Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.,
судей: Киньягуловой Т.М.,
Мугиновой Р.Х.,
при секретаре Мингазовой Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Л. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 октября 2015 года, которым постановлено:
исковые требования Морозовой Н.Б. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить проект договора купли-продажи на земельный участок удовлетворить.
Признать за Морозовой Н.Б. право на выкуп земельного участка площадью 1 278 кв.м., с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес, по цене, установленной Постановлением Правительства Республики Башкортостан N ... от дата.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: адрес, общей площадью 1278 кв.м, с кадастровым номером N ... , и направить его Морозовой Н.Б. с предложением о его заключении.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Морозова Н.Б. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязаниии подготовить проект договора купли-продажи на земельный участок, мотивируя требования тем, что она является собственником жилого дома с дата, расположенного по адресу: адрес на основании свидетельства о государственной регистрации права серия 04 АГ N ... от дата. Земельный участок, на котором находится ее дом, поставлен на кадастровый учет, согласно кадастрового плана площадь участка - 1278 кв.м., кадастровый N ... Являясь собственником дома на земельном участке 1278 кв.м., добросовестно и открыто владеет этим участком, уплачивает налоги, не нарушает права третьих лиц, дата, дата она обращалась в Администрацию городского округа адрес РБ с заявлением о предоставлении данного участка земли в собственность с правом выкупа. Однако, на письма получала ответы, что предоставление в собственность данного земельного участка не предоставляется возможным ввиду нахождения земельного участка в территориальной зоне рекреационного назначения Р-1.
Истец с учетом уточненного иска просила суд признать за ней право на выкуп земельного участка площадью 1278 кв.м с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес по цене, установленной Постановлением Правительства РБ N ... от дата, обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка расположенного по адресу: адрес, общей площадью 1278 кв.м, с кадастровым номером N ... и направить его Морозовой Н.Б. с предложением о его заключении.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Л. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что истцом не представлены доказательства, подтверждающие необходимость использование земельного участка испрашиваемой площади для эксплуатации объектов недвижимого имущества. Обращает внимание, что испрашиваемый земельный участок входит в зону рекреационного назначения, в связи с чем, предоставление в собственность спорного земельного участка не представляется возможным.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Морозовой Н.Б. - Фролову О.Б., Пахомова И.М., полагавших решение суда законным, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
В силу ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Согласно ст. 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги является основанием государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок. Таким образом, выписка из похозяйственной книги о наличии у лица права на земельный участок, является документом - основанием права на спорный объект недвижимости.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 ЗК РФ).
Так, ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшей на момент возникновения права собственности истицы на дом (2001 год), а также на дату обращения к ответчику с просьбой о выкупе земельного участка, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 августа 2013 года N 388, действовавшим на дату обращения истца к ответчику, утвержден порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что Морозова Н.Б., как собственник жилого дома, имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен данный жилой дом, по цене, определяемой в порядке, установленном ЗК РФ, в связи с чем, заявленные ею исковые требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, исходя из следующего.
Как следует из материалов, Морозова Н.Б. является собственником жилого дома по адресу: РБ, адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 04 АГ N ... от дата (л.д. ... ).
Жилой дом расположен на спорном земельном участке, который состоит на кадастровом учете, что подтверждается кадастровом паспортом земельного участка N ... от дата (л.д. ... ), индивидуализирован как объект недвижимости, определено его конкретное местоположение, указана его площадь 1278 кв.м. Земельный участок сформирован и состоит на кадастровом учете с дата, ему присвоен кадастровый N ... , разрешенное использование - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, земли населенных пунктов.
В предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации порядке дата истец обратилась в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату.
Письмом N ... от дата Управлением по земельным ресурсам Администрации г. Уфа РБ в предоставлении испрашиваемого земельного участка отказано, в связи с тем, что он входит в территориальную зону рекреационного назначения "Р-1", предназначенной для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения (л.д. ... ).
В силу статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Вышеприведенная норма права содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К таковым относятся: изъятие земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Ответчик вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность, в связи с ограничением испрашиваемого земельного участка в обороте, установленным федеральным законом запретом на предоставление земельных участков, резервированием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Довод апелляционной жалобы ответчика о нахождении испрашиваемого земельного участка в рекреационной зоне является несостоятельным в силу следующего.
