Судья Тверского областного суда Титов С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу А.В. на решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 27 октября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя директора по эксплуатации, главного инженера филиала "Тверской" ОАО "Славянка" А.В.,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора, и.о. заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области (далее - Управление Росприроднадзора по Тверской области) N
от 12 мая 2015 года должностное лицо - заместитель директора по эксплуатации, главный инженер филиала "Тверской" ОАО "Славянка" А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Обжалуемым решением судьи Пролетарского районного суда г. Твери
от 27 октября 2015 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба А.В. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, А.В. выражает несогласие с принятыми по делу решениями. Ссылаясь на положения статей 1.5, 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" считает их незаконными и необоснованными, принятыми без учета фактических обстоятельств дела.
В обоснование указывает, что в постановлении должностного лица не установлена объективная сторона правонарушения, а именно какие действия (бездействие) заявителя повлекли совершение правонарушения.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие образование отходов в процессе деятельности ОАО "Славянка". Твердые бытовые отходы образуются в результате деятельности объектов казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства Обороны РФ, а Общество на основании Государственного контракта N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Министерством обороны РФ и ОАО "Славянка", оказывает услуги по вывозу твердых бытовых отходов. При этом в перечень оказываемых услуг по Контракту не входят услуги по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, услуги по составлению паспорта отходов I-IV классов опасности. Условиями Контракта не установлены обязательства Общества по утилизации, обезвреживанию и размещению твердых бытовых отходов. Полагает, что суд дал ненадлежащую правовую оценку договору N от
ДД.ММ.ГГГГ, заключенному Обществом с Общество
Судом не рассмотрены представленные заявителем документы и пояснения, подтверждающие принятие им как должностным лицом всех зависящих от него мер в рамках предоставленных полномочий по недопущению совершения правонарушения.
Просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, производство по делу - прекратить.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав защитника С.В., поддержавшую доводы жалобы и представителя Управления Росприроднадзора по Тверской области А.В., просившего оставить обжалуемое судебное решение без изменения, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по Тверской области N от 20 марта 2015 года должностными лицами отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Тверской области в отношении ОАО "Славянка" в лице филиала "Тверской" ОАО "Славянка" по месту его фактического нахождения: "адрес" проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом требований природоохранного законодательства, результаты которой зафиксированы в акте N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116-129).
Согласно акту проверки филиалом общества не соблюдаются положения пункта 1 статьи 22 и статьи24 требований Федерального закона от
10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В нарушение Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89
"Об отходах производства и потребления":
- не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимиты на их размещение (п. 3 ст.18 данного Федерального закона);
- не подтверждена профессиональная подготовка специалиста-эколога на право работы с отходами I-IV класса опасности (п.1.ст.15 данного Федерального закона);
- вывоз и размещение твердых коммунальных отходов с объектов специализированного жилищного фонда осуществляется Общество на основании заключенного договора с Обществом на полигон
МУП который не внесен в государственный реестр объектов размещения отходов (ч.6, 7 ст.12 данного Федерального закона);
- не подтверждено отнесение образующихся в процессе деятельности Общества отходов к конкретному классу опасности, паспорта отходов I-IV класса опасности отсутствуют (п.2, п.3 статьи.14 Федерального закона).
Контроль по соблюдению экологических требований при обращении с отходами производства и потребления осуществляет согласно трудовому договору от 2 марта 2011 года, дополнительному соглашению к нему и должностной инструкции заместитель директора по эксплуатации, главный инженер филиала "Тверской" ОАО "Славянка" А.В.
Как следствие выявленных нарушений 28 апреля 2015 года в отношении должностного лица - заместителя директора по эксплуатации, главного инженера филиала "Тверской" ОАО "Славянка" А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и 12 мая 2015 года вынесено постановление о признании должностного лица виновным в совершении указанного административного правонарушения.
Проверяя законность и обоснованность постановления о привлечении
должностного лица к административной ответственности, судья Пролетарского районного суда г. Твери согласился с доводом жалобы А.В. об отсутствии его вины в нарушении частей 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89 "Об отходах производства и потребления", однако данное обвинение из обжалуемого постановления не исключил, оставив его без изменения, в виду наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно статье 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу пункта 3 статьи 18 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Исходя из положений указанных норм, обязанность по разрабатыванию проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, проектов по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения и представлению необходимой информации в области обращения с отходами возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).
Как следует из материалов дела, на основании договора, заключенного 2 августа 2010 года между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Славянка", основным видом деятельности Общества является управление специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно государственного контракта N от
ДД.ММ.ГГГГ при оказании услуг по обслуживанию коммунально-жилищного фонда военных городков ОАО "Славянка" обязано осуществлять сбор и очистку контейнерных площадок, соблюдение сроков вывоза бытовых отходов и соблюдение требований к содержанию контейнеров и контейнерных площадок (п.п.6.1, 7.1, 7.2 Контракта).
Договором N от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ОАО "Славянка" (Заказчик) и Общество (Исполнитель), предусмотрен вывоз и размещение Исполнителем твердых коммунальных отходов с объектов специализированного жилищного фонда Заказчика. Согласно Приложению N1 данного договора, определяющему техническое задание, в число объектов филиал "Тверской" ОАО "Славянка" входит жилой фонд, расположенный в "адрес"
Вместе с тем, деятельность ОАО "Славянка" по выполнению взятых на себя обязательств перед Министерством обороны Российской Федерации по выполнению указанного выше государственного контракта от
ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о неисполнении или ненадлежащем исполнении заместителем директора по эксплуатации, главным инженером филиала "Тверской" ОАО "Славянка" А.В. своих должностных обязанностей на объекте, расположенном в "адрес".
Привлекая А.В. к административной ответственности за несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, должностное лицо и суд первой инстанции исходили из того, что филиал общества осуществляет временное накопление отходов I - IV класса опасности, которые образуются в процессе непосредственно его деятельности.
В акте проверки от 24 апреля 2015 года и протоколе об административном правонарушении N от 28 апреля 2015 года отражено, что из объяснений директора филиала Тверской ОАО "Славянка" и эколога Общества следует, что в результате деятельности юридического лица образуются отходы (люминесцентные лампы и отходы от деятельности автотранспорта). Однако письменные объяснения указанных лиц в деле отсутствуют. Иных сведений, как и объективных доказательств подтверждающих, что в "адрес" в процессе непосредственной деятельности Общества образуются отходы I - IV класса опасности, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах выводы о наличии в действиях главного инженера филиала "Тверской" ОАО "Славянка" административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нельзя признать законными и обоснованными, а виновность А.В. в инкриминируемом ему правонарушении доказанной.
Согласно статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, постановление старшего государственного инспектора, и.о. заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области N от 12 мая 2015 года, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 27 октября 2015 года, вынесенные в отношении должностного лица - заместителя директора по эксплуатации, главного инженера филиала "Тверской" ОАО "Славянка" А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полежат отмене, а производство по делу об административном правонарушении прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых они были вынесены.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу А.В. удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора,
и.о. заместителя начальника отдела экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тверской области N от 12 мая 2015 года, решение судьи Пролетарского районного суда г. Твери от 27 октября 2015 года, вынесенные в отношении должностного лица - заместителя директора по эксплуатации, главного инженера филиала "Тверской" ОАО "Славянка" А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья С.Е.Титов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.