Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Валетдиновой Р.Р.,
с участием ФИО5 - представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан,
в отсутствие остальных участников дела об административном правонарушении, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы судебным извещением от дата согласно расписок,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО4 в интересах ФИО1 на решение судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07 декабря 2015г., которым
постановление старшего инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан N ... -А/ГТ от дата по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО " ... " ФИО1 по ст.8.5 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА
Постановлением N ... -А//ГТ от дата старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО3 признал виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, должностное лицо - директора ООО " ... " ФИО1 и назначил ему наказание в виде административного штрафа в размере 3000 руб.
ФИО1 обжаловал данное постановление в суд, судья Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан вынес вышеприведенное решение от дата
Не согласившись с указанным решением судьи, защитник ФИО4 в интересах ФИО1 принес в Верховный Суд Республики Башкортостан жалобу, в которой просит постановление N ... -А/ГТ от дата и решение судьи от дата отменить, как незаконные.
В судебное заседание ФИО1 и его защитник, надлежаще извещенные, не явились, в связи с чем возможно рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан ФИО5 просил в удовлетворении жалобы отказать за необоснованностью.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее Управление Росприроднадзора по РБ), прихожу к следующему выводу.
Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей.
Должностное лицо Управления Росприроднадзора по Республике Башкортостан, установив, что ООО " ... " не представлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за период со дата по 1 квартал 2015 года в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, квалифицировал бездействие директора ООО " ... " ФИО1 по ст.8.5 КоАП РФ, как несвоевременное предоставление в уполномоченный орган расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодателем сроки до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Данный Закон в статье 3 к основным принципам, которыми должны руководствоваться, в том числе, юридические лица при осуществлении хозяйственной либо иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, относит, в частности, платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В развитие данного принципа законодатель определилметоды экономического регулирования в области охраны окружающей среды, к которым относится также установление платы за негативное воздействие на
окружающую среду (статьи 14, 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 вышеназванного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 года N 204 утверждены Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее по тексту - Порядок заполнения и представления формы расчета платы).
Данный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду заполняется организациями, осуществляющими любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления, облагаемые платой за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (пункт 1 Порядка заполнения и представления формы расчета платы).
Поэтому непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленный нормативными актами срок (несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, об ином вредном воздействии на окружающую среду и природные ресурсы) образует состав правонарушения, предусмотренный ст.8.5 КоАП РФ.
Представление отчетов и платежей за негативное воздействие на окружающую среду является не правом, а обязанностью организации, осуществляющей хозяйственную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Факт совершения должностным лицом - директором ООО " ... " ФИО1, вмененного ему административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ, поскольку бездействие, выразившееся в неперечислении установленной платы в виде конкретной суммы в обусловленный срок, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена указанной нормой.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст.24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Установленные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом о административном правонарушении N ... -А/ГТ от 31.08.2015 г., актом проверки от 07.08.2015 г., протоколами анализа проб воды, приказами о проведении проверки и другими материалами проверки.
Нарушение допущено по вине директора ООО " ... " ФИО1, который являясь руководителем, ненадлежащее исполнил свои должностные обязанности по соблюдению законодательства, не принял мер по недопущению правонарушения, и своими противоправными действиями нарушил требования статьи 14, 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" ч.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 г. "Об охране атмосферного воздуха" N96-ФЗ.
Таким образом, ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ст.8.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной ст.8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для изменения размера административного наказания и назначения административного штрафа ниже низшего предела не усматривается.
Доводы жалобы были предметом проверки судьи первой инстанции, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении судьи от 07.12.2015 г., в связи с чем не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу об административном правонарушении постановления должностного лица и решения судьи.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
В силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, составляет один год.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при
применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Обязательным признаком состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, является несвоевременное предоставление в уполномоченный орган расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду в установленные законодателем сроки до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, следовательно, административное правонарушение, предусмотренное ст.8.5 КоАП РФ, не является длящимся, и датой его совершения является день, следующий за последним днем установленного срока, т.е. по данному делу с дата(3 квартал 2014 г. + 20 дней).
Таким образом, на момент привлечения должностного лица - директора ООО " ... " к административной ответственности по ст.8.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности в отношении периода с 2012 г. по 2 квартал 2014 г. истек, следовательно, исходя из положений ст.4.5 и п.6 ст.4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления от 09.10.2015 г. вопрос об административной ответственности за правонарушение за указанный период обсуждаться не мог и он подлежит исключению как из постановления, так и из описательно-мотивировочной части решения судьи районного суда от 07.12.2015 г.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
При изложенных обстоятельствах постановление N ... -А//ГТ от 09 октября 2015 года и решение судьи Стерлибашевского межрайонного суда РБ от 07.12.2015 года законны и обоснованны и подлежат изменению с учетом изложенного выше.
На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
РЕШИЛА
Решение судьи Стерлибашевского межрайонного суда Республики Башкортостан от 07 декабря 2015 года и постановление N ... -А//ГТ от 09 октября 2015 года старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан изменить, исключив из описательно-мотивировочной части постановления и решения вмененный период совершения правонарушения с 2012 г. по 2 квартал 2014 г., в остальной части постановление N ... -А//ГТ от 09 октября 2015 года и решение судьи от 07 декабря 2015 года оставить без изменения, жалобу защитника ФИО4 в интересах ФИО1 - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
справка:
судья Янбулатова З.С.
дело N21-84/2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.