Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Медведева А.А., Сафроновой М.В.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика на решение Петропавловского районного суда Алтайского края от 21 октября 2015 года по делу по иску прокурора Петропавловского района в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, -
Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор района обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации.
Иск обоснован тем, что в ходе проверки по заявлению Бориной А.М., действующей в интересах ФИО1 установлено, что ФИО1 является ребёнком-инвалидом и имеет в этой связи право на обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ назначены ТСР "данные изъяты" Обязанность по их обеспечению возложена на ответчика. В период ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ Карпову Д.В. полагалось предоставить ТСР: "данные изъяты" в количестве *** штук, которые ему выданы не были.
Просит, с учетом уточнения заявленных требований:
- признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не предоставлению ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, технических средств реабилитации - "данные изъяты" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
- обязать Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГ года рождения технические средств реабилитации: "данные изъяты" для детей весом от 11 до 25 кг. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в количестве *** шт., в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В суде прокурора иск поддержал в части, указав, что к моменту рассмотрения дела в суде ответчиком исковые требования добровольно удовлетворены частично, а именно за спорный период выданы "данные изъяты", в части обязания выдачи остальных ТСР настаивал на требованиях иска, просил его удовлетворить.
Законный представитель Борина А.М. уточнённые исковые требования поддержала.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Решением Петропавловского районного суда Алтайского края от 21 октября 2015 года иск удовлетворён частично.
Признано незаконным бездействие Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не предоставлению ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, технических средств реабилитации - "данные изъяты" за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
На Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения технические средств реабилитации: "данные изъяты" для детей весом от 11 до 25 кг. за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в количестве *** шт., в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части в иске отказано.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что затраты государства, связанные с предоставлением инвалидам технических средств реабилитации, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Для осуществления целей обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Фонду ежегодно из федерального бюджета выделяются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете на соответствующий финансовый календарный год. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется Фондом на основании государственных контрактов с предприятиями, отобранными на конкурсной основе и исключительно в пределах выделенных из федерального бюджета средств. Так, в 2014г. объём средств из федерального бюджета, предоставленных региональному отделению для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации не превышал 60% от потребности, определённой на начало года. Аналогичным образом складывалась ситуация, в 2015г. На 01 октября 2015 года в региональное отделение поступило только 56% от объема финансирования, закупки производились также пропорционально потребности в конкретном виде технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. Суду представлены акты вручения "данные изъяты", которые подтверждают, что в спорный период ответчик предпринимал активные действия по обеспечению ФИО1 Обязывая региональное отделение предоставить подгузники за прошлое время, суд не учел, что исполнение данного решения, тем более с учетом установленного срока его исполнения, приведет к двойному обеспечению в одном и том же периоде, при этом иные граждане технические средства реабилитации не получат. Установление срока исполнения решения суда противоречит ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит оставить ее без удовлетворения, а принятое судом решение - без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал, прокурор просил принятое судом решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене вследствие неправильного применения норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Нормы Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) регламентируют отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов, корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу положений ст. 9 названного Федерального закона под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Согласно ст. 10 Федерального закона N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду (далее - Федеральный перечень).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона N 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Положениями ст.11.1 данного закона установлено, что финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является ребёнком - инвалидом инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГ. Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГ ФИО1 к выдаче полагаются "данные изъяты" для детей весом от 11 до 25 кг.: *** шт. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Исполнителем проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации является ФСС.
ДД.ММ.ГГ законный представитель малолетнего ФИО1 Борина А.М. обратилась в филиал Государственного учреждения - Алтайского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением об обеспечении его "данные изъяты" в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
С ДД.ММ.ГГ. по настоящее время ФИО1 обеспечен рекомендованными ему техническими средствами частично, не обеспечен "данные изъяты" в количестве *** шт.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ФИО1 являясь ребёнком-инвалидом, имеет право на получение технических средств реабилитации в полном объеме, несоблюдение ответчиком требований федерального законодательства по предоставлению таких технических средств реабилитации нарушает его права.
Выводы суда об удовлетворении заявленных требований судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку основаны на неправильном применении и толковании материального закона.
В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги.
Порядок выплаты компенсации за технические средства (изделия) и (или) услуги по их ремонту, включая порядок определения ее размера и порядок информирования инвалидов (ветеранов) о размере указанной компенсации, определяется приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 года N 57н.
В силу пункта 15.1 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 года N 240, в случае, если предусмотренное программой реабилитации (заключением) техническое средство (изделие) и (или) услуга по его ремонту не могут быть предоставлены инвалиду (ветерану) либо если инвалид (ветеран) приобрел соответствующее техническое средство (изделие) или оплатил указанную услугу за собственный счет, то инвалиду (ветерану) выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства (изделия) и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства (изделия) и (или) услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с настоящими Правилами.
Исходя из положений приведённых норм, законом не предусмотрено обеспечение техническими средствами реабилитации инвалида за прошлый период, так как указанные средства не могут быть использованы по назначению, а в последующем его право предусмотрено законом.
Действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе подгузниками, за прошлый период ввиду невозможности их одновременного использования в случае получения этих средств реабилитации за текущий и прошлый период.
Поскольку прокурором заявлены требования именно о понуждении представить технические средства реабилитации в определенном количестве за прошлое время, то оснований для удовлетворения иска судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права. Судебная коллегия считает возможным принять новое решение по делу, которым иск прокурора Петропавловского района Алтайского края в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.
Решение Петропавловского районного суда Алтайского края от 21 октября 2015 года отменить и принять по делу новое решение, которым иск прокурора Петропавловского района Алтайского края в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным бездействия и возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.