Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.
судей Тарасовой О.Н., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 октября 2015 года по делу
по иску прокурора г. Барнаула в интересах несовершеннолетнего Х.О.П., его законного представителя Храмовой Н.И. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, администрации г. Барнаула о признании права, возложении обязанности предоставить жилое помещение,
по иску Храмовой Натальи Игоревны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Х.О.П. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права, возложении обязанности предоставить жилое помещение,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Барнаула обратился в суд в интересах несовершеннолетнего Х.О.П., его законного представителя Храмовой Н.И. с иском к комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, администрации г. Барнаула о признании за Х.О.П., Храмовой Н.И. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из 2 человек, возложении обязанности предоставить по договору социального найма на состав семьи из 2 человек вне очереди, благоустроенное жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь общей площадью не менее 51 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах городского округа- г.Барнаула Алтайского края.
В обоснование требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что Х.О.П. является ребенком-инвалидом, страдает заболеванием, которое относится к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в одной квартире, а также имеет право на дополнительную жилую площадь в соответствии с заключением врачебной комиссии.
Х.О.П. вместе с матерью Храмовой Н.И. фактически проживают по адресу: "адрес", не имеют в собственности земельных участков, жилых помещений, в том числе, предоставленных по договору социального найма.
Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Храмова Н.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях среди малоимущих граждан с составом семьи 2 человека.
Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Храмова Н.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов с составом семьи 2 человека..
Поскольку Х.О.П. является инвалидом с тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное с ним проживание в одной квартире невозможно, на основании положений ст.ст. 51, 57.58 ЖК РФ, ст.ст. 5, 8 Закона Алтайского края N 136-ЗС, Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" он имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и право на предоставление дополнительной жилой площади.
В ходе рассмотрения дела процессуальный истец уточнил исковые требования, предъявив их к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, просил признать за Х.О.П., Храмовой Н.И. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из 2 человек, обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить Х.О.П. и Храмовой Н.И. по договору социального найма на состав семьи из 2 человек вне очереди, благоустроенное жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь общей площадью не менее 51 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах городского округа- г.Барнаула Алтайского края.
Кроме того, Храмовой Н.И., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Х.О.П. предъявлено исковое заявление к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, просит признать за Х.О.П., Храмовой Н.И. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из 2 человек, обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края предоставить Х.О.П. и Храмовой Н.И. по договору социального найма на состав семьи из 2 человек вне очереди, благоустроенное жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь общей площадью не менее 51 кв.м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, в границах городского округа- г.Барнаула Алтайского края.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального района г. Барнаула уточненные исковые требования поддержала по указанным в исковом заявлении основаниям.
Представитель ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в суд не явился, извещен надлежаще. Представил отзыв на иск, в котором возражает против удовлетворения иска. В обоснование указано, что поскольку положения п.5 ст.5 закона Алтайского края от 12.12.2006г. N136- ЗС " О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" утратили силу, основания для обеспечения Х.О.П. жилым помещением по договору социального найма как гражданину страдающего тяжелой формой хронического заболевания отсутствуют. Кроме того, истцом не представлено доказательств наличия его права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.
Представитель администрации г.Барнаула в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, в котором возражает против удовлетворения иска. Полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, отсутствуют основания для обеспечения истцов жилым помещением во внеочередном порядке.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 05 октября 2015 года исковые требования прокурора г. Барнаула и Храмовой Н.И., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Х.О.П. удовлетворены частично.
Признано за Х.О.П., Храмовой Н.И. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из 2 человек.
На Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края возложена обязанность предоставить Х.О.П., Храмовой Н.И. на состав семьи из двух человек вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение с учетом права на дополнительную жилую площадь в черте муниципального образования г. Барнаул, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма, общей площадью не менее 51 кв.м.
Исковые требования прокурора г. Барнаула к комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула, администрации г. Барнаула оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Жалоба мотивирована тем, что отсутствует специальное правовое регулирование, устанавливающее право инвалидов на обеспечение жильем из жилищного фонда субъекта Федерации.
В Законе Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда" отсутствует такая категория граждан как инвалиды. Перечень категорий граждан, перечисленных в данном Законе после внесенных в него изменений с 1 января 2013 года, является исчерпывающим. Инвалиды, вставшие на учет нуждающихся, после 1 января 2005 года, не обладают правом на получение жилого помещения по данному закону. Тем самым, суд возложил на ответчика обязанность по нормам Закона, которые не применяются с 1 января 2013 года.
Возложение судом обязанности по предоставлению жилья на Главное управление противоречит закону. Согласно Федеральному Закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В возражениях, поступивших в судебную коллегию, прокурор участвующий в деле, просит судебный акт оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Мищенко Е.Ю., истец Храмова Н.И. возражали против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Храмова Н.И. является матерью Х.О.П., ДД.ММ.ГГ.р., сведения об отце не указаны. Х.О.П. согласно справке МСЭ -2011 установлена группа инвалидности: ребенок - инвалид, инвалидность на срок до ДД.ММ.ГГ.
