Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Акатьевой Т.Я. и Улыбиной С.А.,
при секретаре Алиеве М.Я.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Акатьевой Т.Я.,
дело по апелляционной жалобе Бугаева В.А. на решение Калининского районного суда Тверской области от 28 октября 2015 года, которым постановлено:
"В удовлетворении административного искового заявления Бугаева В.А. к МУ Администрация Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обязании вывезти мусор отказать".
Судебная коллегия
установила:
Бугаев В.А.обратился в суд с административным иском к МУ Администрация Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, обязании организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
В обоснование заявленных требований указано, что Бугаеву В.А. на праве собственности принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью "данные изъяты" кв.м. кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес". Проверкой, проведенной Управлением Россельхознадзора Тверской области, было установлено, что земельный участок кадастровый N с южной его части загрязнен отходами производства и потребления, в связи с чем, Бугаев В.А. был привлечен к административной ответственности за неосуществление проведения требований и обязательных мероприятий по защите земель сельскохозяйственного назначения от загрязнения мусором, отходами производства и потребления. Загрязнение участка, принадлежащего Бугаеву В.А., возникло из-за невыполнения МУ Администрация Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области обязанностей по организации сбора мусора в д.Дубниха, вследствие чего жители д.Дубниха вынуждены складировать отходы производства и потребления на прилегающей к деревне территории, в том числе на участке Бугаева В.А. Действующим законодательством организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения. Каждый гражданин РФ имеет право на благоприятную окружающую среду. В результате невыполнения МУ Администрация Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.
Просил суд признать незаконным бездействие МУ Администрация Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области, выразившееся в невыполнении обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в д. Дубниха, обязать МУ Администрация Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в д.Дубниха.
20.10.2015 года к производству суда в порядке ст. 46 КАС РФ было принято изменение исковых требований, согласно которым от имени Бугаева В.А. его представитель по доверенности Ваганов И.А. просил признать незаконным бездействие МУ Администрация Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области, выразившееся в невыполнении обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в д. Дубниха, обязать МУ Администрация Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области вывезти мусор с земельного участка кадастровый N.
Дополнительно в обоснование административного иска заявлено, что загрязнение земельного участка кадастровый N возникло из-за невыполнения административным ответчиком обязанностей по организации сбора мусора в д.Дубниха, в том числе в период до 01.01.2015 года.
Согласно генеральной схеме очистки территории поселения, утвержденной 07.08.2015 года, в деревнях, где проживает 20 и менее человек, отсутствует возможность вывозить мусор, поэтому жители д. Дубниха, в которой проживает 7 человек, вынуждены складировать отходы производства и потребления на прилегающей к деревне территории, в том числе на участке Бугаева В.А. По той же схеме очистки территории несанкционированные свалки, образованные на территории поселения, ликвидируются силами администрации сельского поселения. Договоры на вывоз бытовых отходов не согласованы со старостой д.Дубниха, сроки вывоза отходов не согласованы с Управлением Роспотребнадзора. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления.
Административный истец Бугаев В.А., будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об уважительности причин своей неявки суду не сообщил. В данном случае его неявка не препятствует производству по делу.
Представитель административного истца Ваганов И.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика МУ Администрация Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области Брагина Н.В. иск не признала, суду пояснила, что на территории сельского поселения ответчиком полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов исполняются в полном объеме. Порядок уборки и содержания территории поселения, организация сбора и вывоза отходов производства и потребления содержатся в Правилах благоустройства территории Толмачевского сельского поселения, утвержденных решением Совета Депутатов N 150 от 12.10.2012 года. Утверждена также генеральная схема санитарной очистки территории Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области. Администрацией заключен муниципальный контракт со специализированной организацией на оказание услуг по вывозу твердых бытовых отходов и мусора с территории поселения. В малонаселенных деревнях граждане самостоятельно заключают договоры на вывоз бытовых отходов. Природа происхождения свалки на участке, принадлежащем Бугаеву В.А., неизвестна, данными о том, что мусор складировался на участке местными жителями, Администрация не располагает. Как собственник участка Бугаев В.А. самостоятельно обязан принимать меры по очистке своего участка от бытовых отходов и прочего мусора.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Бугаева В.А. по доверенности Ваганов И.А. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, в связи с неправильным применением норм материального права. Ссылаясь на положения ст.42 Конституции, ст.11 Федерального закона от 10.01.2002г.N7-Фз "Об охране окружающей среды", п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", п.1 ст.8, ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также утвержденной генеральной схемы очистки, полагает, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалке должна быть возложена на администрацию сельского поселения. Утверждение Советом депутатов Толмачевского сельского поселения "Правил благоустройства на территории МУ Толмачевское сельское поселение и генеральной схемы очистки территории Толмачевского сельского поселения" не свидетельствует об организации вывоза мусора в д.Дубниха должным образом. Из генеральной схемы очистки следует, что в деревнях, где проживает 20 и менее человек, нет возможности вывозить мусор ввиду отсутствия необходимого автопарка и финансовых средств, вследствие чего, жители д.Дубниха, где проживают 7 человек, были вынуждены складировать отходы производства и потребления на земельном участке Бугаева В.А. Кроме того, согласно генеральной схеме очистке несанкционированные, свалки, которые периодически образуется на территории поселения, ликвидируются силами администрации.
