Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.,
судей: Киньягуловой Т.М.,
Мугиновой Р.Х.,
при секретаре Мингазовой Л.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 октября 2015 года, которым постановлено:
Исковое заявление Миргородского В.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО г. Уфа принять решение о предоставлении Миргородскому В.В. в собственность путем выкупа земельный участок с кадастровым ... , расположенный по адресу адрес, подготовить и направить Миргородскому В.В. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым ... , расположенный по адресу: адрес, с предложением о его заключении.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РБ Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Миргородский В.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка. В обоснование исковых требований указывает, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью ... кв.м., расположенный по адресу: адрес, который расположен на земельном участке с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м., разрешенное использование: для обслуживание индивидуального жилого дома и надворных построек. Указывает, что в жилом доме проживает и зарегистрирован с 1961 года, пользуется земельным участком и обрабатывает его, ранее домовладение принадлежало прадедушке ФИО1, прабабушке ФИО2 Действовавшим в то время законодательством предусматривалось предоставление земельных участков в бессрочное (постоянное) пользование. В декабре 2014 года истец обратился в Администрацию ГО г.Уфы о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, однако получил отказ в феврале 2015 года в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок входит в перечень земель, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. В июне 2015 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату, получил отказ по тем основаниям, что земельный участок ограничен в обороте в связи с его резервированием для государственных и муниципальных нужд. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права. Уточнив исковые требования, просил обязать Администрации ГО г. Уфа принять решение о предоставлении Миргородскому В.В. в собственность путем выкупа земельного участка с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: адрес подготовить и направить Миргородскому В.В. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ... с предложением о его заключении.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, представитель Администрации городского округа г.Уфа РБ Лысенко В.А. в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что согласно решению Совета городского округа г.Уфа РБ N ... (ред. от 28.01.2015) испрашиваемый земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления в собственность, находится в границах красных линий. Истец не является собственником всего жилого дома, в его собственности находится ... кв.м., часть дома площадью ... кв.м. не оформлена в собственность. Отсутствует совместное обращение в орган местного самоуправления всех участников собственности, не представлено доказательство согласия остальных пользователей на предоставление земельного участка в собственность. Жилой дом включает в себя три квартиры, содержит элементы общего имущества собственников помещений, является многоквартирным жилым домом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей Миргородского В.В. - Каленник А.П. и Мурашкину Г.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
На основании пункта 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Из указанной нормы закона следует, что наличие действующего договора аренды земельного участка не является препятствием для реализации права на приобретения земельного участка в собственность.
В соответствии с пунктами 4-7 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю- В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Согласно статье 56.1 ЗК РФ резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.
В соответствии с п.6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п.4 ст.70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ч.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров; предоставленные для нужд связи; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Как следует из материалов дела, на основании договора мены от 08.11.2014 года, договора купли-продажи от 28.02.2014 года зарегистрировано право собственности Миргородского В.В. на жилой дом, общей площадью ... кв.м., номера на поэтажном плане ... расположенного по адресу: адрес что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия N ... от 18.11.2014 года. (л.д.6-8).
По данным кадастрового паспорта здания от 01.08.2011г. и технического паспорта домовладения по адресу: адрес, по состоянию на 08.07.2011 года на земельном участке с кадастровым номером ... расположен жилой дом общей площадью ... кв.м., состоящий из литера А (жилой дом) площадью ... кв.м. 1960 года постройки, литер А1 (пристрой) площадью ... кв.м., литер А2 (пристрой) площадью ... кв.м. 1994 года постройки, литер а (веранда) площадью ... кв.м. Разрешение на возведение литера А1,А2 не предъявлено.
Согласно выписке ЕГРП от 06.10.2015 данные о правообладателе на жилой дом, расположенный по адресу: адрес, с кадастровым номером ... , площадью ... кв.м.; данные о государственной регистрации ограничений (обременении) права отсутствуют. (л.д.22,47).
Согласно справке ТУ г.Уфы ГУП БТИ РБ N ... 15.12.2014 года объект недвижимости - жилой дом по адресу: адрес зарегистрирован (учтен) в собственность Миргородского В.В. (л.д.11,19).
По материалам дела установлено, что бывшими собственниками домовладения по адресу: адрес, площадью ... кв.м. расположенного на земельном участке мерою ... кв.м. являлась на основании свидетельства о праве на наследство от 11.06.1941г. ФИО2, которая подарила домовладение ФИО2 и ФИО3. (л.д.19).
