Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Крыгиной Т.Ф.,
судей: Габитовой А.М.
Низамовой А.Р.
с участием прокурора ФИО4
при секретаре ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе и дополнении к ней Военного комиссариата Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 марта 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования военного прокурора Уфимского гарнизона в интересах ФИО1 к Военному комиссариату РБ о признании прекращения ВК РБ выплаты ежемесячной денежной компенсации члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, незаконным и обязании возобновить ее производство удовлетворить.
Признать прекращение военным комиссариатом Республики Башкортостан выплаты ФИО1 ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от дата N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", как супруге погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, незаконным.
Обязать военный комиссариат Республики Башкортостан возобновить выплату ФИО1 ежемесячную денежную компенсацию, предусмотренной п. 9 ст. 3 Федерального закона от дата N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", как супруге погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего с момента ее прекращения.
Заслушав доклад судьи Крыгиной Т.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Уфимского гарнизона в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Военному комиссариату РБ о признании прекращения Военного комиссариата РБ выплаты ежемесячной денежной компенсации члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, незаконным и обязании возобновить производство выплаты ежемесячной денежной компенсации с момента прекращения её выплаты.
В обоснование требований указывал на то, что Военной прокуратурой Уфимского гарнизона по обращению ФИО1, обусловленном прекращением военным комиссариатом Республики Башкортостан ранее установленной выплаты ежемесячной денежной компенсации в размере ... руб. проведена проверка.
ФИО1 является получателем пенсии по случаю потери кормильца от Министерства обороны Российской Федерации за умершего супруга - капитана ФИО2. Пенсия назначена с дата
Капитан ФИО2 в период с дата по дата проходил военную службу по контракту в Министерстве обороны Республики Таджикистан, являясь гражданином Республики Таджикистан.
В выписке из приказа Министра обороны Республики Таджикистан от дата N ... об исключении капитана ФИО2 из списков личного состава значится: "Погиб дата Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы".
На основании изложенного, с дата ФИО1 установлена ежемесячная денежная выплата в соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от дата N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", как супруге погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего.
С дата военным комиссариатом Республики Башкортостан указанная выплата прекращена на основании разъяснения Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации от дата N ... , в соответствии с которым право на данную выплату имеют члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и Вооруженных Силах СССР.
Прекращение Военным комиссариатом Республики Башкортостан выплаты ФИО1 ежемесячной денежной компенсации на основании указанного разъяснения по иску истца является незаконным.
Истец просит признать прекращение военным комиссариатом Республики Башкортостан выплаты ФИО1 ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от дата N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных ", как супруге погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, незаконным; Обязать военный комиссариат Республики Башкортостан возобновить выплату ФИО1 ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной п. 9 ст. 3 Федерального закона от дата N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", как супруге погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего с момента ее прекращения.
Судом вынесено вышеизложенное решение.
Не соглашаясь с решением суда, в апелляционной жалобе Военный комиссариат Республики Башкортостан просит отменить решение суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела и применения ном материального права.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Все участники процесса извещены о времени и месте заседания судебной коллегии Верховного Суда Республики Башкортостан заблаговременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителей Военного комиссариата - ФИО6, ФИО7, поддержавших доводы жалоб, военного прокурора законным и обоснованным, военного прокурора ФИО4, который полагал, что решение законное и обоснованное судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с. ч. 1 ст. 45 Гражданского Процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду образования.
С учетом приведенной нормы процессуального законодательства, обращение военного прокурора с указанным иском в защиту ФИО1 является законным и обоснованным.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, ФИО2 капитан военной службы проходил военную службу по контракту в Министерстве обороны Республики Таджикистан в период с дата по дата, являясь гражданином Республики Таджикистан.
Приказом Министра обороны Республики Таджикистан от дата N ... капитан ФИО2 был исключен из списков личного состава в связи с тем, что при исполнении обязанностей военной службы погиб дата
После переезда семьи ФИО11 на территорию Российской Федерации они стали получать пенсию по случаю гибели ФИО2
С дата его супруге ФИО1 установлена ежемесячная денежная выплата в соответствии с ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", как супруге погибшего при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего.
Военным комиссариатом Республики Башкортостан указанная выплата прекращена с 1 марта 2014 г на основании разъяснения Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. N ... , в соответствии с которым право на данную выплату имеют члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы в период прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и Вооруженных Силах СССР.
