Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.
судей Костогладовой О.Г., Бредихиной С.Г.
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 24 сентября 2015 года по делу
по иску прокурора Краснощёковского района в интересах несовершеннолетнего "ФИО" к Государственному учреждению Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить технические средства реабилитации инвалида.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"ФИО", ДД.ММ.ГГ года рождения, является ребенком-инвалидом.
Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида от ДД.ММ.ГГ несовершеннолетнему "ФИО" определена нуждаемость в технических средствах реабилитации - в специальном устройстве для "данные изъяты" 1 шт.
Поскольку "ФИО" по заявлению его родителя от ДД.ММ.ГГ не был обеспечен Фондом социального страхования РФ указанными средствами технической реабилитации, прокурор Краснощековского района обратился в суд с иском в его интересах к ГУ - Алтайское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, просил обязать ответчика предоставить "ФИО" необходимые средства технической реабилитации: специальное устройство для "данные изъяты" 1 шт. за счет средств федерального бюджета.
Решением Краснощековского районного суда Алтайского края от 24 сентября 2015 года исковые требования прокурора удовлетворены.
На ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ возложена обязанность предоставить "ФИО" ДД.ММ.ГГ года рождения, необходимые средства технической реабилитации: специальное устройство "данные изъяты" 1 шт. за счет средств федерального бюджета.
С ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере *** рублей.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального права.
В обоснование жалобы указано на то, что на 2015 год потребность на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации имелась в размере *** тыс. рублей. При этом, объём финансирования в виде трансфертов из федерального бюджета на расходы по обеспечению техническими средствами реабилитации составил на ДД.ММ.ГГ сумму *** тыс. руб., на ДД.ММ.ГГ. - *** тыс. руб., на ДД.ММ.ГГ. - *** тыс. руб. Недостаточное финансирование из федерального бюджета данного направления деятельности препятствует своевременному в соответствии с законом инициированию процедур отбора поставщиков для поставки технических средств реабилитации в полном объёме.
Вывод суда о том, что получение технических средств реабилитации законом не поставлено в зависимость от объема денежных средств, предусмотренных на финансирование Фонда социального страхования РФ является ошибочным, поскольку Фонд производит обеспечение нуждающихся граждан техническими средствами реабилитации исключительно в пределах выделенных из федерального бюджета средств.
На основании заявления от ДД.ММ.ГГ "ФИО" поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, ему выдано соответствующее уведомление, чем подтверждено его право на получение рекомендованных технических средств реабилитации за счет средств федерального бюджета.
По состоянию на дату обращения законного представителя "ФИО" с заявлением об обеспечении его техническими средствами реабилитации в филиале *** было зарегистрировано *** заявок инвалидов, обратившихся ранее с аналогичными заявлениями, которым данное средство реабилитации не было предоставлено. Указанные граждане имеют равные с "ФИО" права на получение технических средств реабилитации, "ФИО" направления могут быть выданы только после выдачи направлений данным гражданам, обратившимся ранее, в противном случае будут нарушены конституционные принципы справедливости и равноправия.
Кроме того, согласно абз.6 ст.11 Федерального закона N181-ФЗ от 24.11.1995 если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду, то он может воспользоваться правом самостоятельного приобретения рекомендованных средств реабилитации с последующей компенсацией отделением Фонда понесенных расходов в установленном законом размере.
При разрешении спора может быть учтено определение Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГ N *** в силу схожести возникших правоотношений.
В возражениях на жалобу прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Межевалова Е.В. апелляционную жалобу поддержала, ссылаясь на приведенные в ней доводы. Прокурор Мищенко Е.Ю.,ссылаясь на законность решения, просила жалобу оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. На основании ч.3 ст.167, ст.327 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив данные доводы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статья 7 Конституции РФ провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В статье 9 Федерального закона от 24.11.95 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дается понятие реабилитации инвалидов и определяются ее основные направления. Так, реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со ст. 11, 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и друг реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсации способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
В соответствии со ст.10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета, который утверждается Правительством Российской Федерации.
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, предусмотрен такой вид технического средства реабилитации, как специальное устройство "данные изъяты"
Согласно п.п.4.5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240 на уполномоченный орган возложена обязанность рассматривать заявление инвалида о предоставлении средств реабилитации в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомлять инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).
Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (пункт 5 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели.
Согласно п.14 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников, утвержденного Приказом Минтруда России от 23.09.2014 N 657н, результатами предоставления государственной услуги является, в частности, выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что "ФИО", ДД.ММ.ГГ года рождения, является ребенком-инвалидом.
Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида от ДД.ММ.ГГ несовершеннолетнему "ФИО" определена нуждаемость в технических средствах реабилитации - в специальном устройстве "данные изъяты" 1 шт.
Законный представитель несовершеннолетнего "ФИО" ДД.ММ.ГГ обратилась в Филиал *** отделения Фонда социального страхования РФ с заявлением об оказании государственной услуги по обеспечению "ФИО" техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида.
"ФИО" поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чем законному представителю ребенка - инвалида выдано уведомление.
Согласно информации, предоставленной ГУ "Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ", "ФИО" не предоставлены указанные технические средства реабилитации в связи с недостаточностью средств федерального бюджета, выделенных Фонду социального страхования РФ, за счет которых возможно было бы профинансировать их предоставление в организации, отобранной в установленном законом порядке, при этом указано на наличие законодательного запрета на размещение новых государственных заказов в отсутствие бюджетных ассигнований для их финансирования, длительность процедуры заключения государственных контрактов.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что представленными доказательствами не подтверждается, что "ФИО" выдавалось направление на получение необходимых технических средств реабилитации в необходимом количестве или сами необходимые технические средства реабилитации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Социальные гарантии, предоставляемые гражданам-инвалидам, предполагают обязанность государства при наличии соответствующих показаний своевременно обеспечивать граждан - инвалидов техническими средствами реабилитации, независимо от их функционального назначения, наименования и иных обстоятельств.
Ответчиком ГУ-Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии мер по своевременному обеспечению ребенка-инвалида "ФИО" техническими средствами реабилитации с момента обращения его законного представителя с заявлением об оказании данной государственной услуги, включая выдачу направления на их получение, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что необеспечение инвалида средствами реабилитации в текущем 2015 году связано с недостаточностью денежных средств, выделенных Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, судебной коллегией отклоняются, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, реализация прав граждан, предоставленных федеральным законом, не должна ставится в зависимость от финансирования, процедур проведения аукционов и заключения контрактов.
Наличие иных зарегистрированных заявок инвалидов об обеспечении их средствами технической реабилитации, на что ссылается ответчик в апелляционной жалобе, также не может являться препятствием для восстановления нарушенного права ребенка-инвалида "ФИО" в защиту которого подан иск.
Ссылка ответчика на наличие иной судебной практики не может быть принята судебной коллегией во внимание, ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения и доводы жалобы, указывающие на то, что истец может воспользоваться предусмотренным законом правом самостоятельного приобретения рекомендованных средств реабилитации, с последующей компенсацией расходов в установленном законом размере, поскольку возможность самостоятельного приобретения технических средств реабилитации инвалидом обусловлена наличием у него необходимых для этого финансовых средств. Реализация прав инвалидов на получение технических средств реабилитации не может быть поставлена в зависимость от их имущественного положения. Наличие у истца возможности приобрести самостоятельно рекомендованные технические средства реабилитации материалами дела не подтверждается.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая, что апелляционная жалоба не содержит каких-либо дополнительных доводов, не проверенных судом при разрешении дела, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 24 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.