Московский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Фроленкова И.Э., при секретаре Лозовом С.В., с участием государственных обвинителей - военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона полковника юстиции Лускана С.В. и помощников военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона лейтенанта юстиции Шиловского М.В. и подполковника юстиции Чередника К.Ю., подсудимого Леонтьева А.В., защитника - адвоката Алиева Р.Д., представившего удостоверение N 6919 и ордер N 1820 коллегии адвокатов "ТИТУЛ", в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев уголовное дело в отношении военнослужащего, состоящего в распоряжении начальника N МВД России, полковника
Леонтьева А.В., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в деревне "адрес" района "адрес", с высшим профессиональным образованием, холостого, имеющего несовершеннолетнего сына ДД.ММ.ГГГГ года рождения, несудимого, проходившего военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и проходящего ее с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в том числе в качестве офицера с ДД.ММ.ГГГГ, имеющего государственную награду - медаль "70 лет Вооруженных Сил СССР", зарегистрированного по адресу: город "адрес", улица "адрес", дом "адрес", корпус "адрес", проживающего по адресу: город "адрес", улица "адрес", дом "адрес", строение "адрес", квартира "адрес",
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.6 ст.290 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Полковник Леонтьев А.В. в период с 11 марта 2011 года по 29 апреля 2015 года являлся начальником производственно-технического отдела в N МВД России (далее по тексту - Центр) и проходя службу на данной должности, постоянно осуществлял организационно-распорядительные функции в Центре.
В частности, в силу возложенных на него обязанностей он отвечал за материальное техническое обеспечение всех видов работ на объектах капитального строительства Центра, включаемых в годовые планы капитального строительства, и по своему направлению деятельности осуществлял контроль за соблюдением инженерами производственно-технического отдела проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, качества работ на закрепленных за ними объектах, руководил их работой, а также контролировал соответствие стоимости строительства объектов утвержденным в установленном порядке проектам и сметам, принимал выполненные работы на объектах с подписанием справок о фактически выполненных работах. Он же, по распоряжению начальника Центра, курировал объект капитального строительства - "Жилые дома, расположенные по адресу: город "адрес", улица "адрес", владение "адрес"", и отвечал за исполнением "адрес" региональной общественной организацией " N" (далее по тексту - Фонд) заключенных с Центром государственных контрактов на проведение научно-исследовательских охранных археологических работ на вышеуказанном объекте и был уполномочен осуществлять проверку всех документов Фонда, касающихся оплаты этой организации выполненных работ в рамках государственных контрактов, в том числе актов выполненных работ и справок о стоимости работ.
В один из дней июня 2012 года, в своем служебном кабинете в здании Центра, дислоцированного по адресу: город "адрес", улица "адрес", дом "адрес", зная о том, что на курируемом им объекте Фондом произведены работы без заключения с Центром соответствующего государственного контракта и ФИО1 - председатель Фонда намерен заключить такой контракт с целью осуществления оплаты выполненных работ, действуя с прямым умыслом на получение взятки, пообещал ФИО1 содействовать в силу своих должностных полномочий в заключении государственного контрактов как в 2012 году, в том числе на уже выполненные Фондом работы, так и в последующем, вплоть до окончания строительства на вышеуказанном строительном объекте, а также способствовать принятию должностными лицами Центра без замечаний и в кратчайшие сроки выполняемых Фондом работ и их своевременной оплате, за что тот должен будет передавать ему лично денежное вознаграждение в размере 10 процентов от сумм оплат выполняемых Фондом работ по заключенным с Центром государственным контрактам в период проведения работ на вышеуказанном объекте в городе Туле.
Получив от ФИО1 согласие на свое предложение, Леонтьев, действуя из корыстной заинтересованности, с единым умыслом на получение взятки от ФИО1, согласно достигнутой с последним договоренности, стал осуществлять в пользу того действия, которые входили в его должностные полномочия, и он в силу должностного положения мог способствовать таким действиям.
30 июля 2012 года между МВД России в лице начальника Центра и Фондом в лице председателя ФИО1 был заключен государственный контракт N N на выполнение Фондом научно-исследовательских охранных археологических работ на месте размещения жилого дома N N и трансформаторной подстанции при строительстве жилых домов на территории войсковой части по ул. "адрес", д. "адрес" в Центральном районе "адрес", а в последующем между Центром в лице его начальника и Фондом в лице ФИО1 были заключены государственные контракты N N от 25 сентября 2012 года на выполнение аналогичных работ на месте размещения жилого дома N N при строительстве жилых домов на той же территории, N N от 23 сентября 2013 года на выполнение указанных работ на месте устройства откосов котлованов и водоотливов при строительстве комплекса жилых домов на той же территории и N N от 12 января 2015 года на выполнение таких же работ на месте размещения жилого дома N N и наружных инженерных сетей на той же территории.
В периоды, предшествующие заключению указанных выше контрактов, Леонтьев, действуя в интересах ФИО1, используя свое должностное положение, получал у должностных лиц Центра информацию о ходе проведения конкурсных мероприятий с участием Фонда, сообщая ФИО1 о необходимости исправления документов, необходимых для заключения государственных контрактов. Используя авторитет и иные возможности занимаемой должности, Леонтьев организовал консультацию ФИО1 членом единой комиссии ФИО2 и инженером ФИО3 относительно проведения конкурса для победы в нем Фонда, а также обеспечивал ускорение проверки и подписания документов своими подчиненными - инженерами ФИО3 и ФИО4 для оплаты выполненных Фондом работ. Получая от ФИО1 документы, необходимые для оплаты выполненных Фондом работ, Леонтьев лично докладывал начальнику Центра о выполнении Фондом своих обязательств и убеждал его подписать их, что тот и делал, доверяя Леонтьеву. Кроме того, Леонтьев, действуя в интересах Фонда, всегда рекомендовал начальнику Центра эту организацию в качестве будущего подрядчика на выполнение археологических работ на вышеуказанном строительном объекте.
