Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я.
при секретаре судебного заседания Доброхваловой Е.И.
по докладу судьи Улыбиной С.А.
27 января 2016 года
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери
дело по апелляционной жалобе Пикалёвой В.А. на решение Селижаровского районного суда Тверской области от 3 декабря 2015 года, которым постановлено:
"Административное исковое заявление Провозёна А.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Обязать Администрацию муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Провозёна А.А., утвердив схему расположения земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м., находящегося по адресу: "адрес", на кадастровом плане территории.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области в пользу Провозёна А.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей 00 копеек"
судебная коллегия
установила:
Провозён А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., которое мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ он подал заявления в Администрацию муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано постановление N "О присвоении адресов объектам недвижимости на территории Талицкого сельского поселения", в соответствии с которым присвоен адрес испрашиваемому земельному участку: "адрес". ДД.ММ.ГГГГ им получен ответ за N от ДД.ММ.ГГГГ о том, что ему отказано в согласовании и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка, так как с заявлением об утверждении схемы расположения и предоставления в аренду указанного земельного участка обратилась жительница "адрес", которая является инвалидом и имеет право на первоочередное получение земельного участка в аренду без торгов. Между тем, обратившаяся с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка ДД.ММ.ГГГГ Пикалёва В.А., хотя является инвалидом, но лишь зарегистрирована в "адрес", фактически постоянно проживает в "адрес", не состоит и никогда не состояла на учете по месту жительства в администрации муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Таким образом, она не имеет первоочередного права на предоставление ей земельного участка. В ответе N от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не приведено ни одного из оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, отраженных в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, который является исчерпывающим. Ответ административного ответчика об отказе в согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (вх. N), не основан на законе и противоречит п. 1-3 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996г N 901, ст. ст. 11.10, 39.15, 39.6 Земельного кодекса РФ. Указанным решением административного ответчика нарушены его права и законные интересы, предусмотренные ст. 17, 18, 36 Конституции РФ. Оспариваемым решением административного ответчика созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, поскольку незаконный отказ в согласовании и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (вх. N) создает препятствие в согласовании схемы расположения земельного участка и дальнейшем возможном предоставлении данного земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании административный истец Провозён А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, подтвердил доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного истца - адвокат Детков Д.С. заявленные требования поддержал, подтвердил доводы, изложенные в административном исковом заявлении, пояснил, что отказ Администрации Талицкого сельского поселения в утверждении схемы расположения участка Провозёна А.А. является незаконным, поскольку отсутствуют предусмотренные пунктом 16 ст. 11.10 ЗК РФ основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области - Колосова Е.А. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Талицкого сельского поселения обратился Провозён А.А. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м. ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в утверждении схемы расположения участка, так как ДД.ММ.ГГГГ в администрацию поступило заявление об утверждении схемы расположения спорного земельного участка от инвалида "данные изъяты" Пикалёвой В.А. Также пояснила, что спорный земельный участок является свободным, им никто не пользуется лет 8. Пикалёва В.А. на учете в администрации Талицкого сельского поселения, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий не состоит.
Третье лицо Пикалёва В.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что она является инвалидом 2 группы. Она решилаоформить земельный участок около жилого дома в собственность, для чего ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка в администрацию Талицкого сельского поселения. До этого она заключила договор с кадастровым инженером на проведение работ по межеванию земельного участка. Считает, что участок должен быть предоставлен ей, поскольку она ранее обрабатывала и пользовалась им.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Пикалёва В.А. просит решение Селижаровского районного суда Тверской области от 3 декабря 2015 года отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований Провозёна А.А., ссылаясь на то, что суд не разъяснил ей её права, предусмотренные статьёй 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в связи с чем, она не смогла вступить в деле на стороне ответчика, хотя просила об этом. Определение о вступлении её в дело отсутствует. При согласовании схемы расположения земельного участка ей не было известно, что на часть земельного участка претендует административный истец. Земельный участок в границах, согласованной схемы расположения, поставлен на кадастровый учет. Кадастровый инженер, проводивший работы на основании заключенного ею договора в судебное заседание не приглашался, а договора с собой у неё не было, в связи с чем, не могла ходатайствовать о его приобщении к материалам дела. Административный ответчик ввела суд в заблуждение, исказив факты по земельному участку. В связи с признанием административным ответчиком заявленных требований, защитить её интересы в суде было некому. Также судом неправильно применены нормы материального права, поскольку Постановление Правительства РФ N 901 от 27 июля 1996 года в пункте 17 не требует для получения земельного участка в первоочередном порядке предоставления выписки о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Полагает и судом это установлено, при подаче заявления ДД.ММ.ГГГГ ею были представлены все перечисленные в указанной статье документы. Кроме того, суд не дал оценку тому обстоятельству, что у административного истца имелся уже в собственности один земельный участок и ему согласовывался и выделялся второй участок. Полагает, что судом нарушены принципы судопроизводства, установленные в статье 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Провозён А.А. ссылается на законность и обоснованность постановленного по делу решения и не состоятельность доводов жалобы.
В заседание суда апелляционной инстанции административный ответчик Администрация МО "Талицкое сельское поселение" надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, не явился, не сообщив суду причин своей неявки.
