Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего судьи ФИО9., при секретаре судебного заседания ФИО3, с участием административного истца - ФИО1 представителя командира войсковой части N - ФИО4, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N ефрейтора ФИО1 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в принятии на жилищный учет,
установил:
ФИО8 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:
- признать незаконным решение жилищной комиссии войсковой части N, изложенное в протоколе N от ДД.ММ.ГГГГ, в части отказа ей и членам ее семьи в признании нуждающимися в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания;
- обязать командира и жилищную комиссию войсковой части N отменить решение жилищной комиссии, изложенное в протоколе N от ДД.ММ.ГГГГ, и повторно рассмотреть ее рапорт о принятии на жилищный учет.
В судебном заседании административный истец настаивала на удовлетворении своих требований и пояснила, что жилым помещением от военного ведомства она не обеспечивалась, зарегистрирована по адресу воинской части. В собственности и пользовании жилья не имеет. Проживает вместе с бывшим мужем в жилом помещении, принадлежащем его матери, и в настоящее время по причине расторжения брака вынуждена из него выехать. В этой связи в мае 2015 года она обратилась в жилищную комиссию войсковой части N с рапортом о принятии на жилищный учет. Однако решением названной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей и ее сыну отказано в принятии на жилищный учет на основании распоряжения Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N в связи с тем, что она не была принята на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель командира войсковой части N в судебном заседании требования ФИО8 не признал и пояснил, что в соответствии с распоряжением Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N, которым жилищная комиссия обязана руководствоваться, военнослужащие, заключившие первый контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ и не принятые на жилищный учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ, не подлежат обеспечению жилыми помещениями по месту прохождения службы за счет внутренних войск МВД России, а в силу ч. 3 ст. 52 названного Кодекса, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления.
Жилищная комиссия войсковой части N, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не прибыла.
Заслушав объяснения административного истца и представителя командира войсковой части N, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из копии выписки из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N N, рассматривался рапорт ФИО8 с просьбой о признании ее и ее сына нуждающимися в обеспечении жилым помещении для постоянного проживания в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ и включении ее и членов ее семьи в список очередников на получение жилых помещений в городе Москве. К рапорту были представлены необходимые для постановки на жилищный учет документы.
В ходе рассмотрения указанного рапорта комиссией было установлено, что ФИО8 проходит военную службу по контракту с февраля 1996 года. Разведена, брак с ФИО5 расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. Зарегистрирована с 2005 года по месту жительства по адресу войсковой части N. Бывший муж ФИО5 и сын ФИО6 зарегистрированы по адресу: "адрес", Свободный проспект, "адрес" однокомнатной квартире общей площадью 36,0 кв.м., которая является собственностью ФИО7 (бывшей свекрови). ФИО8 и ее сын ФИО6 жилых помещений в собственности не имели и не имеют, в приватизации жилых помещений не участвовали. Ранее на учете нуждающихся в получении жилых помещений ФИО8 и члены ее семьи не состояли.
Руководствуясь п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, с учетом распоряжения Главнокомандующего внутренними войсками МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N, жилищная комиссия решилаотказать ФИО8 и членам ее семьи в признании их нуждающимися в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания, в связи с тем, что она не была принята на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу статьи 59 и пункта "т" статьи 71 Конституции Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что определяет правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства.
Осуществляя свои полномочия в этой области правового регулирования, законодатель в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" установилспециальный механизм реализации военнослужащими права на жилище, что согласуется с положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 39 Федерального закона от 06 февраля 1997 N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" установлено, что социальные гарантии военнослужащих внутренних войск обеспечиваются в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы.
Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В Постановлении от 29 мая 2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В связи с изложенным судам следует исходить из того, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 1 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденной приказом МВД России от 12 февраля 2010 года N 75 установлено, что данная Инструкция регулирует организацию работы в том числе по признанию военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях во внутренних войсках МВД России.
При этом в пункте 3 приведенной Инструкции определено, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих внутренних войск МВД России жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
Пунктами 19 и 22 данной Инструкции определено, что для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу, указанному в приложении N к настоящей Инструкции.
Военнослужащие включаются в списки очередников, нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколами и утверждаемых командирами воинских частей.
Таким образом, приведенными нормами ФИО8 как военнослужащей гарантирован особый порядок обеспечения жильем, т.е. при наличии предусмотренных законом оснований для принятия на жилищный учет ее жилищные права подлежат реализации за счет военного ведомства, в котором она проходит военную службу.
Как усматривается из части 3 статьи 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Приведенная норма регламентирует процедуру принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, а в отношении военнослужащих она подлежит применению в системном толковании со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и другими нормами, регламентирующими порядок обеспечения военнослужащих жильем, положения которых не предусматривают каких-либо ограничений в реализации военнослужащими, не принятыми на жилищный учет до ДД.ММ.ГГГГ, своих жилищных прав за счет военного ведомства.
В этой связи решение жилищной комиссии войсковой части N, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N 8, в части отказа ФИО8 и членам ее семьи в признании нуждающимися в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания на том основании, что в соответствии с частью 3 статьи 52 ЖК РФ право на получение жилья по месту прохождения военной службы ФИО8 должна реализовывать через органы местного самоуправления суд находит не обоснованным, а действия командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанные с принятием указанного решения, незаконными.
Для восстановления прав административного истца суд полагает необходимым обязать командира и жилищную комиссию войсковой части N отменить решение, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N 8, в части касающейся ФИО8 и повторно рассмотреть вопрос о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания.
Что касается распоряжений Главнокомандующего внутренними войсками МВД России, на которые в оспариваемом решении также указано как на основание для отказа ФИО10 в принятии на жилищный учет, то в силу пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", они, как не прошедшие государственную регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не являются нормативным правовым актом и, следовательно, не влекут правовых последствий и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Как усматривается из чека-ордера Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8 уплачена государственная пошлина за подачу в суд административного искового заявления в размере 300 руб.
Поскольку требования ФИО8 подлежат удовлетворению, то понесенные ей судебные расходы следует взыскать с войсковой части N в ее пользу в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд
решил:
заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконными действия командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанные с принятием решения, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N 8, в части отказа ФИО1 и членам ее семьи в признании нуждающимися в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания.
Обязать командира и жилищную комиссию войсковой части N отменить решение, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ N 8, в части касающейся ФИО1 и повторно рассмотреть вопрос о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в обеспечении жилым помещением для постоянного проживания.
Взыскать с войсковой части N в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 (триста) рублей.
Указать командиру и жилищной комиссии войсковой части N на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и ФИО1 в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.