За совершение вышеуказанных действий ФИО1 каждый раз после осуществления оплаты выполненных Фондом работ передавал Леонтьеву взятку в виде денег в размере 10 процентов от сумм, указанных в соответствующих актах о приемке выполненных работ (материалы по факту дачи взятки в особо крупном размере выделены из уголовного дела в отдельное производство), за способствование в силу своих должностных полномочий в заключении государственных контрактов, принятии без замечаний и в кратчайшие сроки выполняемых Фондом работ и их своевременной оплате.
Так, в один из дней августа 2012 года, на территории строительной площадки в городе Туле на улице Советской, владение 53, во исполнение преступного умысла, Леонтьев получил лично от Козмирчука взятку в виде денег в сумме 480 000 рублей, составляющую 10 процентов от суммы, указанной в акте о приемке выполненных работ N 1 от 31 июля 2012 года, на сумму 4 805 807 рублей 83 копейки.
В один из дней ноября 2012 года, внутри строительного вагончика на территории той же строительной площадки, продолжая реализовывать задуманное, Леонтьев лично получил от ФИО1 взятку в виде денег в сумме 900 000 рублей, составляющую 10 процентов от сумм, указанных в актах о приемке выполненных работ N N от 31 августа 2012 года и N N от 5 сентября 2012 года, на суммы 6 956 745 рублей 31 копейка и 2 077 004 рубля 86 копеек соответственно.
В один из дней декабря 2012 года, в салоне автомобиля " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N, принадлежащего Леонтьеву, припаркованного на автомобильной стоянке рядом с логистическим центром "Дикси", расположенным на трассе "адрес" в 60-70 км от "адрес", действуя с той же целью, Леонтьев получил от ФИО1 взятку в виде денег в сумме 2 000 000 рублей, составляющую 10 процентов от сумм, указанных в актах о приемке выполненных работ N N от 30 сентября 2012 года, N N от 25 октября 2012 года и N N от 7 ноября 2012 года, на суммы 8 289 420 рублей 80 копеек, 11 460 480 рублей 80 копеек и 1 057 098 рублей 40 копеек соответственно.
28 декабря 2013 года, в салоне того же автомобиля, припаркованного на территории автомобильной стоянки рядом с пересечением улицы "адрес" и 1-го "адрес" проезда в городе "адрес", продолжая реализовывать задуманное, Леонтьев получил от ФИО1 взятку в виде денег в сумме 184 000 рублей, составляющую 10 процентов от суммы 1 840 370 рублей 3 копейки, переведенной Фонду на основании акта о приемке выполненных работ N N от 28 сентября 2013 года, на сумму 5 236 691 рубль 20 копеек, с учетом вычета дебиторской задолженности в размере 3 396 321 рубль 17 копеек.
2 апреля 2015 года, около 13 часов, в салоне автомобиля, " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N, принадлежащего ФИО1, припаркованного на территории той же автомобильной стоянки, Леонтьев, продолжая реализовывать умысел на получение взятки, получил от ФИО1, действовавшего в рамках оперативного эксперимента, деньги в сумме 510 000 рублей, составляющие 10 процентов от сумм указанных в актах о приемке выполненных работ N N от 4 ноября 2014 года и N N от 10 декабря 2014 года, на суммы 2 463 147 рублей 80 копеек и 3 396 321 рубль 17 копеек соответственно, после чего Леонтьев был задержан сотрудниками правоохранительных органов, а указанные средства у него изъяты.
Таким образом, действуя единым умыслом, Леонтьев получил от ФИО1 взятку в общем размере 4 074 000 рублей, то есть в особо крупном размере.
В судебном заседании подсудимый Леонтьев свою вину в получении взятки в особо крупном размере признал, при этом, согласившись с фактическими обстоятельствами инкриминируемого ему деяния, отказался от дачи показаний на основании ст.51 Конституции Российской Федерации. Также Леонтьев пояснил, что получение им взятки было обусловлено желанием оказать материальную помощь своим родственникам. Большую часть незаконно полученных денежных средств он передал родственникам, а остальную потратил на личные нужды.
Помимо признания подсудимым своей вины, виновность Леонтьева в содеянном подтверждается совокупностью других исследованных в суде доказательств.
В соответствии с выпиской из приказа Главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации от 11 марта 2011 года N N, полковник Леонтьев назначен начальником производственно-технического отдела Центра.
Согласно должностным обязанностям начальника производственно-технического отдела Центра, утверждавшихся начальником Центра ежегодно, начиная с 2012 года, доведенных Леонтьеву под роспись, последний отвечал за материальное техническое обеспечение всех видов работ на объектах капитального строительства Центра, включаемых в годовые планы капитального строительства, и на него по своему направлению деятельности возложена обязанность, в том числе, по контролю за соблюдением инженерами производственно-технического отдела проектных решений, сроков строительства и требований нормативных документов, качества работ на закрепленных за ними объектах, по руководству их работой, по контролю соответствия стоимости строительства объектов утвержденным в установленном порядке проектам и сметам, по принятию выполненных работ на объектах с подписанием справок о фактически выполненных работах.
В соответствии с выпиской из приказа Главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 апреля 2015 года N N, Леонтьев освобожден от занимаемой воинской должности начальника производственно-технического отдела и зачислен в распоряжение начальника Центра.
