Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.
судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я.
при секретаре судебного заседания Суханове М.А.
с участием прокурора Полещук Р.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери
по докладу судьи Улыбиной С.А.
дело по апелляционной жалобе Администрации Нелидовского района Тверской области на решение Нелидовского городского суда Тверской области от 29 октября 2015 года, которым постановлено:
"удовлетворить исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нелидовского района Тверской области, Нелидовскому муниципальному унитарному предприятию "ТБО-Сервис" о возложении обязанности по рекультивации земельного участка.
Возложить на муниципальное унитарное предприятие "ТБО-Сервис" обязанность прекратить размещение отходов на земельном участке площадью "данные изъяты" кв.м., расположенном по адресу: "адрес" с кадастровым N.
Возложить на Администрацию Нелидовского района Тверской области и муниципальное унитарное предприятие "ТБО-Сервис" обязанность провести мероприятия по рекультивации занятого отходами земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым N
Установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено муниципальным унитарным предприятием "ТБО-Сервис" и Администрацией Нелидовского района - в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу"
судебная коллегия
установила:
Нелидовский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился к Администрации Нелидовского района Тверской области и Нелидовскому муниципальному унитарному предприятию "ТБО-Сервис" с требованиями о прекращении размещения отходов и возложении обязанности по рекультивации земельного участка, которые мотивировал тем, что Нелидовской межрайонной прокуратурой в связи с заданием прокуратуры области N "Об исполнении законодательства в сфере экологической безопасности" проведена проверка соблюдения на территории Нелидовского района экологического законодательства в части организации сбора, хранения, захоронения твердых бытовых отходов и мусора, в ходе которой, установлено, что в целях организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории Нелидовского района решением Собрания депутатов Нелидовского района Тверской области от 07.05.2008 года N 359-3 "О создании Муниципального унитарного предприятия "ТБО-Сервис" и постановлением главы Нелидовского района от 16.05.2008 года N 260 "Об учреждении Муниципального унитарного предприятия "ТБО-Сервис" создано муниципальное унитарное предприятие "ТБО-Сервис". Основной вид деятельности МУП "ТБО-Сервис" - удаление и обработка твердых отходов. Согласно пунктам 1.3., 2.1., 2.3. Устава МУП "ТБО-Сервис" основными видами деятельности МУП "ТБО-Сервис", расположенного по адресу: "адрес", с целью получения прибыли, являются удаление и обработка твердых бытовых отходов, оптовая торговля отходами и ломом, уборка территории и аналогичная деятельность. Деятельность по размещению отходов производства и потребления, включая несортированные коммунальные отходы, осуществляется МУП "ТБО-Сервис" на свалке ТБО, расположенной на земельном участке площадью "данные изъяты" кв. м., расположенном по адресу: "адрес", с кадастровым N, предоставленном МУП "ТБО-Сервис" в аренду Администрацией Нелидовского района на основании постановления Администрации Нелидовского района N 429 от 29.04.2014 "О предоставлении в аренду Нелидовскому МУП "ТБО-Сервис" земельного участка, расположенного по адресу: "адрес"". За период 2014-2015 годов на указанной свалке предприятием размещено более "данные изъяты" тонн отходов, в том числе несортированных отходов от жилищ, относящихся к IV классу опасности. Деятельность МУП "ТБО-Сервис" по размещению на указанном земельном участке отходов является незаконной, нарушает права и законные интересы граждан, создает угрозу причинения вреда окружающей среде и подлежит прекращению, поскольку предприятие осуществляет размещение отходов на объекте, не отвечающем требованиям экологической безопасности. В соответствии с требованиями законодательства, размещение отходов допускается только в специально оборудованных сооружениях. Однако, используемая МУП "ТБО-Сервис" для размещения отходов свалка не является специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов, не отвечает установленным техническим требованиям и полигоном ТБО не является. Для использования МУП "ТБО-Сервис" имеющегося объекта для размещения твердых бытовых отходов, он должен быть приведен в соответствие с требованиями законодательства. В нарушение п.п.4.4, 4.6, 6.4 СанПин 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" территория свалки не огорожена; оградительные осушительные траншеи либо валы отсутствуют, контрольные скважины для проведения анализов, подтверждающих отсутствие негативного воздействия на грунтовые и подземные водные горизонты, не оборудованы, программа производственного контроля не разработана и не реализуется. Свалка не оснащена необходимыми сооружениями, предотвращающими распространение загрязняющих веществ в окружающую среду. Вопреки пункту 3.2. "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных; мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16, санитарно- защитная зона, составляющая 500 метров, фактически не выдержана до 2-этажного жилого дома по адресу: "адрес", и составляет 420 метров. Кроме того, размещение отходов МУП "ТБО-Сервис" осуществляется в границах населенного пункта - город Нелидово, что прямо запрещено п. 5 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Также в нарушении статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и п. 30 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" МУП "ТБО-Сервис" осуществляется размещение отходов IV - класса опасности в отсутствие обязательной лицензии. Указанные обстоятельства установлены и подтверждаются решением Арбитражного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N. Поскольку противоправная деятельность МУП "ТБО-Сервис" по размещению отходов производства и потребления вне объекта размещения нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, она подлежит прекращению. Согласно части 5 Приказа Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22.12.1995 "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов, подлежат рекультивации. Следовательно, на Администрации Нелидовского района Тверской области, как органе местного самоуправления, ответственном за организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также управомоченном распорядителе земельным участком площадью "данные изъяты" кв. м., расположенном в границах "данные изъяты" по адресу: "адрес", с кадастровым N, а также на арендаторе указанного земельного участка МУП "ТБО-Сервис", как причинителе вреда земельным ресурсам, лежит обязанность по рекультивации земель, нарушенных в результате приема и размещения отходов. Непринятие обязанными лицами мер по рекультивации занятого отходами земельного участка может явиться причиной ухудшения санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки муниципального образования, что, в свою очередь, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения, нарушая гарантированное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду и на безопасные условия проживания неопределенного круга лиц и временно находящихся на указанной территории.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объёме по доводам в нём указанным.