В суде апелляционной инстанции представитель Бугаева В.А. по доверенности Ваганов И.А. поддержал апелляционную жалобу, по доводам, изложенным в ней.
Представитель администрации Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области Брагина Н.В. возражала относительно доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражений на нее, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п.1 ч.2 ст.227 настоящего Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Как установлено судом, Бугаеву В.А. принадлежит на праве собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 120338 кв.м. кадастровый N по адресу: "адрес", который в его южной части, примыкающей к д. Дубниха, на площади в 250 кв.м. загрязнен мусором и отходами производства и потребления.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, административный истец полагал, что Администрацией Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области допущено бездействие по исполнению полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с территории сельского поселения в районе д.Дубниха, которое выразилось в возникновении несанкционированной свалки площадью 250 кв.м. на участке Бугаева В.А.
Исследуя вопрос о наличии бездействия со стороны администрации сельского поселения, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов дела, решением Совета Депутатов Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области N 150 от 12.10.2012 года были утверждены "Правила благоустройства территорий муниципального образования Толмачевское сельское поселение" (в дальнейшем Правила), регламентирующие, в том числе порядок уборки и содержания территории Толмачевского сельского поселения, уборку территорий по сезонам года, особые условия уборки и благоустройства, контроль и ответственность за зарушение Правил благоустройства, уборки и санитарного содержания территории поселения.
По п. 2.2 Правил ответственность за содержание объектов в чистоте и соблюдение установленного санитарного порядка возложена, в том числе на владельцев земельных участков.
Пунктами 2.10.1 - 2.10.7, 2.11.1 - 2.11.6 Правил установлены порядок сбора и вывоза отходов производства и потребления с территории Толмачевского сельского поселения, порядок содержания контейнерных площадок, а разделом 9 определены особые условия уборки и благоустройства, содержащие в себе запрет вывозить и выгружать бытовой, строительный мусор и грунт, промышленные отходы в места, неотведенные для этой цели органом местного самоуправления и несогласованные с органами санитарно-эпидемиологического надзора (п. 9.1.1 Правил).
Во исполнение "Правил благоустройства территорий муниципального образования Толмачевское сельское поселение" 16.02.2015 года и 01.07.2015 года МУ Администрация Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области были заключены муниципальные контракты с МУП Лихославльского района "Благоустройство", в соответствии с которыми МУП Лихославльского района "Благоустройство" обязывалось с 16.02.2015 года по 31.12.2015 года оказывать услуги по вывозу твердых бытовых отходов и мусора с контейнеров, установленных на территории Толмачевского сельского поселения.
Также на собрании жителей д. Дубниха, состоявшемся 26.01.2015 года с участием представителей Администрации Толмачевского сельского поселения, было решено, поскольку в д.Дубниха проживает 7 человек, постольку сбор и вывоз образующихся в. д.Дубниха отходов от населения осуществлять по договорам-графикам, заключенным жителями деревни с МУП Лихославльского района "Благоустройство".
16.02.2015 года жителями д.Дубниха ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 были заключены договоры с МУП Лихославльского района "Благоустройство", в соответствии с которыми МУП Лихославльского района "Благоустройство" приняло на себя обязательства вывозить от потребителей - граждан твердые бытовые отходы в период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года.
Постановлением МУ Администрация Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области N 48 от 07.08.2015 года была утверждена Генеральная схема очистки территории Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области, направленная на решение комплекса работ по организации сбора, удаления и размещения бытовых отходов, определяющая объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов и приравненных к ним отходов, необходимое для этого количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря.
Как следует из экспертного заключения N 08-4/196 от 30.06.2015 года, Генеральная схема очистки территории Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.1645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
06.07.2015 года указанная Генеральная схема была согласована Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Торжке.
Указанные в решении суда и находящиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о принятии администрацией мер по реализации возложенных на нее обязанностей по организации и вывозу отходов потребления в д.Дубниха, следовательно, об отсутствии со стороны административного ответчика незаконного бездействия.
Позиция заявителя о возложении обязанности на администрацию сельского поселения по вывозу мусора с земельного участка, находящегося в собственности Бугаева В.А. основана на неправильном толковании норм материального права.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ (установлены обязанности собственников земельных участков по их использованию, в том числе: не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно п.п.4 п.1 ст.13 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков в целях охраны земель возложена обязанность проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель.
Таким образом, оснований для признания незаконным бездействия администрации Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области, выразившегося в невыполнении обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора и обязании административного ответчика вывезти мусор с участка Бугаева В.А. у суда не имелось.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно Генеральной схеме очистки территории Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области несанкционированные свалки ликвидируются силами администрации сельского поселения являлся предметом проверки суда первой инстанции и на него судом дан мотивированный ответ.
Довод жалобы о том, что в соответствии с Генеральной схемой очистки территории Толмачевского сельского поселения Лихославльского района Тверской области где проживает 20 и менее человек, нет возможности вывозить мусор ввиду отсутствия необходимого автопарка и финансовых средств, вследствие чего, жители д.Дубниха, где проживают 7 человек, были вынуждены складировать отходы производства и потребления на земельном участке Бугаева В.А. опровергается материалами дела.
Каких-либо нарушений процессуального закона, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией также не установлено.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калининского районного суда Тверской области от 28 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бугаева В.А.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.