Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания А.А.Р.,
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Фахретдиновой Ю.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (ООО "Башкирэнерго") о признании несоответствующим закону и недействующим постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30 января 2015 года N 10 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энергостройсервис" и ООО "Башкирские распределительные электрические сети",
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30 января 2015 года N 10 установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энергостройсервис" и ООО "Башкирские распределительные электрические сети".
Данное постановление зарегистрировано в Государственном комитете Республике Башкортостан по делам юстиции 5 февраля 2015 года N 6081, опубликовано 11 февраля 2015 года на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa. bashkortostan.ru и в газете "Республика Башкортостан", N 57(28292), 24 марта 2015 года, является действующим нормативным правовым актом.
Общество с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (далее - ООО "Башкирэнерго") обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30 января 2015 года N 10 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энергостройсервис" и ООО "Башкирские распределительные электрические сети" не соответствующим статье 23 Закона об электроэнергетике, пунктам 7, 25, 28, 31 Основ ценообразования в электроэнергетике, и признании его недействующим со дня его принятия.
В обоснование заявления указано, что размер необходимой валовой выручки ООО "Энергостройсервис" установлен Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам в размере 20 578 880 рублей при величине условных единиц 214,78. При этом в необходимую валовую выручку необоснованно включены расходы на арендную плату (4 582, 71 тысяч рублей), затраты на оплату труды, включая отчисления социальные нужды (14 427, 92 тысяч рублей), затраты на капитальный ремонт (1 526, 25 тысяч рублей). Численность сотрудников энергоучастка ООО "Энергостройсервис" принята в количестве 44 человека, при величине условных единиц 214,78 соответствует показателю 20 человек на 100 условных единиц, тогда как аналогичный показатель ООО "Башкирэнерго" составляет 1,8 человек на 100 условных единиц. Расходы на аренду имущества определены без учета амортизации и налога на имущество, а также обязательных платежей, связанных с арендованным имуществом. Кроме того, выписка Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам об открытии тарифного дела не содержит информации о соблюдении ООО "Энергостройсервис" требований о раскрытии информации, содержащей предложение о размере цен (тарифов). ООО "Башкирэнерго" не было извещено за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) о дате, времени, месте заседания правления регулирующего органа, в ходе которого принимается решение об установлении тарифа, и не ознакомлено не позднее, чем за 1 день до заседания с его материалами, в том числе с проектом решения. Оспариваемое постановление официально опубликовано 11 февраля 2015 года, но устанавливает тариф на 1 полугодие 2015 года, т.е. решению тарифного органа придана обратная сила.
Определением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 2 июня 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 3 июля 2015 года, было отказано в принятии вышеуказанного заявления со ссылкой на подведомственность спора арбитражному суду (том 1 л.д.9-12).
Постановлением президиума Верховного Суда Республики Башкортостан от 30 сентября 2015 года вышеуказанное определение судьи и апелляционное определение были отменены, материал по заявлению ООО "Башкирэнерго" направлен для рассмотрения в ином составе судей для решения вопроса о его принятии к производству суда.
