Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Шендрик О.П.,
с участием ФИО1. - представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан, действующей на основании доверенности N ... от 11 января 2016 года,
в отсутствие ФИО2. - директора Общества с ограниченной ответственностью " ... " - законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено административное производство,
ФИО3. - защитника Общества с ограниченной ответственностью " ... ",
извещенных надлежащим образом о дате рассмотрения дела,
рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью " ... " ФИО4. на решение судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2015 года, которым:
постановление вр.и.о. заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Валиуллина А.Р. N ... от 30 сентября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью " ... " оставлено без изменения, жалоба директора Общества с ограниченной ответственностью " ... " ФИО5. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением вр.и.о. заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее - Управление Росприроднадзора по РБ) Валиуллина А.Р. N ... от 30 сентября 2015 года Общество с ограниченной ответственностью " ... " (далее - ООО " ... ", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному штрафу в размере 20 000 рублей за нарушение требований статьи 11, части 3 статьи 18, частей 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 34, части 1 статьи 39 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 года N30, выразившееся в непредставлении в установленный срок до 01 февраля после отчетного периода отчетности 2-ТП (отходы) за 2013 г. и 2014 г., а также до 15 января 2015 года отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства за 2014 г. Место совершения правонарушения: ... , база ... " ... " (квартал N ... , выдел N ... участкового лесничества ФГБУ " ... ") (л.д. 64-65).
Решением судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2015 года по жалобе ФИО6. постановление о назначении наказания N ... от 30 сентября 2015 года оставлено без изменения (л.д.98-100).
В жалобе в Верховный Суд Республики Башкортостан ФИО7., не соглашаясь с постановлением о назначении наказания N ... от 30 сентября 2015 года и решением судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2015 года, предлагает их отменить, считая незаконными, производство по делу прекратить, указывая на истечение двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, исчисляемого с даты, установленной законом для предоставления соответствующей отчетности, поскольку данное правонарушение не является длящимся и не относится к нарушению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Изучив материалы дела, выслушав свидетеля ФИО8., проверив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ (в ред. от 21 июля 2014 года N 219-ФЗ), сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1988 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
- соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;
- предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Частью 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1988 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Согласно частям 1,2 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1988 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно пункту 3 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды России от 16 февраля 2010 года N30 (далее - Порядок), субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке Отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
Отчетный период составляет один календарный год. В случае начала осуществления хозяйственной и иной деятельности субъектом малого и среднего предпринимательства в течение отчетного календарного года отчетный период исчисляется с даты государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя - субъекта малого и среднего предпринимательства (пункт 4 Порядка).
Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5 Порядка).В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 28 января 2011 года N17 "Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, отчетность 2-ТП (отходы) предоставляются до 01 февраля после отчетного периода.
Как следует из материалов дела, в соответствии с приказом Управления Росприроднадзора по РБ от 13 мая 2015 года N ... проведена плановая выездная проверка ООО " ... ", расположенного по адресу: ... , база ... " ... " (квартал N ... , выдел N ... участкового лесничества ФГБУ " ... "), по соблюдению требований природоохранного законодательства Российской Федерации, по результатам которой Обществу вменены указанные выше нарушения требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
При эксплуатации базы ... " ... " в результате хозяйственной деятельности Общества образуются отходы производства и потребления: ртутные лампы, люминисцентные ртутьсодержащие трубки, отработанные и брак, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритный), мусор бытовых помещений, отходы (осадки) из выгребных ям.
Согласно данным отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и лицензирования Управления Росприроднадзора по РБ отчетность 2-ТП (отходы) за 2013 год и 2014 год, а также отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства за 2014 год Обществом были предоставлены 14 июля 2015 года (л.д.79).
Указанные обстоятельства Обществом не оспариваются.
По результатам проверки составлен акт N ... от 21 июля 2015 года (л.д.72-73).