Свидетель ФИО5 - начальник Центра, показал, что Леонтьев являлся начальником производственно-технического отдела Центра, то есть должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции, для которого были разработаны и им утверждены соответствующие должностные обязанности. Кроме того, в 2010 году на служебном совещании в своем служебном кабинете он в устной форме назначил Леонтьева курирующим за включенным в годовые планы объектом капитального строительства - "Жилые дома, расположенные по адресу: город "адрес", улица "адрес", владение "адрес"", отвечающим за исполнением Фондом заключенных с Центром государственных контрактов на проведение научно-исследовательских охранных археологических работ, с полномочиями по осуществлению проверки всех документов Фонда, касающихся оплаты этой организации выполненных работ в рамках государственных контрактов, в том числе актов выполненных работ и справок о стоимости работ. В 2012 году между Центром и Фондом, председателем которого является ФИО1, по результатам конкурса был заключен государственный контракт на проведение археологических работ на вышеуказанным объекте капитального строительства, а в последующем еще несколько таких контрактов. Помимо штатной группы по подготовке и размещению государственных заказов в подготовке для проведения конкурса принимал участие Леонтьев, в частности проверял содержание технической части конкурсной документации, а также правильность определения стартовой цены конкурса, поэтому последний мог влиять на результат конкурса на этапе его подготовки. Также в силу занимаемой должности Леонтьев должен был организовывать работу инженеров отдела по приемке выполненных работ на объектах с подписанием справок о фактически выполненных работах. Ответственные за объекты инженеры, а относительно вышеуказанного объекта таковыми являлись ФИО4 и ФИО3, должны были все документы о приемке выполненных работ, после проверки ими самими, передавать вместе с исполнительной документацией для проверки Леонтьеву, который после самостоятельной проверки предоставлял их ему для подписания и в дальнейшем передавал в бухгалтерию для их оплаты. В связи с этим Леонтьев перед передачей ему документов имел возможность задержать оплату Фонду выполненных работ, указав на какие-либо недостатки в оформлении исполнительной документации, фактического объема выполненных работ, потребовав от инженеров уточнить эти показатели, а также предложить ему оплатить подрядчику не всю сумму, указанную в счете, а только ее часть. Практически всегда документы на оплату выполненных Фондом работ ему предоставлял Леонтьев, характеризуя Фонд только с положительной стороны, а когда вставал вопрос о последующем выполнении археологических работ на упомянутом выше объекте, всегда рекомендовал именно эту организацию как будущего подрядчика. При этом при предоставлении Леонтьевым вышеуказанных документов он каждый раз интересовался выполнением обязательств со стороны Фонда и следует ли проводить оплату, и только после этого, полностью доверяя Леонтьеву, докладывающему о выполнении обязательств, подписывал документы. Иногда Леонтьев представлял ему счета на оплату Фонду выполненных работ уже с имевшимися резолюциями от его имени, каждый раз убеждая в необходимости их подписания, тем самым предлагал ему принять уже принятое Леонтьевым решение об оплате денежных средств подрядчику полностью или частично.
Также свидетель пояснил, что в случае доклада Леонтьева о ненадлежащем исполнении Фондом обязательств по государственным контрактам, он бы не стал подписывать соответствующие документы, а назначил бы проверку деятельности этой организации. При этом, как выяснилось позднее, имелись случаи завышения стоимости выполненных Фондом работ, что повлекло необходимость их устранения.
Свидетель ФИО4 - старший инженер отделения технического надзора производственно-технического отдела Центра, показал, что он отвечал за материально-техническое обеспечение всех видов работ на закрепленном за ним включенным в годовые планы объекте капитального строительства - "Жилые дома, расположенные по адресу: город "адрес", улица "адрес", владение "адрес"". Курирующим за этим объектом по указанию начальника Центра являлся его непосредственный начальник - Леонтьев. 30 июля 2012 года между Фондом и Центром был заключен государственный контракт N N на выполнение научно-исследовательских охранных археологических работ на месте размещения жилого дома N N и трансформаторной подстанции при строительстве жилых домов на территории вышеуказанного строительного объекта. При этом часть работ на объекте была выполнена Фондом до заключения этого контракта. В дальнейшем между указанными организациям были заключены государственные контракты N N от 25 сентября 2012 года, N N от 23 сентября 2013 года и N N от 12 января 2015 года на выполнение различных научно-исследовательских охранных археологических работ на том же объекте. Много внимания Леонтьев уделял именно этому объекту в городе "адрес", периодически туда убывая и контролируя ведение работ. Как правило, руководитель Фонда ФИО1 передавал подтверждающие выполнение Фондом работ по государственным контрактам и необходимые для оплаты документы Леонтьеву лично либо через кого-то из сотрудников Центра. Сам он такие документы не проверял, поскольку этим занимался Леонтьев. С 2014 года инженером, отвечающим за материально-техническое обеспечение работ на вышеуказанным объекте, являлся ФИО3.
Свидетель ФИО3 - начальник отделения технического надзора производственно-технического отдела Центра, показал, что с 2014 года за ним был закреплен строительный объект в городе "адрес" по улице "адрес", владение "адрес". Старшим офицером, курирующим данный строительный объект, по указанию начальника Центра являлся Леонтьев. Между Центром и Фондом были заключены государственные контракты на проведение последним на этом объекте научно-исследовательских охранных археологических работ. Все значимые вопросы относительно контроля исполнения Фондом обязательств по государственным контрактам Леонтьев разрешал самостоятельно. Периодически руководитель Фонда ФИО1 передавал ему документы, необходимые для оплаты выполненных Фондом работ, для их последующей передаче Леонтьеву, который проверял полученные документы, при необходимости требовал от ФИО1 внести в них исправления, после чего лично убывал к начальнику Центра для их утверждения и далее передаче в бухгалтерию для оплаты. Случаев, чтобы такие документы начальнику Центра относил он, не было. При этом имелись случаи, когда Леонтьев просил его оказать помощь ФИО1 в решении вопросов, связанных с заключением, исполнением и оплатой государственных контрактов, заключенных между Центром и Фондом. В частности, в ноябре 2014 года Леонтьев по телефону попросил его встретиться за пределами Центра с ФИО1 и ответить на вопросы последнего, а также разобраться с вопросом оплаты Фонду работ, выполненных по одному из контрактов. В ходе состоявшейся с ФИО1 встречи он ответил на вопросы последнего, касающиеся подготовки документов по исполнению Фондом своих обязательств, а также по просьбе Леонтьева подписал акт осмотра котлована дома N N вышеуказанного строительного объекта на предмет археологических изысканий. Всего таких консультаций ФИО1 за пределами Центра по просьбе Леонтьева, являющегося его непосредственным начальником, было не менее четырех, в ходе которых он отвечал на вопросы ФИО1, связанные с заключением, исполнением или оплатой государственных контрактов, заключенных между Центром и Фондом.