В ходе рассмотрения дела ООО "Башкирэнерго" уточнило заявленные требования в части обоснования, указав, что количество условных единиц, учтенное Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам, составило 214,78, однако имеющимся в материалах тарифного дела расчетом подтверждено 157,58 условных единиц. Отчисления в ремонтный фонд в размере 1 526, 25 тысяч рублей учтены необоснованно, поскольку в материалах тарифного дела отсутствуют программы проведения капитальных ремонтов, обосновывающие необходимость таких работ, имеющиеся в материалах смета надлежащим образом не заверены. Материалы тарифного дела не содержат обоснования размера амортизации, учтенного Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам. По мнению административного истца, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам обязан был учитывать не полную стоимость арендной платы по договорам, а только размер амортизации, налога на имущество и иных обязательных платежей в бюджет, связанных с арендуемым имуществом, если на собственника арендуемого имущества возложена обязанность по их уплате. Однако некоторые договора аренды не содержат сведений об амортизации, плательщике налога на имущество, размере налога. Оборотно-сальдовая ведомость не подтверждает использование здания гаража в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии, поэтому амортизация гаража необоснованно учтена в необходимой валовой выручке. Таким образом, необоснованное завышение размера необходимой валовой выручки привело к незаконному завышению размера тарифа. Также административный истец ссылается на то что, затраты ООО "Башкирэнерго" на оплату услуг по передаче электрической энергии ООО "Энергостройсервис" по индивидуальному тарифу, установленному оспариваемым постановлением, не учтены в едином котловом тарифе на 2015 год. В случае расчетов между организациями по необоснованной цене, расходы ООО "Башкирэнерго" на услуги ООО "Энергостройсервис" будут учтены в едином котловом тарифе, в результате чего указанные расходы на приобретение электрической энергии по необоснованным ценам будут возложены на конечных потребителей, в том числе на граждан в составе тарифа на электрическую энергию. Указанное постановление создает для ООО "Башкирэнерго" угрозу истребования ООО "Энергостройсервис" стоимости услуг по передаче электрической энергии в отсутствие договора, определенной на основании экономически необоснованного тарифа. В течение года ООО "Энергостройсервис" неоднократно обращался к административному истцу с просьбой о заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии. Исковое заявление ООО "Энергостройсервис" о понуждении ООО "Башкирэнерго" заключить соответствующий договор оставлено арбитражным судом без рассмотрения, ввиду неявки истца.
В судебном заседании представители ООО "Башкирэнерго" Лукашов А.В., Габитов Р.Ф. поддержали административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям. В качестве дополнения пояснили, что при подсчете затрат на арендную плату, амортизацию расчет не должен был производиться исходя из 12 месяцев, поскольку тариф фактически установлен с 11 февраля 2015 года. Указывают, что в тарифном деле отсутствуют дефектные ведомости, подтверждающие необходимость капитального ремонта. Также, по мнению представителей административного истца, при определении необходимой валовой выручки дважды учтены затраты на заработную плату ООО "Энергостройсервис": в штатном расписании и в локальных сметных расчетах на капитальный ремонт.
Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам (далее - Комитет) Зиновьева О.А. и ведущий специалист - эксперт отдела регулирования ТЭК и СУ Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам Шаяпов Р.А. заявленные требования считают необоснованными. Представитель Комитета Зиновьева О.А. пояснила, что в законодательстве отсутствует требование о приобщении к материалам тарифного дела каких-либо распечаток или справок с официального сайта ООО "Энергостройсервис", подтверждающих раскрытие информации о публикации предложения о размере цен (тарифов). Численность 44 человека принята, исходя из фактической численности работников, относимых на регулируемый вид деятельности, что отражено в выписке из штатного расписания. Нормативная численность организации 90 человек была отклонена Комитетом. Поскольку регулирование организации производится впервые, то оснований для проведений выездной проверки с целью определения фактической численности работников не было. Подписанная директором ООО "Энергостройсервис" оборотно-сальдовая ведомость 01.1, 02.1 счетов организации является основанием для принятия расходов на амортизацию. Количество условных единиц подтверждается объектами, которые переданы по договорам аренды имущества, свидетельствами о регистрации права собственности, по таблице П 2.1 - 157,58 у.е. и по таблице П 2.2 - 57,2 у.е., что в сумме дает 214,78 у.е. Относительно включения стоимости арендных платежей пояснила, что довод административного истца неправомерен, поскольку второе предложение подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178) в части, не предусматривающей включение в состав прочих расходов, учитываемых при определении необходимой валовой выручки, иных, кроме налога на имущество, налогов и других обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, признано недействующим. Затраты на капитальный ремонт подтверждают график и локально-сметные расчеты. Законодательством не закреплено составление дефектных ведомостей и программ проведения капитального ремонта как обязательное условие включение данных затрат в необходимую валовую выручку. Кроме того, полагает, что поскольку договорных отношений между ООО "Башкирэнерго" и ООО "Энергостройсервис" нет, оспариваемое постановление при взаимных расчетах не применялось, то права административного истца не нарушены.
