за пользование указанными земельными участками с применением коэффициентов "данные изъяты" в течение "дата изъята" .
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт применялся в отношении административного истца в течение всего периода его действия.
В соответствии с пунктами "в", "г" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
В соответствии с положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В силу пункта 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 года N 489, от 19 августа 2011 года N 697, от 26 октября 2011 года N 868, от 14 января 2014 года N 23, от 22 февраля 2014 года N 133, от 30 октября 2014 года N 1120.
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов:
принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке;
принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя;
принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости;
принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, в соответствии с которым размер арендной платы, устанавливаемый в связи с переоформлением прав на земельные участки, не должен превышать более чем в 2 раза размер земельного налога в отношении таких земельных участков;
принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога;
принцип запрета необоснованных предпочтений, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Порядок определения размера арендной платы на территории Иркутской области за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в период принятия оспариваемого нормативного правового акта органом местного самоуправления был утвержден Постановлением Администрации Иркутской области от 31 июля 2008 года N 213-па "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", в редакции Постановлений Правительства Иркутской области от 18 февраля 2009 года N 31-пп, от 27 января 2010 года N 5-пп, от 19 ноября 2012 года N 646-пп.
Данным порядком установлено, что арендная плата в год за использование земельного участка устанавливается в размере налоговой ставки земельного налога за соответствующий земельный участок либо в ином размере в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения и определяется в договоре аренды земельного участка с учетом уровня инфляции (максимального значения уровня инфляции), установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по состоянию на 1 января очередного года, начиная с года, следующего за годом, в котором утвержден результат определения кадастровой стоимости земельного участка.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Иркутской области вправе установить экономически обоснованные коэффициенты с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, рассчитываемой в соответствии с абзацем 1 пункта 3 настоящего Положения. Допускается изменение этих коэффициентов, но не чаще одного раза в шесть месяцев.
С 20 декабря 2015 года данное постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Иркутской области от 01 декабря 2015 года N 601-пп "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена", которое содержит аналогичные положения, касающиеся права органов местного самоуправления устанавливать экономически обоснованные коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы.
В соответствии с положениями статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Решением Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 25 декабря 2009 года N 72 установлены коэффициенты, применяемые к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район", которые содержатся в Приложении к указанному решению. Данное решение опубликовано в газете Нукутского района "Свет Октября" от 31 декабря 2009 года N 52 (6804) в соответствии с частью 4 статьи 10 Устава муниципального образования "Нукутский район".
Пунктом 14 указанного решения определено, что коэффициенты к размеру арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования: для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики, установлены в размере 20 для земель населенных пунктов и в размере 20 для земель промышленности.
Решением Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 внесены изменения в решение Думы муниципального образования "Нукутский район" от 25 декабря 2009 года N 72, Приложение изложено в новой редакции (Приложение N 1) с учетом экономического обоснования (Приложение N 2). Данное решение опубликовано в газете Нукутского района "Свет Октября" от 15 октября 2010 года N 40 (6844).
Пунктом 14 Приложения N 1 определено, что коэффициенты к размеру арендной платы за земельные участки с видом разрешенного использования: для размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики, установлены в размере 20 для земель населенных пунктов и в размере 20 для земель промышленности.
В Приложении N 2 к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 содержится экономическое обоснование повышающих коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район".
В Решение Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 25 декабря 2009 года N 72 также вносились изменения решениями Думы муниципального образования "Нукутский район" от 30 августа 2011 года N 64, от 30 ноября 2012 года N 85, от 25 декабря 2012 года N 95, от 28 февраля 2013 года N 13, от 05 сентября 2013 года N 57, от 30 мая 2014 года N 33, от 02 сентября 2014 года N 46, которыми не вносились изменения в оспариваемый пункт 14 Приложения N 1 и в Приложение N 2 в части экономического обоснования коэффициентов, установленных в пункте 14. Данные решения опубликованы в газете Нукутского района "Свет Октября" от 21 октября 2011 года N 41 (6896), от 28 декабря 2012 года N 51 (6956), от 08 февраля 2013 года N 5 (6961), от 29 марта 2013 года N 12 (6968), от 01 ноября 2013 года N 43 (6998), от 04 июля 2014 года N 26 (7033), от 19 сентября 2014 года N 37 (7044).
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт действует в редакции всех последующих изменений, а административным истцом оспаривается как первоначальная редакция пункта 14 Приложения, так и последующая редакция пункта 14 Приложения N 1 и Приложение N 2 в части установления коэффициентов к арендной плате, установленных в пункте 14, суд полагает ошибочной позицию административного ответчика Думы муниципального образования "Нукутский район" о том, что решение Думы муниципального образования "Нукутский район" от 25 декабря 2009 года N 72 прекратило свое действие с момента вступления в силу Решения Думы муниципального образования "Нукутский район" от 30 июля 2010 года N 48 и не может быть оспорено по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку в случае отмены более позднего нормативного правового акта, которым внесены изменения в первоначальную его редакцию, действует первоначальная редакция данного акта.