Свидетель ФИО6 - бывший военнослужащий Центра, показал, что в период с октября 2012 года по октябрь 2014 года, будучи заместителем начальника Центра - главным инженером, являлся непосредственным начальником Леонтьева. На Леонтьева были возложены утвержденные начальником Центра должностные обязанности, связанные с выполнением определенных организационно-распорядительных функций, в том числе по руководству инженерами на объектах капитального строительства. Контролируя работу инженеров по приемке выполненных работ на объектах, перед подачей начальнику Центра для подписания соответствующих документов, в том числе актов о приемке выполненных работ и счетов, Леонтьев имел реальную возможность задержать оплату подрядчику выполненных работ. В частности, Леонтьев мог указать на какие-либо недостатки в оформлении исполнительной документации, при указании фактического объема выполненных работ, потребовав от инженера уточнить эти данные. В то же время Леонтьев мог и поторопить инженера в подготовке указанной документации. Так, в его присутствии Леонтьев требовал от инженера ФИО4 ускориться с проверкой документов Фонда для оплаты выполненных этой организацией работ.
Как показал свидетель ФИО7 - начальник финансово-экономического отдела Центра - главный бухгалтер, Леонтьев интересовался вопросами проведения оплаты выполненных Фондом работ.
Свидетель ФИО2 - начальник сметно-договорной группы производственно-технического отдела Центра, показал, что с 2011 по апрель 2015 года он являлся инженером группы размещения государственных заказов финансово-экономического отдела Центра. В его должностные обязанности входила подготовка и опубликование конкурсной и аукционной документации, разъяснений, протоколов, а также он являлся членом котировочной, конкурсной, аукционной комиссии Центра по размещению государственных заказов путем проведения конкурса, аукциона, а также запросов котировок цен на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, то есть единой комиссии. Фонд, председателем которого являлся ФИО1, неоднократно участвовал в конкурсах на заключение государственных контрактов с Центром. При этом Леонтьев обращался к нему и интересовался ходом проведения конкурса, в частности, неоднократно спрашивал, поступили ли заявки от других организаций, кроме Фонда, в последующем интересовался у него, как была рассмотрена заявка указанной организации, узнавал у него, допустила ли единая комиссия эту организацию к участию в конкурсе. К проведению конкурсных мероприятий с участием Фонда Леонтьев проявлял самый большой интерес. Кроме того, в один из дней ноября 2014 года Леонтьев по телефону попросил его выйти за пределы Центра на улицу. Исполнив просьбу Леонтьева, он увидел последнего и ФИО1 выходящих из автомобиля, а когда подошел к ним, Леонтьев сказал ему, что ФИО1 задаст вопросы, на которые нужно будет ответить. Он ответил на интересующий ФИО1 вопрос относительно проведения конкурса. В итоге государственный контракт был заключен с Фондом. При этом Леонтьев неоднократно интересовался у него результатами проведения этого конкурса.
Далее свидетель пояснил, что, осознавая неправомерность своих действий по консультированию ФИО1, он не мог отказать Леонтьеву в силу авторитета занимаемой тем должности и наличия у того авторитета в коллективе, а также из-за нежелания вступать с Леонтьевым в конфликт.
Как следует из государственного контракта N N на выполнение научно-исследовательских охранных археологических работ на месте размещения жилого дома N N и трансформаторной подстанции при строительстве жилых домов на территории войсковой части по ул. "адрес", д. "адрес" в Центральном районе "адрес" от 30 июля 2012 года, МВД России в лице начальника Центра ФИО5 и Фонд в лице председателя ФИО1 заключили государственный контракт о том, что Фонд обязуется выполнить и своевременно сдать Центру, а последний обязуется принять и оплатить вышеуказанные работы, на общую сумму 13 839 558 рублей.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ N N от 31 июля 2012 года, Фонд сдал, а Центр принял работы по государственному контракту N N за отчетный период с 24 по 31 июля 2012 года на сумму 4 805 807 рублей 83 копейки.
Согласно Счету на оплату N N от 31 июля 2012 года и платежному поручению N N от 17 августа 2012 года, Центр оплатил Фонду стоимость работ по государственному контракту N N на сумму 4 805 807 рублей 83 копейки.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ N N от 31 августа 2012 года, Фонд сдал, а Центр принял работы по государственному контракту N N за отчетный период с 1 по 31 августа 2012 года на сумму 6 956 745 рублей 31 копейка.
Согласно Счету на оплату N N от 31 августа 2012 года и платежному поручению N N от 10 сентября 2012 года, Центр оплатил Фонду стоимость работ по государственному контракту N N на сумму 6 956 745 рублей 31 копейка.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ N N от 5 сентября 2012 года, Фонд сдал, а Центр принял работы по государственному контракту N N за отчетный период с 1 по 5 сентября 2012 года на сумму 2 077 004 рубля 86 копеек.
Согласно Счету на оплату N N от 5 сентября 2012 года и платежному поручению N N от 12 сентября 2012 года, Центр оплатил Фонду стоимость работ по государственному контракту N N на сумму 2 077 004 рубля 86 копеек.
Как следует из государственного контракта N N на выполнение научно-исследовательских охранных археологических работ на месте размещения жилого дома N N при строительстве жилых домов на территории войсковой части по ул. "адрес", д. "адрес" в Центральном районе "адрес" от 25 сентября 2012 года, Центр в лице начальника Центра ФИО5 и Фонд в лице председателя ФИО1 заключили государственный контракт о том, что Фонд обязуется выполнить и своевременно сдать Центру, а последний обязуется принять и оплатить вышеуказанные работы, на общую сумму 20 807 000 рублей.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ N N от 30 сентября 2012 года, Фонд сдал, а Центр принял работы по государственному контракту N N за отчетный период с 25 по 30 сентября 2012 года на сумму 8 289 420 рублей 80 копеек.
