судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Захарова С.В.,
судей: Вачковой И.Г., Лазаревой М.А.,
при секретаре Головачевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Евдокимовой Ю.В. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 03 ноября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Евдокимовой Ю.В. - оставить без удовлетворения.".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Захарова С.В., доводы представителя Евдокимовой Ю.В. - Кузьмина В.В. (по доверенности) в поддержание жалобы, возражения представителя ДУИ г.о.Самара - Скворцова А.Ю. (по доверенности) судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
17.09.15 Евдокимова Ю.В. обратилась в суд с заявлением, в котором с учетом уточнений просила признать незаконными действия должностных лиц Департамента управления имуществом г.о.Самара (ДУИ г.о.Самара), администрации г.о.Самара, Министерства строительства Самарской области по своевременному признанию ее семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы; обязать ДУИ г.о.Самара, администрацию г.о.Самара, Министерство строительства Самарской области, Министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области выплатить ее семье социальную выплату для приобретения жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы, а также восстановить пропущенный срок на обращение в суд.
Требования мотивированы тем, что распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара от 12.10.12 N3528 семья Евдокимовой Ю.В. составом 5 человек: сама Евдокимова Ю.В., её супруг- Е.Д.В., дети - Е.М.Д., Е.М.Д. и Е.Д.Д., - принята на учет нуждающихся в жилом помещении в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы. Однако, по вине должностных лиц ДУИ г.о.Самара, постановление о признании семьи Евдокимовых участниками подпрограммы, изъявившими желание получить социальную выплату в 2013 году, издано не до 01.09.12, а лишь 14.03.13. 29.05.14 Министерством строительства Самарской области сформирован уточненный список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году, в который семья Евдокимовых не вошла, поскольку на дату его формирования - 29.05.14, Евдокимовой Ю.В., 23.01.1978 г.рождения, исполнилось 36 лет. Таким образом, семья перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи - участницы Подпрограммы, и была исключена из соответствующих списков. Считает, что с момента получения в конце августа 2015 года определения судьи Самарского областного суда от 11.08.15 она узнала о том, что для защиты ее прав необходимо обратиться в суд с заявлением в порядке Главы 25 ГПК РФ с требованиями об оспаривании действий органов местного самоуправления по не включению её семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, ввиду чего полагает, что трехмесячный срок на обращение в суд пропущен по уважительным причинам.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Евдокимова Ю.В. просит решение отменить, заявление удовлетворить.
В заседании судебной коллегии представитель Евдокимовой Ю.В. - Кузьмин В.В. доводы жалобы поддержал, представитель ДУИ г.о.Самара - Скворцов А.Ю. просил решение суда оставить без изменения, другие надлежаще извещенные лица не присутствовали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.10 N 1050, утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" (далее - Подпрограмма), приложением N 3 к которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила), устанавливающие порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - социальная выплата), а также использования таких выплат.
Согласно пп. "а" п. 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином РФ, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином РФ, и одного и более детей, соответствующая, в том числе, следующему условию: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с п. п. 20, 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.10 N1050, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, право молодой семьи на включение в список на очередной год оценивается по состоянию на 1 сентября года, предшествующего планируемому.
Из материалов дела следует, что распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара от 12.10.12 N3528 семья Евдокимовой Ю.В. составом 5 человек: сама Евдокимова Ю.В., её супруг- Е.Д.В., дети - Е.М.Д., Е.М.Д. и Е.Д.Д., - принята на учет нуждающихся в жилом помещении в целях участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы.
Постановлением администрации г.о.Самара от 14.03.14 N 157 семья Евдокимовых в том же составе признана участницей названной подпрограммы.
По состоянию на дату формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году, Евдокимовой Ю.В., 23.01.1978 г.рождения, исполнилось 36 лет, в связи с чем семья перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи - участницы Подпрограммы, и исключена из числа участников подпрограммы.
О решении о не включении семьи Евдокимовых в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, администрация г.о.Самара известила Евдокимову Ю.В. письмом от 15.05.14.
Бездействие должностных лиц ДУИ г.о.Самара по вопросу не включения семьи Евдокимовых в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, незаконным не признано.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 12.02.15 за Евдокимовой Ю.В. и членами ее семьи признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 03.04.15 решение Ленинского районного суда г.Самары от 12.02.15 отменено, ввиду того, что Евдокимовой Ю.В. избран неверный способ защиты. Определением судьи Самарского областного суда от 11.08.15 в передаче кассационной жалобы Евдокимовой Ю.В. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
Согласно ч.ч.1, 8 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из содержания заявления, приложенных к нему документов следует, что о не включении семьи Евдокимовых в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году, Евдокимовой Ю.В. стало известно не позднее мая 2014 года. Заявление в суд направлено 17.09.15, т.е. с пропуском трехмесячного срока для обращения в суд.
Доказательств того, что Евдокимова Ю.В. была лишена возможности своевременно оспорить бездействие ДУИ г.о.Самара, суду не представлено. О наличии объективной возможности обращения в суд в пределах установленного законом срока свидетельствует переписка лиц, участвующих в деле.
При таких обстоятельствах суд, придя к правильным выводам о пропуске Евдокимовой Ю.В. без уважительных причин трехмесячного срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) органов местного самоуправления по не включению ее семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, обоснованно отказал в удовлетворении заявления в полном объеме, ввиду чего решение суда подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованности решения суда, в том числе о соблюдении сроков на обращение в суд, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, и не могут быть приняты по изложенным выше мотивам.
Суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Самары от 03 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.