Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего - Улановой Е.С.,
судей - Акининой О.А., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре - Лещевой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Калиты А.Ф. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19 октября 2015 года, которым постановлено:
"Иск Калиты А.Ф. к Главному управлению МВД России по Самарской области о перерасчете периодов выслуги лет, оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Улановой Е.С., возражения представителя ГУ МВД России по Самарской области - Романовой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калита А.Ф. обратился в суд с иском к Главному управлению МВД России по Самарской области о перерасчете выслуги лет. В обоснование требований указал, что являясь "данные изъяты" УВД г. Тольятти в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке на территории "данные изъяты". Решением Федерального суда Октябрьского района г. Самары от 13.11.2003 г. с ГУВД Самарской области в его пользу взыскано 70 322 руб. за участие в боевых действиях. ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Самарской области выдало ему бессрочное удостоверение, предъявитель которого имеет права и льготы, установленные п. 1. ст. 16 Федерального закона РФ "О ветеранах". Однако период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не включен в выслугу лет в льготном исчислении. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд обязать ГУ МВД России по Самарской области произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии за время нахождения в командировке в Северо-Кавказском регионе РФ из расчета один день за три дня в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Калита А.Ф. просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В жалобе ссылается на факт выдачи ему удостоверения "Ветеран боевых действий".
Представитель ГУ МВД России по Самарской области - Романова Е.С. возражала на доводы жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.
В силу ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона РФ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся, в том числе, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 3 названного Федерального закона перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону, в который с 01 января 2004 г. включено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г. и выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 г..
В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона РФ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" контртеррористическая операция представляет собой комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
Порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах определен Постановлением Правительства РФ от 31.03.1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", в соответствии с пунктом 2 которого военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии с пп. "е" п. 3 Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один день службы за три дня: время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г., а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" сотрудникам в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии засчитывается: 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца (пп. "а"); время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях из расчета 1 месяц службы (военной службы) за 3 месяца. При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 г. - руководителем контртеррористической операции (пп. "в").
Из материалов дела следует, что Калита А.Ф. с "данные изъяты" года проходил службу в органах внутренних дел.
Согласно справке N, выданной первым заместителем командующего ОГВ (с) от МВД России - руководителем ВОГО иП МВД России, Калита А.Ф. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в служебной командировке на территории "данные изъяты".
Из выписки из приказа ГУВД Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Калита А.Ф. фактически принимал участие в боевых действиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данный период включен истцу в выслугу лет из расчета один день за три.
Согласно выписке из приказа ГУВД Самарской области N от ДД.ММ.ГГГГ Калита А.Ф. фактически принимал участие в боевых действиях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Указанный период включен истцу в выслугу лет из расчета один день за три.
Основанием для издания вышеуказанных приказов явились приказы командующего объединенной группировкой войск (сил) от МВД России на территории "данные изъяты". Приказы в части исчисления дней участия в боевых действиях истцом не оспорены.
Доказательств непосредственного участия в контртеррористических операциях на основании приказов соответствующих командиров в иные периоды истцом не представлено.
С учетом вышеприведенных норм права, исходя из конкретных обстоятельств дела, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований. Участие в контртеррористической операции на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией, является обязательным условием для льготного исчисления выслуги лет. Сам по себе факт нахождения сотрудника органов внутренних дел на территории "данные изъяты" не может расцениваться как факт выполнения им специальных задач в зоне вооруженного конфликта, если указанный факт не был оформлен в установленном порядке приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцу выдано удостоверение "Ветеран боевых действий", не влекут отмену постановленного решения. Выдача удостоверения "Ветеран боевых действий" не является основанием для включения в льготный стаж всего периода нахождения истца в "данные изъяты".
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Судебная коллегия полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, основания для отмены принятого по делу судебного решения, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 19 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Калиты А.Ф. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.