В силу статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут включаться рекреационные зоны (часть 1). При этом земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма (часть 9). Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации (часть 12).
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно ст. 94 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа адрес Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан".
Согласно ст. 41 Правил границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
В соответствии с пунктом 43.4 рекреационные зоны "Р-1", "Р-2" - это зоны городских парков, городских лесов, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного и пассивного отдыха, зоны зеленых насаждений ограниченного пользования, озеленение специального назначения и т.д.
Согласно с пунктом 43.5 Правил в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Однако, каких-либо данных, свидетельствующих о том, что испрашиваемый истцом земельный участок изъят, ограничен в обороте, на нем находятся вышеуказанные объекты для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан материалы дела не содержат.
Также в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов, к землям особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также не имеется сведений и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на земельный участок площадью 1278 кв.м с кадастровым номером N ... правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный ст.ст. 94 - 100 Земельного кодекса Российской Федерации, не имеется. Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации является ограниченным в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на предоставление такого земельного участка в собственность.
Нельзя согласиться и с доводами жалобы ответчика об отсутствии доказательств наличия необходимости для размещения жилого дома земельного участка испрашиваемой площади, поскольку площадь участка в 1278 кв.м свидетельствует о том, что земельный участок изначально отводился для строительства не только индивидуального жилого дома, но и надворных построек необходимых для обслуживания дома. Истцом земельный участок используется по целевому назначению - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Кроме того, в соответствии с договором аренды от дата, заключенного между КУМС Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и Морозовой Н.Б., истцу был передан в аренду земельный участок по адресу: адрес, площадью 1664 кв.м с кадастровым номером N ... на срок до дата для обслуживания жилого дома и надворных построек. Согласно кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка площадью 1278 кв.м N ... от дата, предыдущий номер земельного участка составлял N ... , что соответствует переданному в аренду истцу земельному участку площадью 1664 кв.м. (л.д. ... ).
Более того, согласно заключению кадастрового инженера В. в результате натурного обследования земельного участка с кадастровым номером N ... (предыдущий N ... ), расположенного по адресу: адрес, по состоянию на дата присутствуют неразрывно связанные с землей объекты недвижимого имущества: жилой дом с верандой (литера Бб) - общая площадь 81,8 кв.м (л.д. ... ). Согласно акта согласования границ земельного участка с кадастровым номером N ... от дата, границы земельного участка по адресу: адрес согласованы правообладателями земельных участков (л.д ... ). Изложенное выше свидетельствует о том, что на момент обращения истца о выкупе испрашиваемого земельного участка, последний находится в ее правомерном пользовании как собственника дома, который расположен на испрашиваемом земельном участке, и как его арендатора по договору от дата.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РБ от 30.08.2013 г. N 388 (ред. от 10.07.2014) "О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках", действовавшего на момент обращения истца о выкупе испрашиваемого земельного участка, цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости в следующих случаях: при продаже их гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства, индивидуальных гаражей и гаражных боксов в составе гаражных потребительских кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
Изложенное свидетельствует о том, что заявитель обладает правом выкупа испрашиваемого земельного участка в соответствии условиями п. 2 Постановления Правительства РБ от 30.08.2013 г. N 388 (ред. от 10.07.2014), действовавшего на 17 декабря 2014 года - на дату обращения заявителей в Администрацию г. Уфы РБ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что имеется вступившее в законную силу решение Кировского районного суда по адресу: адрес по делу N ... от дата об отказе в удовлетворении исковых требований о предоставлении земельного участка в собственность состоятельными быть не могут, поскольку предметом рассмотрения указанного спора был земельный участок иной площади.
В соответствии с п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке установленном ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Каких либо ограничений прав, предусмотренных ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, установленных органами государственной власти местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано.
Таким образом Морозова Н.Б. как собственник жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: адрес, имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность, путем выкупа, а именно заключив договор купли-продажи земельного участка, в связи с этим исковые требования подлежали удовлетворению.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Л. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи Т.М. Киньягулова
Р.Х. Мугинова
Справка: судья З.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.