Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Батршиной Ю.А.
судей Нурисламовой Э.Р., Якуповой Н.Н.
с участием прокурора Муратовой Е.М.
при секретаре Арутюнянц К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО7 дело по апелляционной жалобе АЭЯ на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата по административному иску начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по адрес об установлении административного надзора в отношении АЭЯ,
установила:
начальник ФКУ ИК - 4 УФСИН России по адрес обратился в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении АЭЯ, мотивируя тем, что АЭЯ приговором Новочеркасского городского суда адрес от дата осужден к 3 годам 3 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима, отбывает наказание с дата, окончание срока дата, характеризуется отрицательно. Заявитель предлагает установить в отношении АЭЯ административный надзор с административными ограничениями сроком на 6 лет: запрещение пребывания в местах распития спиртных напитков; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязать его явкой четыре раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Представитель администрации ФКУ ИК-4 УФСИН России по адрес в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в соответствии с требованиями ст.ст. 113-116 ГПК РФ.
Прокурор АЭЯ дал заключение об обоснованности установления административного надзора в отношении АЭЯ
АЭЯ в судебном заседании возражал против установления в отношении него административного надзора и ограничений.
Решением Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата в отношении АЭЯ установлен административный надзор сроком на шесть лет с административными ограничениями в виде: запрета пребывания в местах распития спиртных напитков; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрета пребывания вне места жительства или пребывания с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы; запрета выезда за пределы территории места жительства или пребывания без уведомления контролирующего органа внутренних дел по месту жительства или пребывания; обязания АЭЯ являться в контролирующий орган внутренних дел по месту жительства или пребывания 4 раза в месяц.
В апелляционной жалобе АЭЯ ставит вопрос об отмене судебного решения в связи с неправильным применением норм материального права. Как указывает в жалобе АЭЯ, судом первой инстанции, с учетом представленной в материалы дела отрицательной характеристики, назначены максимально строгие ограничения. Считает, что указанная в характеристике информация ничем не подтверждена и не может быть принята в качестве обоснования требований администрации.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель административного истца, административный ответчик, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.
С учетом надлежащего извещения сторон и в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав докладчика, выслушав заключение прокурора ФИО2, возражавшей против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии со ст.6 Федерального закона от дата N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел.
Положениями ч. 1 ст. 3 Федерального закона от дата N 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Новочеркасского городского суда адрес от дата АЭЯ осужден по ч.5 ст. 33, ч.3ст. 30, ч.1. ст. 228, ч.3 ст. 234, ч.3 ст. 69 Уголовного кодекса РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колони особого режима.
Апелляционным определением Ростовского Областного суда от дата приговор Новочеркасского городского суда адрес от дата в отношении АЭЯ изменен: действия АЭЯ переквалифицированы с ч.3 ст. 234 Уголовного кодекса РФ на ч. 3 ст. 30, ч.3 ст. 234 Уголовного кодекса РФ, по которой назначено наказание в виде 2 лет 9 месяцев лишения свободы; заменено указание о применении ч.3 ст. 69 Уголовного кодекса РФ на ч.2 ст. 69 Уголовного кодекса РФ, на основании которой по совокупности преступлений, предусмотренных ч.5 ст. 33, ч.3 ст. 30, ч.1 ст. 228 Уголовного кодекса РФ и ч.3 ст. 30, ч.3 ст. 234 Уголовного кодекса РФ, путем частичного сложения наказаний, окончательное наказание АЭЯ назначено в виде 3 лет 3 месяцев лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии особого режима.
Из приговора Новочеркасского городского суда адрес от дата усматривается, что обстоятельством отягчающим наказание суд признал наличие в действиях АЭЯ особо опасного рецидива.
Согласно характеристике, представленной администрацией учреждения, АЭЯ за время отбывания наказания в учреждении ФКУ ИК-4 УФСИН России по адрес зарекомендовал себя с отрицательной стороны. В работах по благоустройству территории исправительного учреждения участия не принимает. На мероприятия воспитательно-профилактического характера реагирует слабо, должные выводы для себя из них не делает. В культурно-массовых и спортивных мероприятиях отряда и учреждения участие не принимает. Имеет как грубые, так и незначительные нарушения режима содержания и не стремится к их снятию, поведение неустойчивое. Всего за время отбывания наказания допустил 14 нарушений установленного порядка отбывания наказания, взыскания не погашены, поощрений не имеет. На профилактическом учете не состоит. Необходимо вести строгий контроль за поведением осужденного. Ведет иждивенческий образ жизни. Не определился в своих намерениях после освобождения.
Совокупность исследованных по делу доказательств свидетельствует о наличии оснований, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от дата N 64-ФЗ, для установления в отношении АЭЯ административного надзора.
Установленные судом первой инстанции в период срока административного надзора в отношении АЭЯ ограничения регламентированы частью 1 статьи 4 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от дата N 64-ФЗ и являются обоснованными.
Приведенный АЭЯ в апелляционной жалобе довод о нарушении установленными в отношении него ограничениями его конституционных прав на свободу передвижения и выбора места жительства, необоснованного принятия в качестве доказательства отрицательной характеристики, доказательствами не подтвержден. При избрании административных ограничений городской суд обоснованно руководствовался данными характеристики личности, обстоятельства совершения им преступлений и иными заслуживающими внимание обстоятельствами. Это в полной мере соответствует руководящим разъяснениям, изложенным в абзаце 5 пункта 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре". Установленные ограничения являются профилактической мерой, направленной на предупреждение совершения АЭЯ правонарушений и не ограничивают его законных прав и интересов. Кроме того, статьей 12 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" от дата N 64-ФЗ предусмотрен механизм исполнения избранных в отношении АЭЯ ограничений, в том числе, при решении вопросов трудоустройства, изменения места жительства.
В пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона содержится императивная норма о том, что административный надзор для лиц, имеющих судимости за совершение преступления при опасном рецидиве, устанавливается на срок, определенный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. АЭЯ осужден приговором от дата за совершение тяжкого преступления при особо - опасном рецидиве преступлений и согласно пункту "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции до дата) срок погашения судимости по данному приговору равен шести годам.
Городской суд, основываясь на требованиях о сроках административного надзора и погашения судимости, с учетом категории совершенного АЭЯ преступлений, обоснованно пришел к необходимости установления в отношении него надзора сроком на шесть лет.
Учитывая требования закона, судебная коллегия полагает, что суд правильно разрешилпо существу административный иск об установлении административного надзора в отношении АЭЯ, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан,
определила:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, а апелляционную жалобу АЭЯ - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.А.Батршина
Судьи Э.Р.Нурисламова
Н.Н.Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.