Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Устаевой Н.Х.,
судей Магадовой А.В. и Магамедова Ш.М.,
при секретаре Джамалдиновой С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя заместителя начальника управления ГУ-ОПФР по РД "." Н.М. Сулейманова,
на решение Сулейман Стальского районного суда 21октября 2015 года, которым постановлено:
"Заявление Гасановой М. С. удовлетворить.
Признать отказ Гасановой М. С. в назначении досрочной трудовой пенсии Отдела ОПФР по РД в Курахском районе по решению N1 от 09.09.2015 года незаконным.
Обязать Отдел ОПФР по РД в Курахском районе зачесть в специальный стаж льготной работы в связи с тяжелыми вредными условиями труда с 10.02.1986 года по 14.03.1986 года и с 01.01.1997 года по 05.03.2008 год, для назначения досрочной пенсии по возрасту в связи с вредными и тяжелыми условиями труда в соответствии со Списком N2 и назначить пенсию по возрасту в соответствии с п.п.2, п.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" со дня подачи заявления, т.е. с 03.09.2015 года".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав представителя ГУ-ОПФР по РД по доверенности Алиевой М.М., об отмене решения суда и принять по делу новое решение, объяснение представителя Отдела ОПФР по РД в Курахском районе по доверенности Техмезова М.А., полагавшего удовлетворить апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
Гасанова М.С. в соответствии со ст. 3 ГПК РФ обратилась в суд с исковым заявлением к отделу ОПФР по РД в Курахском районе о признании решения N1 от 09.09.2015 года незаконным, об обязании зачесть в специальный стаж льготной работы в связи с тяжелыми вредными условиями труда с 10.02.1986 года по 14.03.1986 год и с 01.01.1997 года по 05.03.2008 год для назначения досрочной пенсии по возрасту в связи с вредными и тяжелыми условиями труда в соответствии со списком N2 и назначении пенсии по возрасту в соответствии с п.п.2, п.1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" со дня подачи заявления, т.е. с 09.09.2015 года.
В обоснование требований указала, что она была занята на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренным разделом XXIX Списка N2, с 10.02.1986 года по 14.03.1986 год и с 01.01.1997 года по 05.03.2008 год, всего 11 лет 3 месяца 11 дней и общий страховой стаж ее трудовой деятельности составляет 28 лет 3 месяца 24 дня, что в силу ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" соответствует условиям назначения досрочной страховой пенсии. Кроме того, особый характер работ и вредных условий труда ее деятельности подтверждается уточняющими справками о характере работ и тяжелых условий труда, выданными Курахским РЭУС и Дербентским ЗУС ОАО "Дагсвязинформ" и трудовой книжкой.
За вышеуказанный период деятельности на вредных и тяжелых условиях труда, работодателем представлены индивидуальные сведения как на лицо, занятое на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица, где в графе "Особые условия труда" установлен код льготного стажа работы.
В судебном заседании Гасанова М.С. иск поддержала, просила суд требования удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Техмезов М.А. просил в удовлетворении заявления отказать.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заместитель начальника управления ГУ-ОПФР по РД Н.М.Сулейманов просит отменить решение Сулейман-Стальского районного суда от 21.10.2015 года как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований истицы к ГУ - ОПФР по РД.
В возражении на апелляционную жалобу истица Гасанова М.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ-ОПФР по РД без удовлетворения и просит дело рассмотреть в ее отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
При вынесении решения суд руководствовался ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях".
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что истица впервые обратилась 03.09.2015 года к ответчику с заявлением за назначением досрочной пенсии по старости.
Принимая решение об удовлетворении требования истицы, суд первой инстанции исходил из того, что на момент обращения истицы к ответчику с заявлением о назначении пенсии она достигла возраста 50 лет, имела страховой стаж более 20 лет и специальный стаж работы, включая спорный период, более 10 лет.
Однако Судебная коллегия не согласна с выводами суда, изложенными в решении суда при удовлетворении иска, по следующим основаниям.
В соответствии с п.1, п.п.2, ст.30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 года N400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжёлыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. Перечень производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжёлыми условиями труда, занятость в которых даёт право на пенсию по возрасту (старости) на льготных основаниях (условиях) по Списку N2 утверждён Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10.
Согласно п. 2 ст. 27 Закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 01 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком от 26 января 1991 г. N 10.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, в разделе XXIX "Связь" (позиция 23100000-19093) предусмотрены телефонисты междугородной телефонной связи, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием.
В соответствии с разъяснениями Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Как следует из трудовой книжки Гасановой М.С. она работала весь период трудовой деятельности с 25.07.1983 года по 10.02.2011 год на должности телеграфистки-телефонистки, которая не предусмотрена вышеназванным Списком 2.
Учитывая это обстоятельство ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.1, п.п.2, ст.30 Федерального Закона "О страховых пенсиях в РФ" от 28.12.2013 года N400-ФЗ.
Из объяснений свидетелей по делу следует, что истица по совместной работе работала телеграфисткой - телефонисткой, т.е. не была занята полный рабочий день на работах с особыми и вредными условиями труда, хотя последнее обстоятельство является основным условием назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с особыми вредными условиями труда (занятость полный рабочий день) и судом удовлетворяя иск необоснованно сделана ссылка на показания свидетелей, хотя согласно п.5 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 года N1015, а также в соответствии с Постановлением от 11.12.2012 года N30 характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемые в установленном порядке работодателем или соответствующими гос. органами, у Гасановой М.С. таким документом является трудовая книжка серии AT N6937330, заполненная 25.07.1983 года, в которой указана должность телеграфистка.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 ст. 13 ФЗ -173 подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При встречной проверке факта с выездом на место особого характера работы Гасановой М.С. в качестве телефонистки выявлено, что Гасанова М.С. принята на работу в качестве телеграфистки - телефонистки в Индивидуальных ведениях код льготной работы не проставлен, о чём составлен акт проверки с участием руководителя и гл. бухгалтера Курахского РУС, а в выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица коды льготной работы скорректированы позднее, после обращения за назначением пенсии.
Кроме того, как обоснованно указано в жалобе, справка, уточняющая особый характер работы Гасановой М.С. за период с 01.01.1997 года по 01.01.2005 год ею не представлена на суд, а также отсутствует в пенсионном деле.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, решение суда подлежащим отмене и что в назначении Гасановой М.С. досрочной трудовой пенсии по старости следует отказать в связи, с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения по делу.
Поскольку все обстоятельства дела судом установлены в полном объеме, судебная коллегия полагает возможным принять новое решение, которым в удовлетворении иска Гасановой М.С. отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Сулейман Стальского районного суда 21 октября 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования Гасановой М.С. "." к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Дагестан в Курахском районе о признании решения N 1 от 09.09.2015 года незаконным обязать зачесть в специальный стаж льготной работы в связи с тяжелыми вредными условиями труда с 10.02.1986 года по 14.03.1986 год и с 01.01.1997 года по 03.03.2008 г. для назначения досрочной пенсии возрасту в связи с тяжелыми условиями труда в соответствии со Списком N 2 и назначении пенсии по возрасту со дня обращения, с 09.09.2015 - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.