Согласно Счету на оплату N N от 30 сентября 2012 года и платежному поручению N N от 23 октября 2012 года, Центр оплатил Фонду стоимость работ по государственному контракту N N на сумму 8 289 420 рублей 80 копеек.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ N N от 25 октября 2012 года, Фонд сдал, а Центр принял работы по государственному контракту N N за отчетный период с 1 по 25 октября 2012 года на сумму 11 460 480 рублей 80 копеек.
Согласно Счету на оплату N N от 25 октября 2012 года и платежному поручению N N от 7 ноября 2012 года, Центр оплатил Фонду стоимость работ по государственному контракту N N на сумму 11 460 480 рублей 80 копеек.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ N N от 7 ноября 2012 года, Фонд сдал, а Центр принял работы по государственному контракту N N за отчетный период с 26 октября по 6 ноября 2012 года на сумму 1 057 098 рублей 40 копеек.
Согласно Счету на оплату N N от 7 ноября 2012 года и платежному поручению N N от 21 ноября 2012 года, Центр оплатил Фонду стоимость работ по государственному контракту N N на сумму 1 057 098 рублей 40 копеек.
Как следует из государственного контракта N N на выполнение научно-исследовательских охранных археологических работ на месте устройства откосов котлованов и водоотливов при строительстве комплекса жилых домов на территории войсковой части по ул. "адрес", д. "адрес" в Центральном районе "адрес" от 23 сентября 2013 года, Центр в лице начальника Центра ФИО5 и Фонд в лице председателя ФИО1 заключили государственный контракт о том, что Фонд обязуется выполнить и своевременно сдать Центру, а последний обязуется принять и оплатить вышеуказанные работы, на общую сумму 7 790 943 рубля.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ N N от 28 сентября 2013 года, Фонд сдал, а Центр принял работы по государственному контракту N N за отчетный период с 21 по 28 сентября 2013 года на сумму 5 236 691 рубль 20 копеек.
Согласно Счету на оплату N N от 30 сентября 2013 года, платежному поручению N N от 4 декабря 2013 года, актам пересчета стоимости выполненных работ по государственным контрактам NN N и N, а также актам сверки взаимных расчетов за период с 1 января по 3 июля 2013 года по этим контрактам, Центр оплатил Фонду стоимость работ по государственному контракту N N на сумму 1 840 370 рублей 3 копейки, с учетом вычета дебиторской задолженности по государственным контрактам NN N и N в общем размере 3 396 321 рубль 17 копеек.
В соответствии с актом о приемке выполненных работ N N от 4 ноября 2014 года, Фонд сдал, а Центр принял работы по государственному контракту N N за отчетный период с 1 по 28 октября 2014 года на сумму 2 463 147 рублей 80 копеек.
Согласно Счету на оплату N N от 5 ноября 2014 года и платежному поручению N N от 12 ноября 2014 года, Центр оплатил Фонду стоимость работ по государственному контракту N N на сумму 2 463 147 рублей 80 копеек.
В соответствии с актом сдачи-приемки научно-исследовательской работы N N от 10 декабря 2014 года, Фонд сдал, а Центр принял работы по государственному контракту N N, связанные с организацией и проведением археологических наблюдений, на сумму 3 396 321 рубль 17 копеек.
Согласно Счету на оплату N N от 10 марта 2015 года и платежному поручению N N от 30 марта 2015 года, Центр оплатил Фонду стоимость работ по государственному контракту N N на сумму 3 396 321 рубль 17 копеек.
Как показал в судебном заседании свидетель ФИО5, резолюции к оплате на Счетах на оплату N N от 31 августа 2012 года, N N от 5 сентября 2012 года, N N от 30 сентября 2012 года, N N от 25 октября 2012 года, N N от 7 ноября 2012 года, N N от 30 сентября 2013 года выполнены Леонтьевым.
Как следует из государственного контракта N N на выполнение научно-исследовательских охранных археологических работ на месте размещения жилого дома N N и наружных инженерных сетей на территории войсковой части по ул. "адрес", д. "адрес" в Центральном районе "адрес" от 12 января 2015 года, Центр в лице начальника Центра ФИО5 и Фонд в лице председателя ФИО1 заключили государственный контракт о том, что Фонд обязуется выполнить и своевременно сдать Центру, а последний обязуется принять и оплатить вышеуказанные работы, на общую сумму 13 480 000 рублей.
Свидетель ФИО1 - председатель Фонда, показал, что в один из дней второй половины июня 2012 года он прибыл в Центр по вопросу заключения государственного контракта на уже выполненные Фондом археологические работы на месте размещения жилого дома N N и трансформаторной подстанции на строительном объекте по адресу: город "адрес", улица "адрес", владение "адрес". В Центре начальник производственно-технического отдела Леонтьев, своем служебном кабинете, сообщил ему о том, что для заключения государственного контракта на уже выполненные Фондом работы ему необходимо будет передавать Леонтьеву 10 процентов от денежных средств, которые будут перечислены в качестве оплаты за работы как по этому контракту, так и по государственным контрактам, заключенным между Фондом и Центром впредь, то есть в период проведения работ на вышеуказанном объекте в городе "адрес". Одновременно Леонтьев заверил его, что тот, как начальник производственно-технического отдела, курирующий объект строительства в городе "адрес", будет способствовать тому, что с Фондом будет заключен государственный контракт и в 2012 году, и в последующие годы, вплоть до окончания строительства на объекте, может способствовать принятию должностными лицами Центра без замечаний и в кратчайшие сроки выполняемых Фондом работ, а также пообещал со своей стороны общее покровительство к Фонду в период действия всех заключенных с Центром контрактов, в том числе в вопросах своевременной оплаты выполненных работ. Осознавая служебное положение Леонтьева, способного повлиять на принятие начальником Центра решения об оплате выполненных работ и на заключение государственных контрактов с Фондом в дальнейшем, опасаясь, в случае отказа выполнения требований Леонтьева, наступления для себя и представляемой организации негативных последствий, что фактически выполненные работы не будут оплачены, он согласился с вышеуказанными требованиями Леонтьева.