Представитель ООО "Энергостройсервис" Шаговая З.Р. исковые требования также считает необоснованными, полагает, что при определении необходимой валовой выручки планируемые предприятием затраты на капитальный ремонт, заработную плату и отчисления на социальные нужды, амортизацию основных средств и другие расходы были приняты Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам обоснованно. Документы, представленные в тарифное дело, подтверждают планируемые расходы.
Представитель Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции Мамлеева Л.И. пояснила, что постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30 января 2015 года N 10 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энергостройсервис" и ООО "Башкирские распределительные электрические сети" зарегистрировано в установленном порядке, был присвоен регистрационный номер 6081, проект постановления был признан соответствующим предъявленным законодательством требованиям в соответствии с уведомлением Министерства экономического развития Республики Башкортостан.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, ведущего специалиста Шаяпова Р.А., обсудив доводы административного искового заявление, заслушав заключение прокурора, Верховный Суд Республики Башкортостан приходит к выводу, что в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.
Согласно пункту 2 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральному закону от 28 июня 2014 года N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" исковое заявление ООО "Башкирэнерго" о признании несоответствующим закону и недействующим нормативного акта Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам подлежит рассмотрению в Верховном Суде Республики Башкортостан.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии регламентированы Федеральным законом от 23 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 23 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Судом установлено и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что постановление "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энергостройсервис" и ООО "Башкирские распределительные электрические сети" от 30 января 2015 года N 10 принято Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам Республики в рамках полномочий, предоставленных Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по тарифам (утверждено постановлением Правительства Республики Башкортостан от 5 сентября 2013 года N 404 в редакции от 1 апреля 2015 года).
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел, если иное не предусмотрено настоящими Правилами (пункт 8 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в энергетике" (редакция от 29 октября 2014 года) (далее - Правила регулирования).
Для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней (пункт 18 Правил регулирования).
Пунктом 9(1) Правил регулирования предусмотрено право тарифного органа отказать в открытии дела об установлении цены (тарифа) в случае, если регулируемая организация не опубликовала предложение о размере цен (тарифов) и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию, в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 года N 24.
Аналогичные положения установлены в пункте 5 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и формы принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного Приказом ФСТ России от 28 марта 2013 года N 313-э (редакция от 24 декабря 2014 года) (далее - Регламент).
Пунктом 27 Регламента, предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления принимается решение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (принятия предложений к рассмотрению) либо об отказе в открытии дела (в рассмотрении предложений).
Как следует из материалов дела, согласно Уставу ООО "Энергостройсервис" осуществляет различные виды деятельности, в том числе производство, передачу и распределение электроэнергии, имеет на праве аренды трансформаторные подстанции и иное электрооборудование, осуществляет их эксплуатацию и является в соответствии с действующим законодательством территориальной сетевой организацией, подлежащей государственному регулированию (том 2 л.д.133).
24 декабря 2014 года ООО "Энергостройсервис", организация, в отношении которой ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, обратилась в Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам с заявлением об открытии дела об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2015 год с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), приложив обосновывающие документы (том 2 л.д.52).
13 января 2015 года Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам направил заявителю извещение об открытии тарифного дела N ТЭК-1345/О (том 2 л.д.51).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что утверждение ООО "Башкирэнерго" о неисполнении ООО "Энергостройсервис" обязанности по раскрытию информации, установленной стандартами раскрытия информации в сфере электроэнергетики, утвержденными постановлением от 21 января 2004 года N 24 "Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии", голословно, не подтверждается никакими доказательствами со стороны административного истца ООО "Башкирэнерго", опровергается извещением ТЭК-1345/50 Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам "Об открытии дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии".
Также суд учитывает, что ни Правилами регулирования, ни Регламентом, ни Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (редакция от 29 октября 2014 года), ни другими российскими или республиканскими нормативными правовыми актами не было предусмотрено по состоянию на 13 января 2015 года указание в извещении об открытии тарифного дела или приобщение в тарифное дело доказательств (распечаток с официального сайта в Интернете и т.п.), подтверждающих публикацию регулируемой организацией предложения о размере цен и тарифов и долгосрочных параметров регулирования (при применении метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки), подлежащих регулированию.
