Заместитель председателя Самарского областного суда Шкуров С.И., рассмотрев надзорную жалобу и.о. генерального директора ООО " "данные изъяты"" Власовой С.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 131 Волжского судебного района Самарской области от 13.10.2015 и решение Волжского районного суда Самарской области от 25.11.2015 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ,
установил:
31.07.2015 государственным жилищным инспектором государственной жилищной инспекции Самарской области в отношении и.о. генерального директора Общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" Власовой С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 131 Волжского судебного района Самарской области от 13.10.2015 должностное лицо - и.о. генерального директора ООО " "данные изъяты"" Власова С.В., признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением Волжского районного суда Самарской области от 25.11.2015 постановление мирового судьи от 13.10.2015 изменено со снижением размера назначенного наказания в виде штрафа до 25 000 рублей. В остальной части постановление оставлено без изменения.
В надзорной жалобе Власова С.В., полагая, что допущенное нарушение произошло по вине ресурсоснабжающей организации МУП " В***", поскольку в подвальном помещении вышеуказанного дома транзитом проходит магистральная труба МУП " В***", обеспечивающая холодное водоснабжение дома "адрес", о чем между организациями подписан акт разграничения балансовой принадлежности присоединенной водопроводной сети и эксплуатационной ответственности сторон; ссылаясь на принятие ООО " "данные изъяты"" всех зависящих от него мер - неоднократное направление писем в МУП " В***" с просьбами устранить подтопление помещения, не дождавшись которого, 31.07.2015 ООО " "данные изъяты"" провело ремонтные работы, что подтверждается актом проверки юридического лица органом государственного жилищного надзора 02.10.2015 с указанием об устранении утечки от инженерного оборудования; указывая, что правонарушение совершено по причине неосведомленности о произошедшем подтоплении подвального помещения, тяжких последствий от правонарушения не наступило, от жильцов дома имеется расписка, подтверждающая, что работы по ремонту транзитного трубопровода холодной воды, принадлежащего МУП " В***", выполнены специалистами ООО " "данные изъяты"" и претензии к выполненным работам у жильцов отсутствуют; просит с учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств- признание вины, привлечение к административной ответственности по данной статье впервые, устранение правонарушения на момент рассмотрения дела, нахождение у неё на иждивении несовершеннолетнего ребенка, а также с учетом значительности суммы назначенного штрафа, превышающей размер заработной платы, применить ст.2.9 КоАП РФ и за малозначительностью административного правонарушения отменить состоявшиеся судебные решения, освободив её от назначенного наказания с объявлением устного замечания.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы надзорной жалобы, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с чч.1,2 ст.192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ, действующей на момент совершения административного правонарушения), при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подп. "а" п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
В соответствии с подп. "а" п.11 указанных выше Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий
2.
своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Согласно п.2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290), в перечень таких услуг и работ входит проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями; устранение выявленных неисправностей.
В соответствии с подп. "в" пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290), лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 7.23.1 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 N 255-ФЗ, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении).
Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, многоквартирный жилой дом N "адрес" находится на обслуживании ООО " "данные изъяты"".
На основании приказа б/н от 14.07.2015 обязанности генерального директора ООО " "данные изъяты"" на период с 25 июля по 7 августа 2015 года возложены на первого заместителя генерального директора Власову С.В.
30.07.2015 при проведении лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом установлено, что, в нарушение пункта 4.1.15 абзац 1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170) допущено подтопление подвала из-за неисправности и утечек от инженерного оборудования в подъезде "адрес".
Указанное нарушение отражено в акте проверки от 30.07.2015 N ВЛ-217606 и послужило основанием для составления 31.07.2015 государственным жилищным инспектором Самарской области в отношении и.о.генерального директора управляющей организации ООО " "данные изъяты"" Власовой С.В. протокола N ВЛ-217606 об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ.
В подтверждение, что должностным лицом Власовой С.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, судебными инстанциями обоснованно приняты во внимание и указаны в решениях в качестве доказательств: протокол N ВЛ-217606 от 31.07.2015 об административном правонарушении (л.д.3); уведомление (вызов) от 30.07.2015 о составлении протокола об административном правонарушении (л.д.4); акт проверки от 30.07.2015 (л.д.5); уведомление (вызов) от 29.07.2015 о проведении проверки (л.д.6); копия обращения от 24.06.2015 жильцов дома "адрес" (л.д.7-8); приказ от 14.07.2015 о возложении обязанностей генерального директора ООО " "данные изъяты"" на Власову С.В. (л.д.10), - поскольку перечисленные доказательства получены с соблюдением установленного законом порядка, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Власовой С.В. в совершении данного административного правонарушения.