В последующем Леонтьев консультировал его о том, каким образом он должен подавать документы для заключения между Центром и Фондом государственных контрактов, сообщал о необходимости внесения для этого исправлений в документы. Кроме того, Леонтьев в ходе личных с ним встреч за пределами Центра вызывал сотрудников Центра - ФИО3 и ФИО2, которых просил проконсультировать его относительно подготовки различных документов, касающихся исполнения обязательств по государственным контрактам, а также для уточнения вопросов, касающихся мероприятий по проведению конкурса для заключения очередного контракта, давал указание ФИО3 разобраться с оплатой выполненных Фондом работ по одному из ранее заключенных контрактов. В течение действия всех заключенных между Центром и Фондом государственных контрактов документы на оплату выполненных работ он передавал именно Леонтьеву как лично, так и через иных лиц, в том числе закрепленных за объектом капитального строительства в городе "адрес" инженеров - ФИО4 и ФИО3. Леонтьев сообщал ему о том, что лично докладывал о ходе, сроках и качестве проводимых Фондом работ начальнику Центра, который тому полностью доверял, поэтому Леонтьев мог разрешить любой вопрос, связанный с действием государственных контрактов между Центром и Фондом. В процессе исполнения контрактов Леонтьев по его просьбе звонил соответствующим должностным лицам финансовой службы Центра и уточнял причины непроведения оплаты. Своими действиями Леонтьев убедил его в том, что тот имеет возможность влиять на заключение и исполнение государственных контрактов между указанными организациями.
После вышеуказанного разговора с Леонтьевым, в ходе которого он согласился с требованиями первого, между Фондом и Центром был заключен государственный контракт N N от 30 июля 2012 года на проведение археологических работ на месте размещения жилого дома N N и трансформаторной подстанции на общую сумму 13 839 558 рублей. 31 августа 2012 года, то есть на следующий день после подписания контракта, был подписан акт о приемке выполненных работ на сумму 4 805 807 рублей. В один из дней августа 2012 года Леонтьев в ходе телефонного разговора сообщил ему, что приедет в город "адрес" на совещание и попросил его там присутствовать. По прибытии Леонтьева в том же месяце на объект, он на территории строительной площадки в городе "адрес" на улице "адрес", владение "адрес", во исполнение предъявленных ранее Леонтьевым требований передал тому в бумажной коробке денежные средства в сумме 480 000 рублей, составляющие 10 процентов от вышеуказанной суммы 4 805 807 рублей. В дальнейшем, в рамках того же государственного контракта были подписаны акты о приемке выполненных работ от 31 августа и 5 сентября 2012 года на суммы 6 956 745 рублей и 2 077 004 рубля соответственно. По прибытии Леонтьева на строительный объект в один из дней ноября 2012 года, он внутри строительного вагончика на территории той же строительной площадки, во исполнение предъявленных ранее Леонтьевым требований, передал тому в бумажной коробке денежные средства в сумме 900 000 рублей, составляющие 10 процентов от вышеуказанных сумм 6 956 745 рублей и 2 077 004 рубля. Далее между Фондом и Центром был заключен государственный контракт N N от 25 сентября 2012 года на проведение археологических работ на месте размещения жилого дома N N на общую сумму 20 807 000 рублей. В рамках данного контракта 30 сентября, 25 октября и 7 ноября 2012 года были подписаны акты о приемке выполненных работ на суммы 8 289 420 рублей, 11 460 480 рублей и 1 057 098 рублей соответственно. В один из дней декабря 2012 года он и Леонтьев по предварительной договоренности встретились на трассе "адрес" у логистического центра " "адрес"", расположенного в 60-70 км от "адрес", где он в салоне припаркованного на стоянке автомобиля Леонтьева марки " "данные изъяты"" передал последнему в коробке денежные средства в сумме 2 000 000 рублей, составляющие 10 процентов от суммы государственного контракта N N от 25 сентября 2012 года. После этого между Фондом и Центром был заключен государственный контракт N N от 23 сентября 2013 года на проведение археологических работ на месте устройства откосов котлованов и водоотливов на общую сумму 7 790 943 рубля. 28 сентября 2013 года был подписан акт о приемке выполненных работ на сумму 5 236 691 рубль, но ввиду образовавшейся выявленной сотрудниками "Рособоронзаказа" дебиторской задолженности из этой суммы было удержано 3 396 321 рубль и фактическая оплата составила 1 840 370 рублей. После перечисления Фонду этих денежных средств ему позвонил Леонтьев и сказал, чтобы он прибыл к тому когда будет в городе "адрес", что он и сделал 28 декабря 2013 года, и во время состоявшейся в этот день меду ними встречи он в салоне вышеуказанного автомобиля, припаркованного на территории автомобильной стоянки рядом с пересечением улицы "адрес" и 1-го "адрес" проезда в городе "адрес", передал Леонтьеву денежные средства в сумме 184 000 рублей, то есть 10 процентов от последней перечисленной денежной суммы. Переданные им Леонтьеву денежные средства в каждом случае являлись платой за способствование в заключении с Фондом государственных контрактов, принятие без замечаний и в кратчайшие сроки выполняемых Фондом работ и их своевременную оплату.
Позднее в рамках государственного контракта N N от 23 сентября 2013 года на счет Фонда от Центра поступили платежи в суммах 2 463 147 рублей и 3 396 321 рубль, последний из которых поступил 30 марта 2015 года. Не желая платить денежные средства Леонтьеву в дальнейшем, он 31 марта 2015 года обратился в УФСБ России по внутренним войскам МВД России с заявлением о незаконных действиях последнего. Согласившись на участие в оперативном эксперименте, он предоставил денежные средства в размере 510 000 рублей, составляющие 10 процентов от указанных сумм поступивших платежей, с учетом вычета 85 000 рублей, ранее выплаченных им Центру в качестве стоимости проведения химанализов почвы на вышеупомянутом строительном объекте. Предоставленные денежные средства сотрудниками ФСБ России были в присутствии понятых у него изъяты, откопированы и выданы ему для их передачи в качестве взятки Леонтьеву, а также он был оборудован записывающей аппаратурой.