Представитель административного ответчика Администрации Нелидовского района Тверской области Александрова B.C. исковые требования признала, подтвердила обстоятельства, изложенные в заявлении, однако просила суд увеличить срок исполнения решения суда, поскольку одного года недостаточно для строительства полигона по складированию, изоляции и обезвреживанию отходов ТБО для "данные изъяты", для этого необходимы денежные средства в сумме "данные изъяты" тыс. руб., а также значительное время для рекультивации земельного участка.
Представитель административного ответчика МУП "ТБО-Сервис" Ребане А.Е. исковые требования признал и пояснил, что прекращении размещения отходов на земельном участке в "адрес" встанет вопрос доставки мусора в другие районы, что увеличит стоимость затрат, а следовательно значительно повыситься оплата данной услуги для населения города, либо нужно строить полигон, но это процесс долгий, требующий значительных финансовых затрат. Кроме того, вопрос рекультивации земельного участка возможен только после закрытия свалки, затем нужно принять меры, которые также займут значительное время, по его подсчетам для этого необходимо от 5 до 7 лет.
Представители заинтересованных лиц Министерство природных ресурсов и экологии Тверской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в городе Ржеве, Нелидовского территориального Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области, Управления Росприроднадзора по Тверской области в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Нелидовского района Тверской области просит решение Нелидовского городского суда Тверской области от 29 октября 2015 года отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований прокурора, ссылаясь на то, что в соответствии со статьёй 15 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Однако, согласно пункту 3 статьи 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации с 1 марта 2015 года полномочия по распоряжению земельными участками возникла у Администрации городского поселения - город Нелидово, которая к участию в деле не привлечена. Кроме того, судом был установлен единый срок исполнения решения суда, однако, полагает, что срок исполнения решения необходимо было отдельно установить для прекращения свалки и для рекультивации земельного участка, поскольку закрыть свалку возможно сразу по истечении предоставленного срока, а для рекультивации земельного участка необходимо больше времени. Кроме того, на территории Нелидовского района не имеется иного полигона для складирования и утилизации ТБО и закрытие свалки приведен к нарушению общественных интересов, а для строительства полигона необходимо организовать и провести большой объём работы и предоставленного времени недостаточно. Рекультивация земельного участка также предполагает проведение большого объема работ, а также финансовые затраты. Однако, в бюджет денежные средства по выполнению работ по рекультивации земельного участка и строительство полигона не заложены, а источники дополнительных поступлений в бюджет отсутствуют.
В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы Нелидовский межрайонный прокурор указывает на законность и обоснованность постановленного по делу решения и не состоятельность доводов жалобы.
Прокурор Полещук Р.С. просила об отмене решения и направлении дела на новое рассмотрение, поскольку к участию в деле не привлечена Администрацию городского поселения - город Нелидово Нелидовского района Тверской области.
Иные участники процесса в заседание суда апелляционной инстанции надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, не явились, не сообщив суду причин своей неявки.
От Управления Росприроднадзора по Тверской области и представителя Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, заслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2 названной статьи).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 37 Постановления N 21 от 18 октября 2012 года "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" разъяснил, что по смыслу пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Пунктом 6 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот.
Согласно пункту 5 Приказа Минприроды Российской Федерации N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 года "Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивации подлежат земли, в том числе, при ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела факт захламления земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым N отходами производства и потребления нашел своё подтверждение, что не оспаривалось ответчиками.
Однако, возлагая на ответчиков обязанность провести мероприятия по рекультивации занятого отходами земельного участка, площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по адресу: "адрес" с кадастровым N, суд не учел положения, закрепленные Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Так, в соответствии со статьёй 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, прекращаются у органа местного самоуправления муниципального района и возникают у органа местного самоуправления поселения с даты утверждения правил землепользования и застройки поселения.
Как установлено судом апелляционной инстанции, решением Совета депутатов городского поселения - город Нелидово Нелидовского района Тверской области N 59-3 от 26 июня 2014 года утверждены Правила землепользования и застройки городского поселения город Нелидово Нелидовского района Тверской области, в связи с чем, а также на основании статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" полномочия по распоряжению земельным участком, в отношении которого заявлен спор администрация Нелидовского района Тверской области с 26 июня 2014 года утратила, и возникли у Администрации городского поселения - город Нелидово Нелидовского района Тверской области.
Таким образом, принятое судом решение затрагивает права и обязанности Администрации городского поселения - город Нелидово Нелидовского района Тверской области, не привлеченной к участию в деле.
Пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что разрешение судом вопроса о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле, является безусловным основанием отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при отмене решения суда первой инстанции по основанию, установленному пунктом 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Учитывая допущенные судом существенные нарушения норм процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Нелидовского городского суда Тверской области от 29 октября 2015 года и направлении административного дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица Администрацию городского поселения - город Нелидово Нелидовского района Тверской области, дать оценку представленным сторонами доказательствам, всем обстоятельствам дела и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нелидовского городского суда Тверской области от 29 октября 2015 года отменить.
Административное дело по иску Нелидовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Нелидовского района Тверской области и Нелидовскому муниципальному унитарному предприятию "ТБО-Сервис" о прекращении размещения отходов и возложении обязанности по рекультивации земельного участка направить на новое рассмотрение в Нелидовский городской суд Тверской области.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.