Проверяя соблюдение административным ответчиком Думой муниципального образования "Нукутский район" порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с вышеперечисленными положениями федерального законодательства и законодательства Иркутской области оспариваемый нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления принят с соблюдением компетенции, поскольку вопросы установления платы за пользование земельными участками относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, учитывая, что субъектом Российской Федерации - Иркутской областью - установлено право органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов устанавливать экономически обоснованные коэффициенты с учетом категорий земель и (или) видов разрешенного использования земельных участков, применяемые к размеру арендной платы, которые расположены на территории муниципальных районов и которые в силу положений абзаца 2 части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в редакции, действовавшей до 01 марта 2015 года, то есть в момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, осуществляют распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу положений части 2 статьи 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", которая введена Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и применяется к правоотношениям, возникшим после 01 марта 2015 года, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Пределы полномочий представительного органа местного самоуправления ограничены лишь установлением коэффициентов к размеру арендной платы, которые определяются исходя из видов разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории муниципального района, тогда как порядок определения размера арендной платы устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решением Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 12 марта 2010 года N 11 утверждено Положение о порядке распоряжения земельными участками на территории муниципального образования "Нукутский район", государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с которым распоряжение указанными земельными участками осуществляет орган местного самоуправления муниципального образования "Нукутский район".
В соответствии с положениями статей 7 и 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также положениями статьи 24 Устава муниципального образования "Нукутский район" принятие нормативных правовых актов отнесено к компетенции представительного органа местного самоуправления - Думы муниципального образования "Нукутский район".
Численность представительного органа местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования и не может быть менее 15 человек.
Заседание представительного органа муниципального образования считается правомочным, если на нем присутствуют не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Частью 1 статьи 24 Устава определено, что Дума муниципального образования "Нукутский район" состоит из 15 человек.
В соответствии со статьями 26 и 27 Регламента Думы муниципального образования "Нукутский район" от 07 апреля 2006 года N 24, в редакции от 10 апреля 2009 года N 7 и от 28 августа 2009 года N 45, заседание Думы проводит председатель, а в его отсутствие заместитель.
Статьями 30, 32, 33, 34, 35 Регламента Думы муниципального образования "Нукутский район" решения Думы принимаются открытым голосованием, большинством голосов от числа присутствующих депутатов.
Мэр муниципального образования "Нукутский район" подписывает решение не позднее 10 дней со дня его получения.
Решение Думы вступает в силу с момента его подписания, если иное не установлено в самом решении. Решения Думы, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в средствах массовой информации, которым в соответствии с частью 4 статьи 10 Устава муниципального образования "Нукутский район" является газета Нукутского района "Свет Октября".
Оспариваемое Решение Думы муниципального образования "Нукутский район" от 25 декабря 2009 года N 72, в редакции всех последующих изменений, принято на заседаниях Думы муниципального образования "Нукутский район" большинством голосов от присутствующих депутатов, кворум имелся (на заседаниях Думы 25 декабря 2009 года и 30 июля 2010 года присутствовали 11 из 15 депутатов), что подтверждается протоколами заседаний от 25 декабря 2009 года N 13, от 30 июля 2010 года N 9, от 30 августа 2011 года N 8, от 30 ноября 2012 года N 13, от 25 декабря 2012 года N 14, от 28 февраля 2013 года N 2, от 05 сентября 2013 года N 8, от 30 мая 2014 года N 5, от 02 сентября 2014 года N 7, подписано мэром муниципального образования "Нукутский район" и опубликовано в установленном порядке в газете Нукутского района "Свет Октября".
Таким образом, судом установлено, что порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта административными ответчиками соблюден.
Оспариваемое Решение Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 25 декабря 2009 года N 72 в части пункта 14 Приложения и Решение Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 в части пункта 14 Приложения N 1 и абзаца 13 Приложения N 2 является нормативным правовым актом, так как оно издано в установленном законом порядке управомоченным органом местного самоуправления, в нем содержатся правовые нормы (правила поведения), касающиеся методики и порядка исчисления размера арендной платы с применением повышающих коэффициентов за земельные участки, находящиеся в аренде, и государственная собственность на которые не разграничена. Данные правовые нормы обязательны для неопределенного круга лиц, владеющих объектами воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики. Они рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений при расчете арендной платы за указанные земельные участки.
Суд учитывает, что Приложение N 2 к оспариваемому нормативному правовому акту, содержащее Экономическое обоснование повышающих коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район", следует рассматривать в нормативном единстве с Приложением N 1, так как без анализа экономического обоснования невозможно прийти к выводу об обоснованности установленных коэффициентов, которые оспариваются административным истцом.