2 апреля 2015 года, около 12 часов они с Леонтьевым договорились о встрече на пересечении улицы "адрес" и 1-го "адрес" проезда в городе "адрес" для передачи денежных средств последнему. Около 13 часов того же дня Леонтьев прибыл к оговоренному месту встречи, где он находился в принадлежащем ему автомобиле " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N. В салоне этого автомобиля он передал ФИО1 вышеуказанные денежные средства, которые были помещены в картонную коробку. Леонтьев открыл коробку, взял деньги и положил их во внутренний карман куртки, а затем, пообщавшись с ним о следующих выплатах, вышел из автомобиля, после чего был задержан.
Из заявления ФИО1 от 31 марта 2015 года на имя начальника УФСБ России по внутренним войскам МВД России следует, что ФИО1 просит привлечь к уголовной ответственности Леонтьева, который требует передать ему денежные средства в размере 510 000 рублей в качестве взятки за оплату актов выполненных работ по государственным контрактам, заключенных с Фондом в 2012 - 2013 годах. Также в заявлении ФИО1 указал о том, что в настоящее время, как и ранее, деньги передаются Леонтьеву в виде взятки за своевременное проведение оплаты по актам выполненных работ в рамках государственных контрактов, а также за общее покровительство, из расчета 10 процентов от сумм оплаченных средств.
Согласно акту осмотра и выдачи денежных средств от 1 апреля 2015 года, в период времени с 16 часов 20 минут до 17 часов 59 минут в рамках проведения оперативно-розыскного мероприятия - оперативный эксперимент старшим оперуполномоченным 1 отдела УФСБ России по внутренним войскам МВД России в присутствии представителей общественности осмотрены 510 000 рублей, добровольно представленные ФИО1 на проведение эксперимента, - 102 денежные купюры достоинством по 5 000 рублей каждая, поле чего купюры перевязаны резиновым жгутом и помещены в картонную коробку с надписью "PIQUADRO", а затем вручены последнему.
Как следует из протоколов осмотра и прослушивания фонограммы от 28 и 31 июля 2015 года, ФИО1 в ходе встречи с Леонтьевым 2 апреля 2015 года обсуждал вопрос передачи последнему денежных средств в сумме 510 000 рублей за перечисленные ранее ФИО1 денежные средства в размере 5 900 000 рублей, а в ходе разговоров, состоявшихся между ними ранее, они обсуждали обстоятельства участия и победы ФИО1 на предстоящих конкурсах, вопросы, связанные с оплатой договоров, а также наличие у них договоренности о передаче последним 10 процентов от оплаченных работ.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 2 апреля 2015 года, в этот день, после 13 часов 50 минут, на участке местности на пересечении улицы "адрес" и 1-го "адрес" проезда города "адрес", Леонтьев достал из внутреннего кармана надетой на нем куртки денежные средства, обмотанные резинками, как установлено после их пересчета, в размере 510 000 рублей 102 купюрами достоинством по 5 000 рублей каждая. В ходе производства указанного следственного действия эти денежные средства изъяты. При этом Леонтьев пояснил, что данные деньги ему около 13 часов того же дня передал ФИО1 в салоне автомобиля последнего на территории автомобильной стоянки, расположенной вдоль 1-го "адрес" проезда вблизи перекрестка с улицей "адрес", в качестве взятки, а именно, отката по государственному контракту, в рамках которого тот выполнял археологические работы в городе "адрес", что и ранее он неоднократно получал от ФИО1 денежные средства в качестве взятки.
Из протоколов осмотра предметов от 29 мая 2015 года видно, что в ходе осмотра места происшествия 2 апреля 2015 года на участке местности на пересечении улицы "адрес" и 1-го "адрес" проезда города "адрес" были изъяты денежные купюры, которые были получены Козмирчуком в рамках оперативного эксперимента.
Согласно протоколу выемки от 3 апреля 2015 года и протоколу осмотра предметов от 20 апреля того же года, 3 апреля 2015 года у ФИО1 изъята полученная им в рамках оперативного эксперимента картонная коробка, в которой он передал денежные средства Леонтьеву 2 апреля 2015 года.
Сообщением ЦРЭРТН УАМТС ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве от 21 июля 2015 года N N, а также исследованным в судебном заседании свидетельством о регистрации транспортного средства серии N N N подтверждается, что с 31 июля 2010 года до 26 сентября 2015 года в собственности Леонтьева имелся автомобиль " "данные изъяты"", государственный регистрационный знак N.
Оценивая изложенные доказательства в их совокупности, суд находит их достоверными и достаточными, а виновность подсудимого Леонтьева в содеянном признает доказанной.
Органами предварительного расследования действия Леонтьева, связанные с получением от ФИО1 денег в размере 4 074 000 рублей за способствование в силу своего должностного положения в заключении государственных контрактов между Центром и Фондом, принятие без замечаний и в кратчайшие сроки выполняемых Фондом работ и их своевременной оплате квалифицированы как получение взятки, совершенное в особо крупном размере, с вымогательством взятки. При этом названные органы исходили из того, что согласие передать Леонтьеву взятку ФИО1 дал в связи с оказанным на него со стороны Леонтьева давлением по вымогательству взятки, чтобы избежать причинения вреда своим законным интересам и с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.
Вместе с тем, следует признать не соответствующим установленным фактическим обстоятельствам уголовного дела вывод органов предварительного следствия о вымогательстве взятки со стороны Леонтьева, поскольку, как установлено в судебном заседании, Леонтьев угроз совершить действия (бездействие), которые могли бы причинить вред законным интересам ФИО1 не высказывал, равно как не создавал заведомо условий, при которых ФИО1 вынужден был передать взятку с целью предотвращения вредных последствия для своих правоохраняемых интересов, а поэтому при таких обстоятельствах суд исключает из объема обвинения Леонтьева вымогательство взятки, как излишне вмененное.