Из заключения врачебной комиссии Алтайского краевого психоневрологического диспансера для детей *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ следует, что у Х.О.П. имеется заболевание: "данные изъяты".
Указанное заболевание входит в перечень заболеваний, предоставляющих на основании Постановления Правительства РФ N 817 от 21.12.2004 право на дополнительную жилую площадь, на основании Постановления Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 право на улучшение жилищных условий.
В материалы дела представлена выписка из домовой книги на жилой "адрес", согласно которой в жилом доме зарегистрированы: Мещерякова Л.В., Бойко Е.В., Власенко Ю.Г., Бойко И.А., Храмова Н.И., Х.О.П. Из пояснений истца следует, что по указанному адресу фактически не проживают, поскольку не являются членами семьи собственника жилого помещения, регистрация была оформлена с целью последующего получения медицинской помощи, препаратов для лечения ребенка, оформления льгот.
Несовершеннолетний Х.О.П., Храмова Н.И. в собственности жилых помещений не имеют, в настоящее время проживают на основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГ в "адрес" в "адрес".
Актом о проживании установлено, что в "адрес" в "адрес", собственником которой является Гончарова В.М., проживает Храмова Н.И. с ребенком инвалидом Х.О.П.
На основании заявления Храмовой Н.И. от ДД.ММ.ГГ постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГ *** Храмова Н.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях среди малоимущих граждан с составом семьи 2 человека: (Храмова Н.И.- заявитель, Х.О.П.- сын.)
Постановлением администрации Октябрьского района г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** Храмова Н.И. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, с составом семьи 2 человека.( Храмова Н.И.- заявитель, Х.О.П.- сын.)
Разрешая настоящий спор и возлагая на Главное управление строительства, транспорта, жилищно - коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обязанность предоставить истцам на состав семьи, состоящей из четырех человек, вне очереди жилое помещение по договору социального найма, суд правомерно исходил из того, что Х.О.П. является ребенком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N378, и относится к категории граждан, которые в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, при этом отсутствие прямого указания на обеспечение указанной категории граждан за счет средств субъекта федерации не исключает ответственности последнего в решении вопросов их социальной поддержки и социального обслуживания, поскольку эти вопросы относятся к предмету ведения субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые не противоречат установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона.
Как следует из ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе категориям граждан, нуждающихся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещения, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 года N 551-О-О).
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Однако, как указал Конституционный суд Российской Федерации, данное обстоятельство не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.п. 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Действующий на территории Алтайского края закон "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" с 01 января 2013 года не содержит прямого указания на обеспечение жилыми помещениями иных категорий граждан, определенных федеральным законом или законом Алтайского края. Однако указанное обстоятельство не исключает из полномочий органа субъекта федерации решение отнесенных к его ведению Конституцией Российской Федерации вопросов социальной поддержки в отношении инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, чье право на внеочередное предоставление жилья, предусмотрено Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к категории граждан, которые имеют право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования.
Согласно ст. 6 Закона Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. На основании сводного реестра уполномоченный орган Алтайского края формирует предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год.
Жилые помещения краевого жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа Алтайского края.
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края (п.1 Положения, утвержденный Указом Губернатора Алтайского края от 21 октября 2013 года N 55).
Оценивая существующий порядок предоставления жилья в Алтайском крае, принимая во внимание непринятие со стороны исполнительного органа власти субъекта федерации мер по реализации права истца на обеспечение жилым помещением, позицию представителя органа власти Алтайского края об отсутствии у них обязанности по обеспечению жильем такой категории граждан, суд принял правильное решение о необходимости возложить на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края обязанность предоставить Храмовым вне очереди жилое помещение по договору социального найма, а доводы апелляционной жалобы о том, что Главное Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, являются необоснованными.
Довод апелляционной жалобы о том, что семья Храмовых не может быть обеспечена жилым помещением в соответствии с Законом Алтайского края от 12 декабря 2006 года N 136-ЗС (в редакции закона от 11 октября 2012 года N 74-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края") не влечет отмену решения суда, поскольку право Х.О.П. на внеочередное предоставление жилья установлено ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Все доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к позиции, ранее занятой ответчиком при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанная позиция была тщательно проверена судом первой инстанции, ей дана подробная мотивированная оценка, соответствующая материалам дела и нормам действующего законодательства, с которой судебная коллегия не усматривает оснований не согласиться.
Выводы суда соответствуют требованиям закона и основаны на имеющихся в деле доказательствах. Оснований сомневаться в объективности оценки и исследования доказательств не имеется.
Судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, могли бы являться основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328 -330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 05 октября 2015 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.