Пунктами 25 и 26 Правил регулирования установлена процедура рассмотрения дел об утверждении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в сферах деятельности субъектов естественных монополий и закреплен коллегиальный порядок рассмотрения данного вопроса, а также обязательное извещение организации, осуществляющей регулируемую деятельность, о дате, времени и месте заседания коллегиального органа, ее право не позднее, чем за 1 день до заседания, ознакомиться с материалами дела, включая проект решения, а также право такой организации принимать участие в рассмотрении дела об установлении экономически обоснованного тарифа.
В пункте 29 Регламента, который определяет процедуру рассмотрения вопросов, связанных с установлением цен (тарифов), говорится о том, что заявитель за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должен быть извещен (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания правления (коллегиального органа) регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлен с его материалами, включая проект решения.
Заявителем по тарифному делу является ООО "Энергостройсервис".
19 января 2015 года ООО "Энергостройсервис" своевременно извещено о назначении рассмотрения дела на 29 января 2015 года, обществу было предложено ознакомиться с материалами (том 2 л.д.49, 50).
Таким образом, нарушений пунктов 25, 26 Правил регулирования и пункта 29 Регламента Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам не допущено.
Утверждение ООО "Башкирэнерго" об обязанности Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам известить и ознакомить их представителя с материалами тарифного дела, проектом решения является несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права, поскольку указанными нормами права такой обязанности на комитет не возложено.
Кроме того, проект оспариваемого нормативного акта был размещен на официальном сайте Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам в сети Интернет tariff.bashkortostan.ru с 19 по 29 января 2015 года для проведения независимой антикоррупционной экспертизы согласно пункту 4.1 Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Кабинета Министров РБ от 01июня 1998 года N 111 (в редакции от 20 ноября 2014 года действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления).
Довод ООО "Башкирэнерго" о том, что оспариваемое постановление имеет обратную силу также не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Статьей 37 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года N42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан вступают в силу после прохождения ими государственной регистрации в уполномоченном республиканском органе исполнительной власти в области ведения регистров правовых актов и последующего опубликования.
Поскольку постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30 января 2015 года N 10 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энергостройсервис" и ООО "Башкирские распределительные электрические сети" зарегистрировано в Государственном комитете Республике Башкортостан по делам юстиции 5 февраля 2015 года N 6081, опубликовано 11 февраля 2015 года на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa. bashkortostan.ru, то оно вступило в законную силу 11 февраля 2015 года (том 1 л.д.29, 30).
В тексте вышеуказанного постановления не содержится указаний на какой-либо специальный срок введения его в действие и вступления в силу, а также на его применение к ранее возникшим, в том числе с 1 января 2015 года правоотношениям.
То обстоятельство, что в приложении к постановлению во втором и третьем столбце указано "1 полугодие 2015 года" и "2 полугодие 2015 года" не свидетельствует о вступлении оспариваемого постановления в законную силу с 1 января 2015 года.
При проверке доводов административного истца о несоответствии по существу оспариваемого постановления федеральному законодательству, регулирующему правоотношения в сфере электроэнергетики, установлено следующее.
В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 (редакция от 29 октября 2014 года) (далее - Основы ценообразования) при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений данного документа.
При использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с Основами ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования (пункт 15).
В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) и внереализационные расходы), в том числе расходы на оплату труда и страховые взносы, и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункты 16, 18 Основ ценообразования).
Как следует из материалов дела, для расчета индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями регулирующий орган провел экспертизу предложений об установлении тарифов, был применен метод экономически обоснованных расходов уровней регулируемых тарифов и цен на розничном (потребительском) рынке электрической энергии (мощности) и тепловой энергии (мощности).
