Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Киньягуловой Т.М., Мугиновой Р.Х.
при секретаре Миграновой Д.Р.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации г. Уфы на решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 08 октября 2015 года, которым постановлено: иск Губайдуллина Р.С. удовлетворить.
Признать за Губайдуллиным Р.С. право собственности на земельный участок в ... кв.м., с кадастровым номером ... по адресу: ...
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Губайдуллин Р.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Уфы о признании за ним права собственности на земельный участок в ... кв.м., с кадастровым номером ... по адресу: ... в порядке бесплатной приватизации, мотивируя тем, что согласно нотариально заверенного Договора купли-продажи от ... года собственник дома по адресу: ... А. продал Г. (отцу Губайдуллина Р.С.) этот дом. Губайдуллин Р.С. постоянно проживал и зарегистрирован по данному адресу, непрерывно владел, пользовался указанным домом и земельным участком. У него имеются все разрешительные документы технический и кадастровый паспорта на жилой дом, кадастровый паспорт на земельный участок для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек. Жилой дом был построен до ... года прежним собственником - А. В то же время начал использоваться земельный участок. Документы, подтверждающие данный факт - запись в домовой книге от ... года.
С ... года Губайдуллин Р.С. является собственником жилого дома, что подтверждается Свидетельством о ГРП от ... года и правомерно распоряжается и пользуется земельным участком. Согласно Кадастрового паспорта, выданному ФГУ "Кадастровая.палата по РБ", никаких обременении или строений общего пользования по данному адресу не существует.
В ... году истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако ему было отказано со ссылкой на то, что земельный участок расположен в границах красных линий и согласно решению городского Совета ГО г.Уфы РБ от ... года за N ... (ред. От ... года) входит в перечень земельных участков, резервируемых земель для нужд города.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не соглашаясь с указанным решением суда, Администрация г. Уфы, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на отсутствие у заявителя права на бесплатную приватизацию земельного участка.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав И., А.Л., представляющих интересы Губайдуллина Р.С., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как вынесенное с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, однако суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Право собственности Губайдуллина Р.С. на жилой дом зарегистрировано ... г. на основании решения ... районного суда г. Уфы от ... г.
Испрашиваемы истцом земельный участок в ... кв.м., с кадастровым номером ... при указанном доме согласно кадастрового паспорта имеет разрешено использование для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Этот земельный участок был предоставлен Губайдуллину Р.С. в аренду постановлением администрации г. Уфы за N ... от ... года сроком по ... года.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из того, что в соответствии с пунктом 4 ст. 3 ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса РФ" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации."
Право собственности Губайдуллина Р.С. на жилой дом зарегистрировано ... г. на основании решения ... районного суда г. Уфы от ... г., то есть, после введения в действие Земельного Кодекса РФ, однако согласно содержания указанного решения суда за Губайдуллиным Р.С. право собственности на жилой дом признано в порядке наследования по завещанию после смерти ... года его отца Г ... То есть, этим же решением суда установлено, что право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Поэтому нельзя согласиться с доводами жалобы об отсутствии у Губайдуллина Р.С. права на предоставление ему земельного участка при доме бесплатно.
Управлением Администрации г. Уфы истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность с указанием на то, что испрашиваемый истцом земельный участок относится к землям, зарезервированным для муниципальных нужд в целях комплексного жилищного строительства и размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур на основании Постановления главы Администрации г. Уфы N ... (ред. От ... года).
Вместе с тем, согласно ст. 70.1. Земельного Кодекса РФ
1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561 решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть зарегистрировано путем внесения сведений об этом в государственный кадастр недвижимости и должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.
В материалы дела не представлены данные, свидетельствующие о том, что в рассматриваемом случае обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд зарегистрировано путем внесения сведений об этом в государственный кадастр недвижимости и опубликовано в официальных средствах массовой информации.
Управлением Администрации г. Уфы истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность путем выкупа, с указанием также и на то, что испрашиваемый истцом земельный участок относится к землям, зарезервированным для муниципальных нужд в целях комплексного жилищного строительства и размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (красные линии).
Судебная коллегия полагает, что и это обстоятельство нельзя признать состоятельным, поскольку ФЗ "О введение в действие Земельного Кодекса РФ" не содержит положений, ограничивающих прав гражданина на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, на котором планируется размещение объектов капитального строительства, дорог, улиц и т.д., то есть отнесения его к участкам общего пользования.
Согласно п.12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Однако в рассматриваемом случае установлено и не оспаривается, что на спорном земельном участке каких либо объектов общего пользования не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе истца, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном понимании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Уфы РБ от 08 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Уфы без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Т.М. Киньягулова
Р.Х. Мугинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.