На основании свидетельства о праве на наследства по закону от 01.10.1984 года ФИО3 приняла в наследство после смерти своей сестры ФИО2. наследственное имущество в виде ... доли домовладения по указанному адресу. (л.д.20).
В период с 21.05.2005г. по 02.02.2006г. собственником ... доли домовладения являлась ФИО4, с 02.02.2006г. в собственности ФИО4 числится также ... доли домовладения. Также с 02.02.2006г. собственником ... доли домовладения являлась ФИО5
По материалам дела установлено, что ФИО3 приходится бабушкой истцу Миргородскому В.В., ФИО4 приходится тетей истцу Миргородскому В.В., что подтверждается свидетельствами о рождении (л.д.23-25).
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 22.04.2015 данные о правообладателе на земельный участок, расположенный по адресу: адрес отсутствуют. Ограничение права установлено в пользу ФИО4 вид: аренда на основании договора аренды земельного участка N ... от 15.11.2005. (л.д.21).
По данным кадастрового паспорта земельного участка от 10.09.2015 года земельный участок с кадастровым номером ... внесен в государственный кадастр недвижимости 02.06.2005 года, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, площадь ... кв.м. Почтовый адрес ориентира: адрес. В графе сведения о частях земельного участка и обременениях указано аренда (в том числе субаренда) ФИО4, другие обременения отсутствуют. (л.д.31-33).
Истец обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: адрес. Письмом Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от 16.07.2015 ему было отказано в предоставлении за плату в собственность земельного участка на том основании, что данный земельный участок отнесен к землям, ограниченным в обороте в связи с его резервированием для государственных и муниципальных нужд. (л.д.16-18).
Согласно п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ. Согласно п. 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Разрешая спор суд, всесторонне и полно исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными правовыми нормами, пришел к правильному выводу об обоснованности исковых требований об обязании подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка по адресу по адресу: адрес с кадастровым номером ... , поскольку ответчиком не представлено доказательств государственной регистрации ограничений прав на испрашиваемый земельный участок, направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости. В кадастровом паспорте земельного участка сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют. На спорном земельном участке расположен принадлежащий Миргородскому В.В. на праве собственности жилой дом.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, такой вывод основан на правовых нормах, регулирующих спорные правоотношения.
Ответчиком в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности передачи спорного земельного участка в собственность в связи с его ограничением в обороте, в связи с его резервированием для муниципальных нужд.
Судебная коллегия полагает доводы апелляционной жалобы о нахождении земельного участка в границах красных линий и в границах земель зарезервированных для муниципальных нужд подлежащими отклонению, поскольку какие-либо картографические материалы в обоснование своих возражений ответчиком не представлены, в отношении спорного земельного участка отсутствуют чертежи красных линий с координатами узлов и точек излома проектных красных линий и привязкой их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружениям.
Кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка не содержит указаний на наличие каких-либо изъятий участка из оборота, сведений о нахождении в границах красных линий, наличие правового режима земель общего пользования, сведений о том, что осуществлена государственная регистрация ограничений прав в связи с резервированием земель для муниципальных нужд.
Ссылка в апелляционной жалобе на решение Совета городского округа г.Уфа РБ N ... от 28.01.2015 года не может быть принята во внимание, поскольку оснований для применения ограничений при заключении договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка не имеется, регистрация ограничений в виде изъятия земельного участка для муниципальных нужд не произведена.
Доводы жалобы о том, что жилой дом включает в себя три квартиры, содержит элементы общего имущества собственников помещений, является многоквартирным жилым домом, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку сведения Бюро технической инвентаризации, кадастровый паспорт здания, технический паспорт домовладения содержат информацию о едином жилом доме без разделения на квартиры.
Ссылка в жалобе на то, что истец не является собственником всего жилого дома, в его собственности находится ... кв.м., часть дома площадью ... кв.м. не оформлена в собственность, отсутствует совместное обращение в орган местного самоуправления всех участников собственности, не может влиять на законность решения суда, поскольку жилой дом находится в единоличной собственности Миргородского В.В., пристрой литра А1,А2 являются самовольными постройками, что следует из технического паспорта дома и подтвердил в суде апелляционной инстанции представитель истца.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установилправильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено. Постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным, оно подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 13 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи: Т.М. Киньягулова
Р.Х. Мугинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.