Из преамбулы Приложения N 2 к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" от 30 июля 2010 года N 48 следует, что экономическое обоснование повышающих коэффициентов к арендной плате принято для того, чтобы учесть территориальные особенности кадастровой стоимости земли района, иметь возможность при наличии экономического обоснования устанавливать коэффициент, учитывающий вид деятельности арендатора, расположение земельного участка на территории муниципального образования и категорию арендатора в достаточно широких пределах. Необходимо принимать во внимание то обстоятельство, что утвержденные на территории района результаты кадастровой оценки земель, при которых удельные показатели кадастровой стоимости по виду использования земель в разных населенных пунктах сильно разнятся. В связи с отсутствием в законодательстве единообразного подхода к экономическому обоснованию размера арендной платы за земельные участки, экономическое обоснование значений коэффициентов может включать в себя многопрофильный анализ оценочных характеристик земельного участка, анализ доходности различных видов экономической деятельности, оценку социальных, экономических, природных и иных факторов.
Из изложенного следует, что экономическое обоснование (Приложение N 2) содержит критерии определения повышающих коэффициентов к арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, которые фактически содержат в себе правовые нормы, касающиеся кадастровой стоимости земли, видов разрешенного использования земельных участков, доходности различных видов экономической деятельности.
Учитывая специфику данного нормативного правового акта, суд приходит к выводу о наличии в Приложении N 2 к оспариваемому нормативному правовому акту норм права, содержащих критерии для расчета повышающих коэффициентов к арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены на территории муниципального образования "Нукутский район".
Оспариваемый абзац 13 Приложения N 2 к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования "Нукутский район" от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район", предусматривает, что размещенные воздушные линии электропередачи, наземные сооружения кабельных линий электропередачи, подстанции распределительных пунктов, другие сооружения и объекты энергетики на землях населенных пунктов и на землях промышленности являются объектами инфраструктуры для социально-экономического развития района. В связи с этим, коэффициенты предложено оставить без изменения. Указано, что осуществление анализа финансово-хозяйственной деятельности данных объектов невозможно, так как на территории района осуществляют деятельность филиалы вышеназванных структур. Повышение арендной платы приведет к росту цен на тарифы для этих видов услуг.
Исходя из принципа экономической обоснованности, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Однако, из содержания абзаца 13 Приложения N 2 к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования "Нукутский район" от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район", не усматривается, что при расчете коэффициентов "данные изъяты" для земельных участков, расположенных на землях промышленности и землях населенных пунктов, были учтены критерии доходности земельного участка, а также конкретные установленные тарифы по передаче электрической энергии для организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке.
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 11 мая 2004 года N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Нельзя считать допустимым такое положение вещей, когда дифференцированные ставки земельного налога могут устанавливаться органами местного самоуправления и государственной власти фактически произвольно.
Из анализа приведенных норм и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что размер арендной платы должен быть дифференцирован исключительно по критериям, влияющим на доходность земельного участка, в том числе должно учитываться государственное регулирование тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на арендуемом земельном участке. При этом порядок расчета арендной платы за земельные участки, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Основываясь на принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Установленные Приложением N 1 к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 коэффициенты к арендной плате рассчитаны не исходя из анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков, а исходя из невозможности осуществления анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов, владеющих линиями электропередачи и другими объектами энергетики, что свидетельствует фактически об отсутствии экономического обоснования данных коэффициентов.
Поскольку пункт 14 Приложения N 1 и абзац 13 Приложения N 2 (в части воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики) к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 не соответствуют федеральному законодательству, они должны быть признаны судом не действующими.
В этом случае продолжает действовать пункт 14 Приложения к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район", в котором отсутствует вообще какое-либо экономическое обоснование установленных коэффициентов "данные изъяты".
То есть эти коэффициенты фактически установлены исходя из экономической целесообразности, направлены на получение дополнительного дохода в бюджет муниципального образования, что недопустимо.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования административного истца Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" о признании не действующими:
пункта 14 Приложения к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район",
пункта 14 Приложения N 1 и абзаца 13 Приложения N 2 (в части воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики) к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования "Нукутский район" от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район",
подлежат удовлетворению, поскольку указанные нормативные правовые акты противоречат федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, ввиду отсутствия экономического обоснования повышающих коэффициентов к размеру арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с положениями части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:
указание на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или иной определенной судом даты,
указание на официальное опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспариваемый нормативный правовой акт.
Поскольку оспариваемые нормативные правовые акты до вынесения решения суда применялись в течение 2010-2015 годов и на основании этих актов были реализованы права граждан и организаций, суд приходит к выводу, что оспариваемые нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования подлежат признанию не действующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в газете Нукутского района "Свет Октября" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Открытого акционерного общества "Иркутская электросетевая компания" удовлетворить.
Признать не действующими со дня вступления в законную силу решения суда:
пункт 14 Приложения N 1 к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район",
пункт 14 Приложения N 1 и абзац 13 Приложения N 2 к Решению Думы муниципального образования "Нукутский район" пятого созыва от 30 июля 2010 года N 48 "О внесении изменений в решение Думы муниципального образования "Нукутский район" от 25 декабря 2009 года N 72 "Об установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования "Нукутский район".
Сообщение о принятом Иркутским областным судом решении подлежит публикации в газете Нукутского района "Свет Октября" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья М.А. Ткачук
Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.