При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно нее, выслушав пояснения Пикалёвой В.А., ее представителя Васильева В.Е., административного истца Провозёна А.А., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Из положений статей 39.17 - 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что порядок предоставления гражданам земельных участков находящихся в муниципальной собственности, за плату или бесплатно предполагает заявительный порядок, с обязательным предоставлением документов предусмотренных Законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Провозён А.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" для ведения личного подсобного хозяйства (л.д.25).
ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области обратилась Пикалёва В.А. с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: Тверская "адрес" с видом разрешенного использования - приусадебный участок личного подсобного хозяйства (л.д. 28).
Перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка закреплен в части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области в адрес Провозёна А.А. направлено письмо за N, согласно которому в согласовании и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка отказано в виду того, что данный земельный участок также испрашивается гражданином, являющимся инвалидом и имеющим право на первоочередное получение земельного участка в аренду без торгов на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (л.д. 9).
По заявлению Пикалёвой В.А. администрацией муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области ДД.ММ.ГГГГ принято постановление N об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью "данные изъяты" кв.м, относящегося к категории земель населенных пунктов, расположенного в зоне индивидуальной жилой застройки "адрес" с разрешенным видом использования - ведение личного подсобного хозяйства.
Признавая незаконным отказ Администрации муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, а также проанализировав положение части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" во взаимосвязи с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901, обоснованно исходил из того, что Администрация муниципального образования Талицкого сельского поселения не представила доказательств того, что на момент обращения Провозёна А.А. в отношении испрашиваемого земельного участка реализовались права гражданина-инвалида, имеющего первоочередное право на получение земельного участка, обратившегося ранее, а также не представило доказательств, подтверждающих невозможность утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в связи с наличием прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок на момент обращения в орган местного самоуправления.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, утвержденными Постановлением Правительства РФ за N 901, на учет принимаются и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Анализ указанных законоположений свидетельствует о том, что право на первоочередное получение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов.
Поэтому первоочередное право на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий.
Отсутствие у инвалида нуждаемости в улучшении жилищных условий исключает право на первоочередное предоставление ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства.
Возможности получения инвалидами земельного участка в первоочередном порядке бесплатно ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни частью 14 статьей 17 Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрено.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции было установлено, что Пикалёва В.А. на учете в администрации муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области как инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий не состоит, что подтверждается справкой N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38).
Доказательств, свидетельствующих о признании Пикалёвой В.А. нуждающейся в улучшении жилищных условий, о постановке ее на соответствующий учет, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах у администрация муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области отсутствовали основания для отказа административному истцу в согласовании и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на том основании, что данный земельный участок также испрашивается гражданином, являющимся инвалидом и имеющим право на первоочередное получение земельного участка в аренду без торгов на основании Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы Пикалёвой В.А., выражающие несогласие с выводами суда и сводящиеся к тому, что действующее законодательство не ставит право гражданина-инвалида на внеочередное получение земельного участка в зависимость от его нуждаемости в жилом помещении или в улучшении жилищных условий, являются ошибочными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не свидетельствуют о неправильности оспариваемого решения суда.
Доводы жалобы о допущенных судом нарушений требований процессуального законодательства, выразившихся в не разъяснении ей прав, предусмотренных статьёй 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не привлечением её к участию в деле в качестве заинтересованного лица не свидетельствуют о нарушении прав Пикалёвой В.А..
Как следует из материалов дела в административном исковом заявлении Пикалёва В.А. была указана как третье лицо (л.д. 4).
Материалами дела подтверждается, что Пикалёва В.А. участвовала в рассмотрении дела, ей были разъяснены права, предусмотренные статьёй 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что подтверждается протоколом судебного заседания от 3 декабря 2015 года (л.д. 39-44).
Таким образом, невынесение судом определения о привлечении Пикалёвой В.А. в дело в качестве заинтересованного лица, не повлияло на объем реализации ее прав при рассмотрении дела и обжаловании судебного акта.
Доводы представителя Пикалёвой В.А. - Васильева В.Е., изложенные в суде апелляционной инстанции, о непроведении судом предварительного судебного заседания основанием к отмене решения суда не являются
Проведение предварительного судебного заседания не является обязательной стадией административного процесса (ст. 135 КАС РФ), притом, что подготовка к рассмотрению дела судом проведена, что следует из определения о подготовке от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-17).
Между тем, возлагая на администрацию муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области обязанность устранить допущенные нарушения, утвердив схему расположения земельного участка, предоставленной административным истцом, суд не учел положения пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласной которому, суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление
Так, Земельным кодексом Российской Федерации установлен порядок рассмотрения и установлен перечень оснований для принятия и отказа в принятии решения по заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка.
Таким образом, в случае необоснованного принятия органом органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по конкретному основанию, то суд может возложить на указанный орган лишь обязанность рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в установленном законом порядке, не предрешая при этом существа окончательного решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в указанной части изменить, возложив обязанность на Администрацию муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области рассмотреть обращение Провозёна А.А. об утверждении схемы расположения земельного участка и принять решение в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Селижаровского районного суда Тверской области от 3 декабря 2015 года изменить, изложив абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
Возложить на Администрацию муниципального образования "Талицкое сельское поселение" Селижаровского района Тверской области обязанность рассмотреть заявление Провозёна А.А. об утверждении схемы расположения земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м., находящегося по адресу: "адрес", на кадастровом плане территории, в установленном законом порядке.
В остальной части решение Селижаровского районного суда Тверской области от 3 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пикалёвой В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.