Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Ковалюк Л.Ю., Мокрушиной В.П.,
при секретаре Морозовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Плешакова Е. В. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 28 сентября 2015 года по делу по заявлению Плешакова Е. В. об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Плешаков Е.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. " ... " по непринятию решения об изъятии земельного участка под многоквартирным домом "адрес" и изъятия путем выкупа квартиры N *** в данном доме, принадлежащей Плешакову Е.В.; возложении на администрацию г. " ... " обязанности в двухмесячный срок с момента вступления суда в законную силу принять в установленном действующим законодательством порядке решение об изъятии названной квартиры и земельного участка под многоквартирным домом "адрес".
Заявленные требования обоснованы тем, что Плешаков Е.В. является собственником квартиры "адрес", который согласно акту межведомственной комиссии признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. В настоящее время дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, однако в нарушение требований ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка и квартиры заявителя администрацией г. " ... " не принимается.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 28 сентября 2015 года в удовлетворении требований Плешакову Е.В. отказано.
В апелляционной жалобе Плешаков Е.В., действующий через своего представителя Соснова Е.А., просит отменить решение суда и удовлетворить заявленные требования. Ссылается на то, что по смыслу ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе данного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом. Жилой дом, в котором проживает заявитель, включен в региональную программу переселения граждан, в связи с чем считает неправильным вывод суда о необходимости обжалования бездействия администрации г. " ... " в части ненаправления уведомления собственникам требования о сносе многоквартирного дома, поскольку с учетом включения дома в региональную программу по переселению граждан такое требование предъявлять нецелесообразно.
В судебное заседание Плешаков Е.В., администрация г. " ... ", государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Плешакова В.Г. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав представителя Плешакова Е.В. - Соснова Е.А., поддержавшего апелляционную жалобу, нахожу решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 2, п. 3 ч. 3 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, Плешакову Е.В. на праве общей совместной собственности с Плешаковой В.Г. принадлежит квартира N *** по адресу: "адрес".
Распоряжением администрации г. " ... " от ДД.ММ.ГГ *** на основании заключений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГ многоквартирный дом по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Администрации Алтайского края от 26 марта 2013 года N 178 утверждена краевая адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы (далее - Программа).
В приложении N 1 Программы установлен перечень аварийный многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках реализации Программы.
Под номером 313 в приложении N 1 Программы указан вышеназванный многоквартирный дом, планируемая дата окончания переселения граждан из которого предусмотрена апрель 2016 года, планируемая дата сноса многоквартирного дома - март 2017 года.
Согласно разделу 4 Программы одним из направлений реализации мероприятий Программы является выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что требования Плешакова Е.В. об изъятии земельного участка и принадлежащего ему жилого помещения являются преждевременными, поскольку администрацией г. " ... " собственникам не направлялось требование о сносе либо реконструкции дома по "адрес" в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия находит данный вывод суда ошибочным и не основанным на нормах действующего законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ) его целью является, в частности, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышение качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрение ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставление финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В качестве одного из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда указано наличие региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда (п. 11 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ).
В силу ч.ч. 1, 3 ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2013 года, она утверждается на период до 1 сентября 2017 года.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что в случае включения многоквартирного дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник вправе выбрать по своему усмотрению один из способов обеспечения его жилищных прав - выплата выкупной цены за изымаемое жилое помещение либо предоставление другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Таком образом, учитывая, что многоквартирный дом по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, определен срок сноса данного многоквартирного дома, а также то, что указанный дом включен в региональную адресную программу, то Плешаков Е.В. вправе требовать выкупа принадлежащего ему жилого помещения.
При этом требование ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации о необходимости предъявления к собственникам помещений в данном многоквартирном доме требования о его сносе или реконструкции по смыслу вышеизложенных норм не подлежит применению.
Кроме того, согласно представленной информации жилищного комитета администрации г. " ... " от ДД.ММ.ГГ за номером ***, Плешакову Е.В. в рамках реализации вышеназванной Программы предусмотрено жилое помещение "адрес", что свидетельствует о принятии администрацией города решения в одностороннем порядке без согласования с собственником жилого помещения.
Доказательств того, что администрацией г. " ... " согласован с Плешаковым Е.В. способ обеспечения его жилищных прав именно предоставлением в собственность другого жилого помещения, административным ответчиком не представлено.
Изложенное свидетельствует о бездействии администрации г. " ... " по непринятию решения об изъятии земельного участка по "адрес" и квартиры N *** в находящемся на данном земельном участке многоквартирном жилом доме, чем нарушаются права Плешакова Е.В. на выбор способа обеспечения его жилищных прав в рамках региональной адресной программы.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения о признании незаконным бездействия администрации г. " ... ", выразившегося в непринятии решения об изъятии земельного участка под многоквартирным домом по "адрес" и выкупе квартиры N *** в указанном многоквартирном доме.
С целью восстановления нарушенного права административного истца судебная коллегия полагает необходимым возложить на администрацию г. " ... " обязанность в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять в установленном действующим законодательством порядке решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом "адрес" и о выкупе квартиры N *** в указанном многоквартирном доме.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
отменить решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 28 сентября 2015 года, принять по делу новое решение.
Удовлетворить заявление Плешакова Е. В..
Признать незаконным бездействие администрации г. " ... " по непринятию решения об изъятии земельного участка под многоквартирным домом "адрес" и о выкупе квартиры N *** в доме по "адрес".
Возложить на администрацию г. " ... " обязанность в двухмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу принять в установленном действующим законодательством порядке решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом "адрес" и о выкупе квартиры N *** в доме по "адрес".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.