Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Киньягуловой Т.М., Мугиновой Р.Х.
при секретаре Валетдиновой Р.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации г.Уфа РБ на решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 11 ноября 2015 года, которым постановлено: иск удовлетворить.
Обязать администрацию г. Уфы в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... по адресу: ... , площадью ... кв.м. с передачей земельного участка в общую долевую собственность Караськиной Т.Н. - 1/12 доли, Караськину В.П. - 1/6 доли, Перминой Н.В. - 1/12 доли, Воронину С.А. - 1/12 доли, Ворониной А.С. - 1/12 доли, Воронину А.С. - 1/12 доли, Якиной А.А. - 1/6 доли, Нуховой И.Н. -1/4 доли и направить его для подписания истцам.
Заслушав доклад судьи Нурисламова Ф.Т., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Караськина Т.Н., Караськин В.П., Пермина Н.В., Воронин С.А., Воронина А.С., Воронин А.С., Якина А.А., Нухова И.Н. обратились в суд с вышеназванным иском, мотивируя тем, что истцы являются собственниками жилого дома, расположенного на данном земельном участке. Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации г. Уфы от ... года им отказано в предоставлении земельного участка в собственность за плату, со ссылкой на вхождение земельного участка в перечень участков, зарезервированных для муниципальных нужд и расположением участка в границах красных линий.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Уфа РБ ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву незаконности и необоснованности, указывая на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий и входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность, в связи с чем предоставление в собственность спорного земельного участка не представляется возможным.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации г. Уфы Л., поддержавшую доводы жалобы, а также выслушав В., представляющего интересы Караськиной Т.Н., Караськина В.П., о законности решения суда, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования истцов, исходил из того, что они являются собственниками жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: ... , в связи с чем, имеют право приобрести указанный земельный участок в собственность за плату.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
Так, земельный кодекс РФ в п. 5 ст. 1 установилпринцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 и частью 1 статьи 37 Земельного кодекса РФ объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.
На основании ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
Жилой дом по адресу: ... расположен на спорном земельном участке, состоящем на кадастровом учете с ... года, индивидуализирован как объект недвижимости, определено его конкретное местоположение, указана его площадь ... кв.м., ему присвоен кадастровый номер ... , разрешенное использование - для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Согласно ответам Управления по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфа РБ N ... от ... года, N ... от ... года в предоставлении земельного участка в собственность истцам отказано в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий и входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственность.
На основании ст. 56.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 года за N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть зарегистрировано путем внесения сведений об этом в государственный кадастр недвижимости и должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.
Доказательства регистрации обременения на испрашиваемый земельный участок в виде резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, внесения в кадастр недвижимости сведений об этом в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.
В связи с вышеизложенным не может быть принят во внимание содержащийся в апелляционной жалобе довод ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд на основании решения ... городского округа г. Уфа РБ N ... в ред. от ... года. Сам же ответчик в апелляционной жалобе ссылается на то, что в выписке из ЕГРП отсутствует регистрация обременения на земельный участок.
Довод апелляционной жалобы о нахождении земельного участка в границах красных линий признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку какие-либо картографические материалы в обоснование своих доводов ответчиком не представлены, в отношении спорного земельного участка отсутствуют чертежи красных линий с координатами узлов и точек излома проектных красных линий и привязкой их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружениям. Наличия на испрашиваемом земельном участке объектов общего пользования в материалах дела отсутствуют, ответчиком суду не представлены.
Таким образом, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционных жалобах, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 11 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ГО г.Уфа РБ - без удовлетворения.
Председательствующий: Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Т.М. Киньягулова
Р.Х. Мугинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.