В судебных решениях вышеперечисленным доказательствам в их совокупности с учетом всестороннего, полного и непосредственного исследования с соблюдением положений ст. 26.11 КоАП РФ дана объективная правовая оценка.
При рассмотрении настоящего дела мировым судьей правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеющие значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств сделан обоснованный вывод о наличии в действиях и.о. генерального директора ООО " "данные изъяты"" Власовой С.В. состава административного правонарушения предусмотренного ч.3 ст.14.1.3 КоАП РФ.
Законность и обоснованность вынесенного мировым судьей 13.10.2015 постановления проверены судьей районного суда в соответствии со ст.30.6 КоАП РФ, и в решении от 25.11.2015 дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам по делу и доводам жалобы, указаны мотивы, по которым судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления мирового судьи.
При снижении Власовой С.В. административного наказания районным судьей учтен характер совершенного административного правонарушения, признание вины, привлечение к административной ответственности впервые, имущественное положение, отсутствие других правонарушений.
Вопреки указанному в надзорной жалобе, мировым судьей и судьей районного суда исследовались доводы о том, что подтопление подвального помещения произошло по вине ресурсоснабжающей организации МУП " В***". Данные доводы обоснованно отвергнуты как не оправдывающие вину и.о. генерального директора ООО " "данные изъяты"" Власовой С.В. в совершении административного правонарушения, поскольку ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание услуг и (или) выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, несет управляющая организация, которой в этом случае является ООО " "данные изъяты"".
Доводы об отсутствии последствий правонарушения и о неосведомленности ООО " "данные изъяты"" о факте затопления подвала являются несостоятельными. В материалах дела имеется копия обращения жильцов дома "адрес", послужившего основанием для проведения проверки, из содержания которого следует, что по состоянию на момент обращения 24.06.2015 подвальное помещение затоплено водой, имеется неприятный запах, насекомые и крысы, по неоднократным обращениям в ООО " "данные изъяты"" никаких мер не принято (л.д.7,8).
Доводы надзорной жалобы Власовой С.В. о малозначительности правонарушения и возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ не состоятельны, поскольку совершенное Власовой С.В. правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере организации эксплуатации, обеспечения сохранности и содержания жилищного фонда, направленный на создание благоприятного (комфортного) проживания граждан, обеспечение их безопасности.
Выявленные административным органом в ходе проверки нарушения содержания жилого дома свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, поскольку создали не только неудобства для жильцов, но и нарушили их право на безопасные условия проживания.
Нахождение у Власовой С.В. на иждивении несовершеннолетнего ребенка, на что она ссылается в надзорной жалобе, не подтверждается какими-либо доказательствами.
3.
Вместе с тем, наличие у Власовой С.В. несовершеннолетнего ребенка в силу чч.2,3 ст.4.1 КоАП РФ могло быть учтено при назначении наказания, но не является обстоятельством, свидетельствующим о малозначительности правонарушения.
Довод Власовой С.В. об устранении выявленных нарушений не является основанием для признания правонарушения малозначительным, так как устранение выявленного нарушения не свидетельствует о незаконности состоявшихся судебных постановлений, поскольку на момент проведения проверки оно имело место быть, что подтверждается материалами дела.
Нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшиеся судебные решения как незаконные и необоснованные, не установлено, в связи с чем, оснований для их отмены или изменения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13,30.17 ч.2 п.1,30.18 КоАП РФ,
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 131 Волжского судебного района Самарской области от 13.10.2015, измененное решением Волжского районного суда Самарской области от 25.11.2015, и решение Волжского районного суда Самарской области от 25.11.2015 в отношении и.о. генерального директора ООО " "данные изъяты"" Власовой С.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ, оставить без изменения, надзорную жалобу Власовой С.В. оставить без удовлетворения.
В соответствии с ч.3 ст.30.13 КоАП РФ дальнейшее обжалование судебных решений возможно путем подачи жалобы в Верховный Суд РФ.
Заместитель председателя
Самарского областного суда С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.