Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Кривцовой О.Ю.,
судей Смирновой О.В. и Фроловой Т.Е.
при секретаре Баскаковой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Куюргазинского района Республики Башкортостан на решение Куюргазинского районного суда Республики Башкортостан от дата
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., объяснения прокурора Фахретдиновой Ю.Ю., поддержавшей доводы апелляционного представления, Б.Е.И. и её представителя К.К.С., возражавших против удовлетворения апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
установила:
прокурор адрес Республики Башкортостан в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к Б.Е.И. о признании действий по ограничению прав граждан на купание и рыболовство на водном объекте незаконными, возложению обязанности по демонтированию информационных указателей о запрете купания и рыбалки.
В обоснование иска истец указал, что в ходе проведённой проверки установлено, что на основании договора аренды земельного участка от дата N ... , заключенного между администрацией муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан и Б.Е.И., последней передан в аренду земельный участок с кадастровым номером N ... , категории земель сельскохозяйственного назначения, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный в адрес.
В границах земельного участка расположен водоём, который в аренду Б.Е.И. не передан, является водным объектом общего пользования. Поскольку Б.Е.И. является арендатором земельного участка, а не водоёма, то полномочий по ограничению его использования другими гражданами ответчик не имеет.
Между тем, вопреки требованиям положений статей 5, 9 Водного кодекса Российской Федерации, ответчиком установлены информационные указатели с надписью "аренда рыбалка купаться запрещено", чем ограничено право граждан на свободное пользование указанным водоёмом, в том числе любительское и спортивное рыболовство.
Просил признать незаконными действия Б.Е.И. по ограничению прав граждан на купание и рыболовство на водном объекте, расположенном в адрес; обязать Б.Е.И. незамедлительно демонтировать информационные указатели о запрете купания и рыбалки, установленные возле пруда по указанному выше адресу.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Куюргазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределённого круга лиц отказано.
В апелляционном представлении прокурором Куюргазинского района Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
На апелляционное представление от Б.Е.И. поступили возражения.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункта 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В подпунктах 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что пруд не является водным объектом общего пользования, поскольку предоставлен в аренду Б.Е.И. Следовательно, осуществление рыболовства возможно только с согласия арендатора, имеющего право ограничивать заинтересованных лиц в использовании биоресурсов в водоёме.
Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - природный или искусственный водоём, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно статье 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
В силу положений статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Часть вторая данной статьи устанавливает, что пруд, обводнённый карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с абзацем четвёртым пунктом 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путём восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Как усматривается из материалов дела, дата в газете ... N ... КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Куюргазинскому району размещено информационное сообщение о принятии заявок для заключения договора аренды на земельный участок, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, кадастровый номер N ... , площадью ... га, расположенный по адресу: адрес, разрешённое использование: для организации и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков категории "земли сельскохозяйственного назначения" для ЛПХ, К(Ф)Х, сельскохозяйственного производства и других целей от дата, комиссия решиларекомендовать администрации муниципального района предоставить Б.Е.И. земельный участок, расположенный адрес, в аренду, площадью ... га, сроком на ... лет для рыбоводства.
На основании постановления администрации муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан (далее - администрация) от дата N ... , дата между администрацией и Б.Е.И. заключен договор аренды земельного участка N ... , по условиям которого Б.Е.И. передан в аренду земельный участок с кадастровым номером N ... , площадью ... кв.м, из категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", для организации и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, расположенный по адресу: адрес, в границах указанных на кадастровом паспорте земельного участка. Срок аренды участка установлен с дата по дата
На указанном земельном участке в адрес расположен водоём (пруд), образованный гидротехническим сооружением (плотиной), то есть является искусственно созданным, обособленным водным объектом для орошения сельскохозяйственных угодий, не связанным с другими водными объектами, что следует из кадастрового паспорта гидротехнического сооружения, объяснений Б.Е.И.
В период с дата по дата произведёно зарыбление указанного пруда, запущено карпа годового триста тридцать килограмм, о чём составлен акт от дата
В ходе проверки прокуратурой исполнения водного законодательства по обращению гражданина Ф.В.В. установлено, что в нарушение водного законодательства арендатором земельного участка Б.Е.И. возле пруда монтированы информационные указатели с надписью "аренда рыбалка купаться запрещено".
Принимая во внимание, что предметом аренды является земельный участок, предоставленный арендатору для организации и осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, полностью занимаемый водным объектом общего пользования, который вправе бесплатно использовать неопределённый круг лиц для личных и бытовых нужд, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства, то действия Б.Е.И. по ограничению прав граждан на купание и рыболовство на пруду, расположенном в адрес, не соответствуют закону - пункту 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что Б.Е.И. за свой счёт осуществляла разведение рыбы в водоёме, расположенном на арендованном ею земельном участке не свидетельствует о законности ограничения прав граждан на доступ к водным объектам и рыболовство на водном объекте. При отсутствии надлежащего оформления прав на водный объект хозяйственная деятельность на нём должна быть с должной осмотрительностью соотнесена самим предпринимателем с возможными рисками и связанными с ними последствиями.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает противоправными действия Б.Е.И. по установлению информационных указателей о запрете купания и рыбалки, поскольку исходя из положений части 4 статьи 6, пунктам 1,2 части 1, части 2 и 3 статьи 41 Водного кодекса Российской Федерации указанное относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации отнесено установление территории, на которой разрешено купаться и определение мест, где купание запрещено, ограничено или приостановлено.
Таким образом, решение суда не соответствует принципам законности и обоснованности судебного постановления, подлежит отмене с принятием нового об удовлетворении исковых требований прокурора Куюргазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действия Б.Е.И. по ограничению прав граждан на купание и рыболовство на водном объекте, расположенном в адрес, возложении обязанности на Б.Е.И. демонтировать информационные указатели о запрете купания и рыбалки.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Куюргазинского районного суда Республики Башкортостан от дата отменить.
Принять по делу новое решение.
Иск прокурора Куюргазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконными действия Б.Е.И. по ограничению прав граждан на купание и рыболовство на водном объекте, расположенном адрес
Обязать Б.Е.И. демонтировать информационные указатели о запрете купания и рыбалки, установленные возле пруда, расположенного в адрес
Председательствующий
Судьи
Справка: судья Валитов А.Ш.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.