Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Джарулаева А.К.,
судей Ибрагимовой А.М., Хираева Ш.М.
при секретаре Муртазаалиевой П.Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД по доверенности Гереева К.Н. по административному делу по иску Гюльмагомедова Ш. А. к ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД об оспаривании решения государственного служащего,
на решение городского суда "адрес" от 12 октября 2015 г., которым постановлено:
"Исковые требования Гюльмагомедова Ш. А. удовлетворить.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета N от "дата" признать незаконным.
Обязать ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД произвести государственный кадастровый учет по образованию 4-х земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" N - Б".
Заслушав доклад судьи Ибрагимовой А.М., судебная коллегия
установила:
Гюльмагомедов Ш.А. обратился в суд с иском об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД произвести государственный кадастровый учет по образованию 4 (четырех) земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 05:47:030039:1653, расположенного по адресу: "адрес" N - Б.
В обосновании иска указывалось, что решением инженера 1-й категории Агаханова З.С. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан от "дата"г. N было отказано в проведении раздела на четыре части земельного участка площадью 501 кв.м. с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", N Б, принадлежащий Гюльмагомедову Ш.А. на праве собственности.
Гюльмагомедов Ш.А. считает отказ незаконным.
В обоснование указал, что им было подано заявление "дата" в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" по РД на образование 4 (четырех) земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 05:47:030039:1653, расположенного по адресу: "адрес", NБ, принадлежащего ему на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, серии - "адрес" от "дата".
"дата"г. ему было отказано в государственном кадастровом учете объекта недвижимости со ссылкой на то, что при образовании 4-х земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером N обнаружено, что размеры площади ЗУ-2, ЗУ-3 и ЗУ-4 не соответствуют предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения индивидуального жилищного строительства (согласно приложения к решению Собрания депутатов ГО " "адрес"" за N от 07.05.2014г. размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения индивидуального жилищного строительства составляют от 150 до 600 кв.м.). Между тем, указанный земельный участок не предоставляется Гюльмагомедову Ш.А. администрацией ГО " "адрес"", а является его личной собственностью, в связи с чем предельные минимальные нормы на него не распространяются. С "дата" вступили в силу изменения и дополнения в Градостроительный кодекс РФ. Статьей 41 рассматриваемого кодекса упрощается процедура объединения или разделения земельных участков, принадлежащих одним собственникам. Не применяются правила установления минимальных и максимальных размеров земельных участков.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД по доверенности Гереев К.Н. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, и по делу вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Гюльмагомедовым Ш.А. требований.
В обоснование доводов автор апелляционной жалобы указывает на то, что действия органа кадастрового учета по РД, выразившиеся в принятии решения об отказе в образовании четырех земельных участков Гюльмагомедова Ш.А. являются законными. Подобного мнения придерживается и руководство ФГБУ "ФКП Росреестра", в частности, в письме от "дата" N-кл за подписью заместителя директора К.А.Литвинцева, где разъяснено о правомерности применения решения об отказе по данным категориям дел.
При этом указывается, что при удовлетворении исковых требований судом не были учтены требования законодательства, устанавливающие минимальные и максимальные размеры земельных участков.
Кроме того, апеллянт ссылается на решения судов общей юрисдикции и Верховного Суда РД, из которых проявляется позиция об отказе в удовлетворении заявленных требований аналогичного характера.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст.176 КАС РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение суда указанным требованиям не соответствует.
Согласно п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего административного дела допущены указанные нарушения.
В соответствии со ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу п. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ (в редакции закона, действовавшей до 01 марта 2015 года) в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляется разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется. При этом размеры образованных земельных участков не должны быть меньше предусмотренных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.
Указанные выше положения согласуются с положениями п.п. 2 п. 3 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту Закон о кадастре), согласно которому орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Предельные максимальные и минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, а для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 33 Земельного кодекса РФ - в редакции закона, действовавшей до 01 марта 2015 года).
Как следует из п. 1 ст. 33 Земельного кодекса РФ (в редакции закона, действовавшей до 01 марта 2015 года) предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, ведения садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов РФ, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки (пункты 8, 9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 33 Земельного кодекса РФ (в редакции закона, действовавшей до 01 марта 2015 года) и п. 1 ст. 31 Закона Республики Дагестан от 29.12.2003 N 45 "О земле" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно приложения к решению Собрания депутатов ГО "город Дагестанские Огни" за N166 от 07.05.2014 г. размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения индивидуального жилищного строительства составляют от 150 (минимальное значение площади земельного участка) до 600 кв.м. (максимальное значение площади земельного участка).
При разделении земельного участка на несколько земельных участков, размеры образованных земельных участков не должны быть менее нормы предоставления земельных участков, установленных муниципальными правовыми актами города Дагестанские Огни, то есть 150 кв. м.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены поправки в Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и другие законодательные акты РФ, в частности ст. 33 Земельного кодекса РФ и ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым до принятия органами местного самоуправления градостроительных регламентов и правил землепользования и застройки должны применяться правила о минимальных и максимальных размерах, утратили силу.
В то же время согласно п. 20 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", до утверждения в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки для целей образования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, применяются установленные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии со ст. 33 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
Из материалов дела усматривается, что на основании свидетельства о государственной регистрации права "адрес" от "дата", Гюльмагомедов Ш.А. является собственником земельного участка, площадью N кв. м, кадастровый N, расположенного по адресу: Республика Дагестан, "адрес", N Б, земельный участок предоставлен ему постановлением администрации МО ГО " "адрес"" от "дата" N под индивидуальное жилищное строительство.
По заявлению Гюльмагомедова Ш.А. кадастровым инженером Саруевым М.З. имеющим квалификационный (аттестат) кадастрового инженера за N, "дата" в результате кадастровых работ подготовлен межевой план в связи с образованием четырех земельных участков из указанного земельного участка.
Гюльмагомедов Ш.А. "дата"г. обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков как самостоятельных объектов недвижимости согласно межевому плану от "дата"
Решением филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД от "дата"г. N, в осуществлении государственного кадастрового учета земельных участков отказано со ссылкой на то, что размер образуемых земельных участков не соответствует требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, установленных Решением Собрания депутатов городского округа " "адрес"" от "дата" N, согласно которого предельный минимальный размер земельного участка, предоставляемого под индивидуальное жилищное строительство составляет 150-600 кв.м.
Судебная коллегия соглашается с доводом апелляционной жалобы представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД о том, что при удовлетворении исковых требований судом не были учтены требования законодательства, устанавливающие минимальные и максимальные размеры земельных участков.
Согласно ч. 1 ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов России.
Нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Судебная коллегия считает необходимым указать, что последствием раздела земельного участка в целях его последующего оформления и включения в гражданский оборот, является постановка образованных в результате раздела земельных участков на кадастровый учет в соответствии с требованиями указанного выше Закона о кадастре, касающимися, в том числе, предельных размеров (максимальных и минимальных размеров) земельных участков.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает, что, разрешая данный вопрос, суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового решения, об отказе в удовлетворении заявленных Гюльмагомедовым Ш.А. к ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение городского суда "адрес" от 12 октября 2015года отменить.
В удовлетворении исковых требований Гюльмагомедова Ш.А. о признании незаконным решения N от "дата" об отказе в осуществлении кадастрового учета объекта недвижимости - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.