За выявленные нарушения государственным инспектором по Республике Башкортостан, ведущим специалистом-экспертом отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по РБ Ивановой Г.С. в отношении Общества 06 августа 2015 года возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 КоАП РФ, за то, что в нарушение части 2 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1988 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не предоставило в установленные сроки отчетность 2-ТП (отходы) за 2013 г. и 2014 г., а также отчет об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства за 2014 г. (л.д.67-69).
Постановлением должностного лица органа надзора N ... от 30 сентября 2015 года Общество признано виновным в непредставлении в установленный срок отчетности 2-ТП (отходы) за 2013 г. и 2014 г., а также отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства за 2014 г.
Судья районного суда, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказом Минприроды РФ от 16 февраля 2010 N 30 "Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" установил, что при осуществлении хозяйственной деятельности Общество, осуществляющее деятельность, в результате которой образуются отходы, допустило сокрытие полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, вредном воздействии на окружающую среду.
В ходе настоящего пересмотра нашло свое подтверждение непредставление в установленный срок отчетности 2-ТП (отходы) за 2013 г. и 2014 г., а также отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства за 2014 г.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств невозможности соблюдения юридическим лицом названных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Правовая оценка действиям юридического лица по статье 8.5 КоАП РФ дана правильная. Избранная должностным лицом органа надзора мера ответственности соразмерна характеру совершенного правонарушения и установлена в минимальном размере, предусмотренном санкцией вмененной статьи.
Вместе с тем из постановления должностного лица и решения судьи районного суда подлежат исключению выводы о виновности лица в непредставлении в установленный срок отчетности 2-ТП (отходы) за 2013 г., поскольку годичный срок давности привлечения к административной ответственности за данное нарушение, исчисляемый с 01 февраля 2014 года, на момент возбуждения производства по делу об административном правонарушении, истек.
Общество привлечено к административной ответственности за непредставление в установленный срок отчетности 2-ТП (отходы) за 2013 г. за пределами срока давности привлечения к административной ответственности, что влечет изменение состоявшихся по делу актов.
Доводы жалобы о том, что правонарушение, предусмотренное статьей 8.5 КоАП РФ, не относится к нарушению законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в связи с чем срок давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение составляет два месяца, являются необоснованными. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения населения экологической информацией, экологической безопасности, соблюдения конституционного права граждан на доступ к экологической информации и других связанных с ним прав. В силу статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Процедура привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдена.
Протокол об административном правонарушении составлен 06 августа 2015 года в отсутствие законного представителя Общества ФИО9., уведомленного надлежащим образом извещением от 21 июля 2015 года N ... , полученным лично 21 июля 2015 года, копия протокола получена ФИО10. по почте заказным письмом 07 сентября 2015 года, что не оспаривается. Постановление о назначении наказания вынесено 30 сентября 2015 года с участием защитника Общества ФИО11. по доверенности, в отсутствие законного представителя Общества ФИО12., извещенного надлежащим образом определением об отложении рассмотрения дела от 11 сентября 2015 года, врученным ему лично 18 сентября 2015 года, согласно уведомлению о вручении, что также не оспаривается. Копия постановления получена ФИО13. 24 октября 2015 года согласно уведомлению о вручении (л.д.95).
Жалоба судьей районного суда рассмотрена при участии защитника Общества ФИО14., в отсутствие законного представителя Общества ФИО15., извещенного надлежащим образом под расписку (л.д.94).
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью " ... " ФИО16. удовлетворить частично.
Постановление вр.и.о. заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Башкортостан Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан Валиуллина А.Р. N ... от 30 сентября 2015 года и решение судьи Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан от 24 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью " ... " изменить в части, исключить выводы о непредставлении Обществом с ограниченной ответственностью " ... " в установленный срок отчетности 2-ТП (отходы) за 2013 г.
В остальном - оставить их без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно, его правомочны пересматривать в порядке надзора Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Субхангулов А.Н.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.