Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.,
судей: Киньягуловой Т.М.,
Мугиновой Р.Х.,
при секретаре Мингазовой Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Л. на решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 13 октября 2015 года, которым постановлено:
исковое заявление Бакирова В.Ш. удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО г. Уфа подготовить и направить для подписания Бакирову В.Ш. проект договора купли-продажи земельного участка площадью 502 кв.м., с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу: адрес, по цене в размере 3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бакиров В.Ш. обратился в суд с иском, с учетом его уточнений в ходе рассмотрения дела, к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 502 кв.м, с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу: адрес, по цене в размере 3% от кадастровой стоимости земельного участка и направить для подписания Бакирову В.Ш., мотивируя тем, что на обращение истца о предоставлении земельного участка за плату в собственность ответчик ответил отказом.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Л. просит решение суда в отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, считая, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий и входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд. Кроме того, договор аренды, заключенный с истцом на испрашиваемый земельный участок, не прекратил свое действие. Также полагает, что в силу закона и сообщения Управления Росреестра по РБ ограничение земельного участка в виде резервирования для муниципальных нужд не подлежит государственной регистрации.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя Бакирова В.Ш. - Аминеву А.А., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Концепция собственности или имущества толкуется Европейским судом по правам человека очень широко и включает в себя широкий спектр экономических интересов субъектов права, которые могут быть нарушены при деятельности органов государственной власти, вводящих ограничения права собственности.
В силу ст. 8 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Как следует из ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
К числу основных принципов земельного законодательства отнесены платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 25 ЗК РФ).
Так, ст. 37 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании, в частности, договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
По смыслу закона, договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Земельный участок отчуждается в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка.
Ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации также установлено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в частности, земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В Постановлении Европейского суда по правам человека от 26 июля 2007 года по делу "Махмудов против Российской Федерации" указано, что "бремя доказывания лежит на том, кто делает утверждение, а не на том кто его отрицает".
Как следует из ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая спор, суд пришел к выводу о том, что Бакиров В.Ш., как собственник жилого дома, имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен данный жилой дом, по цене, определяемой в порядке, установленном ЗК РФ, в связи с чем, заявленные им исковые требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они согласуются с материалами дела и соответствуют действующему законодательству.
Земельный кодекс Российской Федерации в п. 5 ст. 1 установилпринцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 6 и частью 1 статьи 37 Земельного кодекса Российской Федерации объектом земельных правоотношений, в частности купли-продажи, может быть прошедший государственный кадастровый учет земельный участок, границы которого удостоверены и описаны в установленном порядке.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно ст. 39.20 Земельного кдекса Российской Федерации в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее - неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
Как следует из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: адрес. площадью 585 кв.м, был предоставлен дата Уфимским Городским отделом Коммунального Хозяйства И. на основании договора застройки для целей строительства индивидуального жилого дома, что подтверждается договором застройки от дата (л.д. ... ).
На основании договора отчуждения права застройки от дата, данный земельный участок перешел во владение П. (л.д. ... ).
Далее, на основании договора отчуждения права застройки от дата земельный участок был продан Б. (л.д. ... ).
После смерти Б., спорный земельный участок и объекты недвижимости по праву наследства перешли его дочери С., что подтверждается решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата и решением Кировского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата (л.д. ... ).
Согласно договора дарения от дата С. подарила истцу Бакирову В.Ш. жилой дом, расположенный на земельном участке площадью 585 кв.м, по адресу: адрес (л.д. ... ).
На основании свидетельства о государственной регистрации права серия 04 АВ N ... от дата, выданного Управлением Федеральной регистрационной службой Республике Башкортостан, истец Бакиров В.Ш. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: РБ, адрес.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером N ... , площадью 502 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, адрес: адрес.
Согласно выписке ЕГРП от дата правообладателем жилого дома, расположенного по адресу: адрес кадастровым номером N ... , площадью 46,7 кв.м, является Бакиров В.Ш., данные о государственной регистрации ограничении (обременении) права отсутствуют.
дата между Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа РБ и Бакировым В.Ш. для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером N ... , площадью 502 кв.м, расположенного по адресу адрес на срок до дата.
В соответствии с выпиской из ЕГРП от дата данные о правообладателе на земельный участок, расположенного по адресу: адрес, отсутствуют. Ограничение права установлено в пользу Бакирова В.Ш., вид: аренда на основании договора аренды земельного участка N ... от дата.
дата истец обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес.
Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от дата, истцу было отказано в предоставлении в собственность земельного
участка на том основании, что часть данного земельного участка на
основании решения адрес
Башкортостан N ... от дата входит в число земель
зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением
предоставления их в собственность.
дата Главным Управлением архитектуры градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Бакирову В.Ш. на его заявление был дан ответ за N ... /ПР, согласно которого в соответствии с решением Совета Городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 41/6 от 28.01.2015 г. "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" земельный участок с кадастровым номером N ... зарезервирован с целью размещения объектов инженерной транспортной инфраструктуры.
Согласно ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом индивидуального жилищного строительства понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2014 г. N 629 утвержден порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливающий льготную цену выкупа земельных участков для собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках - в размере 3% от кадастровой стоимости земельного участка.
Нахождение на этом земельном участке, жилого дома свидетельствует об использовании земельного участка по его назначению. Именно в силу изложенного заявитель на дату обращения в Администрацию г. Уфы обладал правом приобретения испрашиваемого ею земельного участка по цене равной 3% от кадастровой стоимости участка, доказательств обратного материалы дела не содержат.
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе, в пределах особо охраняемых природных территорий.
Указанная норма права содержит исчерпывающий перечень случаев, когда допускается отказ в предоставлении участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Податель жалобы не ссылается и суду не представлено данных, свидетельствующих о том, что испрашиваемый истцом земельный участок находится в пределах особо охраняемых природных территорий.
Установив из кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка, что данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, его разрешенным использованием является обслуживание жилого дома, земельный участок находится в зоне Ж-1, что усматривается из публичной кадастровой карты, судебная коллегия полагает, что испрашиваемый земельный участок не ограничен в обороте и может быть предоставлен в собственность истцу за плату.
На основании пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Из указанной нормы закона следует, что наличие действующего договора аренды земельного участка не является препятствием для реализации права на приобретения земельного участка в собственность.
Изложенные в апелляционной жалобе ответчика доводы о нахождении испрашиваемого участка в границах красных линий признаются несостоятельными в силу следующего.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).
Исходя из системного толкования приведенных норм, красными линиями обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты.
Между тем, каких-либо объектов общего пользования занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования на спорном земельном участке не имеется. На спорном участке расположен жилой дом и надворные постройки истца.
Месторасположение земельного участка не создает препятствий и не нарушает права и законные интересы других лиц на пользование необходимыми объектами общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами.
При этом из положений статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что существующие красные линии, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.
Согласно пункту 4.1 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", принятой Постановлением Госстроя России от 06 апреля 1998 года N18-30, проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации.
Однако материалы дела не содержат сведений о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования.
Кроме того, ответчик в нарушении требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставил суду доказательств невозможности предоставления спорного земельного участка в связи с резервированием испрашиваемого земельного участка для муниципальных нужд.
Согласно п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Согласно данному требованию закона Администрация ГО г.Уфа РБ не произвела регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок, в связи с его резервированием.
Статья 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что проект генерального плана подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования правовых актов, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до его утверждения, заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со ст. 28 настоящего Кодекса, протоколы публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана. После его утверждения он подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликовании муниципальных правовых актов, иной официальной информации. Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Ответчиком не представлены доказательства соблюдения процедуры подготовки и утверждения генерального плана городского округа и также доказательства изъятия спорного земельного участка из оборота.
В связи с чем, не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что испрашиваемый земельный участок входит в число земельных участков, зарезервированных для государственных и муниципальных нужд.
Довод апелляционной жалобы о том, что наличие действующего договора аренды испрашиваемого земельного участка в силу Постановления Правительства Республики Башкортостан от 29 декабря 2014 года N 629 в редакции, действовавшей на дату обращения истца к ответчику, утвержден порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках до момента истечения срока действия договора аренды такого земельного участка должна определяться в размере кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя и в размере кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя, за вычетом сумм, уплаченных по договору аренды земельного участка, но не менее 3 процентов от его кадастровой стоимости (в ред. Постановления Правительства РБ от 02.06.2015 г. N 213) не может являться основанием к отмене решения суда, поскольку указанный пункт постановления в обеих редакциях касается тех земельных участков, которые предоставлены в аренду гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства по результатам торгов (аукционов), проведенных после 1 января 2015 года, при продаже их гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства. В данном случае установлено, что договор аренды испрашиваемого земельного участка заключен до 1 января 2015 года.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 13 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Л., без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи Т.М. Киньягулова
Р.Х. Мугинова
Справка: судья Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.