Поскольку Леонтьев, являясь начальником производственно-технического отдела, то есть должностным лицом, постоянно и по специальному полномочию выполняющим организационно-распорядительные функции, в период с августа 2012 года по 2 апреля 2015 года в несколько приемов получил от ФИО1 взятку в виде денег на общую сумму 4 074 000 рублей, то есть в особо крупном размере, за способствование в силу своего должностного положения в заключении государственных контрактов между Центром и представляемой ФИО1 организацией - Фондом, принятие без замечаний и в кратчайшие сроки выполняемых Фондом работ и их своевременной оплате, то эти его действия суд квалифицирует по ч.6 ст.290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ).
Квалифицируя действия подсудимого как получение взятки в особо крупном размере, суд исходит из того, что общий размер полученной объединенной единым умыслом взятки превысил один миллион рублей.
При назначении наказания подсудимому Леонтьеву, суд в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, признает активное способствование раскрытию и расследованию преступления, а также учитывает наличие у него несовершеннолетнего сына, что он привлекается к уголовной ответственности впервые, свою вину признал и раскаялся в содеянном.
Кроме того суд учитывает, что Леонтьев за продолжительный срок военной службы неоднократно поощрялся командованием, характеризуется исключительно положительно, награжден государственной и ведомственными наградами, является ветераном боевых действий.
Наряду с этим суд учитывает иные данные о личности Леонтьева, возраст, состояние здоровья, в частности, наличие у него ряда хронических заболеваний, семейное положение, состояние здоровья его матери, а также принимает во внимание влияние назначенного наказания на исправление Леонтьева и условия жизни его семьи.
Определяя вид наказания, суд, с учетом фактических обстоятельств содеянного, характера и степени общественной опасности преступления, мотивов его совершения, приходит к выводу о том, что менее строгий вид наказания - штраф, предусмотренный санкцией ч.6 ст.290 УК РФ, не обеспечит достижение целей наказания, а поэтому полагает необходимым назначить Леонтьеву наказание в виде лишения свободы.
Вместе с тем, признавая исключительными обстоятельствами вышеуказанные данные о личности Леонтьева в совокупности с его поведением после совершения преступления, ходатайство соседей Леонтьева о снисхождении, имущественным положением как его самого, так и его семьи, возможностью трудоустройства, получения им заработной платы или иного дохода, суд считает возможным применить к нему ст.64 УК РФ, то есть назначить подсудимому наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.6 ст.290 УК РФ для наказания в виде лишения свободы, а также размера предусмотренного этой же нормой дополнительного наказания в виде штрафа.
Однако, с учетом характера совершенного Леонтьевым преступления, использования при его совершении служебного положения, суд считает необходимым применить к подсудимому дополнительное наказание, предусмотренное ч.3 ст.47 УК РФ, в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, а также организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий в государственных органах и органах местного самоуправления.
Наряду с этим, учитывая фактические обстоятельства преступления, совершенного Леонтьевым, суд не находит оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую в соответствии с ч.6 ст.15 УК РФ, а также для применения ст.73 УК РФ.
Разрешая вопрос о судьбе вещественных доказательств - денежных средств в сумме 510 000 рублей, являющихся предметом взятки, изъятых 2 апреля 2015 года в ходе осмотра места происшествия - участка местности на пересечении улицы "адрес" и 1-го "адрес" проезда в городе "адрес" (102 денежные купюры достоинством по 5 000 рублей), добровольно представленных согласно акту выдачи и осмотра денежных купюр от 1 апреля 2015 года для проведения эксперимента ФИО1, суд на основании п.1 ч.3 ст.81 УПК полагает необходимым вернуть эти денежные суммы по принадлежности последнему.
Что же касается вещественного доказательства - картонной коробки, изъятой в ходе выемки у ФИО1, - то она подлежат уничтожению на основании п.3 ч.3 ст.81 УПК РФ, как предмет, не представляющий ценности и не истребованные стороной.
В соответствии со ст.ст.104.1 и 104.2 УК РФ суд считает необходимым конфисковать у Леонтьева денежные средства в сумме, соответствующей сумме полученной им взятки, а именно 4 074 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 304, 307-309 УПК РФ,
ПРИГОВОРИЛ:
Леонтьева А.В. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.6 ст.290 УК РФ (в редакции Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 329-ФЗ), на основании которой и с применением ст.64 УК РФ, назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок 4 (четыре) года, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, со штрафом в размере однократной суммы взятки - 4 074 000 (четыре миллиона семьдесят четыре тысячи) рублей.
В соответствии с ч.3 ст.47 УК назначить Леонтьеву А.В. дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, а также организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий в государственных органах и органах местного самоуправления на срок 2 (два) года.
Срок отбывания наказания Леонтьеву А.В. исчислять с 14 октября 2015 года, зачесть время его содержания под стражей со 2 апреля 2015 года по 13 октября 2015 года.
На основании ст.ст.104.1 и 104.2 УК РФ конфисковать - принудительно безвозмездно изъять у Леонтьева А.В. денежные средства в сумме, соответствующей сумме взятки, а именно 4 074 000 (четыре миллиона семьдесят четыре тысячи) рублей, обратив их в собственность государства.
Меру пресечения в отношении Леонтьева А.В. в виде заключения под стражу, до вступления приговора в законную силу - оставить без изменения.
По вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства по уголовному делу:
- денежные средства в сумме 510 000 (пятьсот десять тысяч) рублей (102 денежные купюры достоинством по 5 000 рублей с серийными номерами согласно акту осмотра и выдачи денежных средств от 1 апреля 2015 года, т.1 л.д. 24-25), хранящиеся в камере хранения 517 военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации, - вернуть по принадлежности ФИО1;
- картонную коробку, хранящуюся в камере хранения 517 военного следственного отдела Следственного комитета Российской Федерации, - уничтожить в установленном законом порядке;
- документы, перечисленные на листах 228-245 тома 3, изъятые у должностного лица N МВД России, хранящиеся в уголовном деле (листы 1-168 тома 4), - вернуть по принадлежности в указанное учреждение;
- DVD-R диски с надписями "Verbatim", " N", " N", перечисленные на листах 53-55 тома 1 и 55-56 тома 2, - хранить при уголовном деле.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня его провозглашения, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
В случае апелляционного обжалования, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении настоящего уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.