Разрешая и удовлетворяя требования военного прокурора, суд исходил из того, что согласно ст. 2 Соглашения между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., Государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он противоречит требованиям закона и, поэтому решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения.
ФИО2 на момент гибели проходил службу в Вооруженных силах Республики Таджикистан, являясь гражданином Республики Таджикистан ФИО2 никогда не являлся гражданином Российской Федерации не проходил службу в Вооруженных силах СССР и Российской армии.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Отношения по пенсионному обеспечению бывших военнослужащих при переезде их на постоянное месте жительства из одного государства-участника в другое государство-участник регулируются Соглашением стран СНГ от дата (решение Экономического суда стран СНГ от дата N 01-1/2-08 "О толковании применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от дата и статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от дата").
Российская Федерация и Республика Таджикистан являются участниками указанного Соглашения стран СНГ от дата.
Соглашением между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, совершенным в г. Минске и вступившим в силу 14.02.1992, подписанным Россией и Таджикистаном, установлено, что за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. Государства - участники Содружества вправе принимать меры по усилению социальной защиты военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (ст. 1).
Государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями настоящего Соглашения, в том числе следующие права:
сохранять гражданство государства - участника Содружества, которое они имели до призыва (поступления) на военную службу;
иметь в собственности принадлежащее им имущество и распоряжаться по своему усмотрению этим имуществом;
проживать в занимаемых ими жилых помещениях;
получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями;
при пересечении Государственной границы государства Содружества провозить личное имущество без взимания пошлин, налогов и оплат, за исключением предметов, вывоз (ввоз) которых запрещен законодательством соответствующего государства;
получать образование в высших, средних и средне-специальных учебных заведениях государства Содружества, пользоваться дошкольными детскими учреждениями;
пользоваться медицинским и другими видами социального обеспечения;
на трудоустройство в государственные органы, предприятия, учреждения и организации после увольнения с военной службы.
Кроме того, военнослужащие после увольнения с военной службы, а также члены их семей имеют право принимать гражданство государства пребывания, оставаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства (ст. 2).
После переезда в Российскую Федерацию пенсионное обеспечение семьи ФИО11 осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В силу ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.
01.01.2012 вступила в силу часть 9 статьи 3 Федерального закона N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", которой установлено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация в установленном названным законом размере.
Правила выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлены постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 142.
Согласно п. 8. Правил решение о назначении ежемесячной денежной компенсации принимается в течение 10 рабочих дней со дня подачи в уполномоченный орган заявления и документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, а при пересылке указанных заявления и документов по почте - в течение 10 рабочих дней со дня их получения уполномоченным органом. Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от дата не распространяется на правоотношения возникающие при выплате ежемесячного пособия членам семьи погибших, предусмотренных Федеральным законом N ... "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", поскольку названный закон распространяется только на военнослужащих - граждан Российской Федерации проходивших службу в рядах Российской армии и Вооруженных Силах СССР.
При таком положении обоснованно были прекращены Военным комиссариатом Республики Башкортостан выплаты ежемесячных выплат ФИО1 в связи с гибелью ее супруга ФИО2 гражданина Республики Таджикистан, проходившего службу в Вооруженных Силах Республики Таджикистан и погибшего дата.
Таким образом, испрашиваемая ежемесячная денежная компенсация по своей правовой природе включена в "отдельные выплаты" и с учетом системного толкования норм ч. ч. 8, 23, 26 ст. 2, ч. 7 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ не распространяется на членов семьи погибших военнослужащих - граждан, других государств, проходивших военную службу в воинских частях государств - участников Содружества Независимых Государств ввиду отсутствия соответствующего международного договора.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований военного прокурора Уфимского гарнизона в интересах ФИО1 к Военному комиссариату Республики Башкортостан о признании прекращения Военного комиссариата Республики Башкортостан выплаты ежемесячной денежной компенсации члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, незаконным и обязании возобновить ее производство.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 25 марта 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований военного прокурора Уфимского гарнизона в интересах ФИО1 к Военному комиссариату Республики Башкортостан о признании прекращения Военного комиссариата Республики Башкортостан выплаты ежемесячной денежной компенсации члену семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, незаконным и обязании возобновить ее производство, отказать.
Председательствующий Крыгина Т.Ф.
Судьи Габитова А.М.
Низамова А.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.