Согласно заключению по тарифному делу в состав необходимой валовой выручки были включены планируемые расходы ООО "Энергостройсервис": затраты на оплату труда 11 038,96 тысяч рублей и отчисления на социальные нужды 3 388,96 тысяч рублей (48,9 % исходя из численности энергоучастка заявителя 44 человека, а всего штатных единиц 90), на отчисления в ремонтный фонд 1 526,25 тысяч рублей (100 %), амортизация основных средств 42 тысячи рублей (100 %), затраты на арендную плату 4 582, 71 тысяч рублей (77,7 %, исключены затраты на лизинг, в связи с их нецелесообразностью в силу пункта 16 Основ ценообразования). Прибыль ООО "Энергостройсервис" не заявлялась, валовая выручка на 2015 год рассчитана в размере 20 578,88 тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
По статье "Затраты на оплату труда" ООО "Энергостройсервис" заявлены расходы в сумме 22 579,56 тысяч рублей с учетом численности 90 человек и среднемесячной заработной платой на одного работника 42764 рубля. По статье "Отчисления на социальные нужды" предложены затраты 6931,92 тысячи рублей.
Из тарифного дела следует, что ООО "Энергостройсервис" функции сетевой организации обеспечиваются собственными силами. При этом общество помимо регулируемой деятельности занимается производством пуско-наладочных работ, работ по проектированию, монтажу, ремонту и обслуживанию средств связи, электромонтажных работ и т.д.
Регулирующий орган проанализировал расчет расходов на оплату труда (П1.17), штатное расписание участка по передаче электроэнергии, Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы, письмо министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 20 января 2014 года N 04-0048 "О размерах тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности, установленных на 1 января 2014 года" вместе с Межотраслевыми соотношениями и размерами месячных тарифных ставок 1 разряда рабочих основных профессий, установленные на 1 января 2014 года", уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принял затраты на оплату труда 11 038,96 тысяч рублей с учетом ставки работника 1 разряда 7056 рублей и социальные расходы 3 388,96 тысяч рублей, исходя из того, что на регулируемой деятельности в обществе заняты 44 человека согласно выписки из штатного расписания.
Суд приходит к выводу, что расчет нормативной численности персонала Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам произведен правильно с учетом фактически численности работников, которые осуществляют регулируемую деятельность, 44 человека при общей численности общества 90 человек.
При этом суд учитывает, что необоснованное уменьшение численности работников влечет нарушение принципа обеспечения бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, установленного статьей 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетики".
Поскольку Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам снижены затраты по фонду оплаты труда, то отчисления на страховые взносы в процентном размере от фонда оплаты труда соответственно уменьшены.
Доводы ООО "Башкирэнерго" о неправомерном включении в необходимую валовую выручку стоимости арендных платежей опровергаются следующими доказательствами.
В силу подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
Решением Высшего Арбитражного Суда РФ от 02 августа 2013 года по делу N ВАС-6446/13 указанное положение признано недействующим в части, не предусматривающей включение в состав прочих расходов, учитываемых при определении необходимой валовой выручки, иных, кроме налога на имущество, налогов и других установленных законодательством РФ обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
Расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, включаются в необходимую валовую выручку в размере, определяемом регулирующими органами (пункт 34 Основ ценообразования).
Таким образом, по общему правилу, расходы, связанные с использованием арендованного имущества включаются в состав расходов, учитываемых при определении необходимой валовой выручки.
Расходы по арендной плате предложены регулируемой организацией в размере 5 897, 60 тысяч рублей. В обоснование расходов ООО "Энергостройсервис" в тарифное дело были представлены договоры аренды электросетевого имущества и акты приема-передачи имущества со следующими арендодателями: с ООО "Энергосервис" договор аренды нежилого помещений от 1 ноября 2014 года N 2, с ИП Мукаев И.С. договор аренды нежилого помещения от 10 декабря 2014 года, с ООО "Уфа-Энерго" договор аренды имущества для транспортировки и распределения электрической энергии от 1 сентября 2014 года N А-001, с ООО "Строймостинвест" договор аренды трансформаторной подстанции от 20 ноября 2014 года N А-002, с ООО "Альфа-Союз" договор аренды здания трансформаторной подстанции от 17 декабря 2014 года N А-003, с ООО "Александровский пассаж" договор аренды объектов инженерной инфраструктуры от 1 октября 2014 года N А-004, с ООО "МОЛЛ" договор аренды объектов инженерной инфраструктуры от 1 сентября 2014 года N А-005, с ООО "Хозрасчетный творческий центр Уфимского авиационного института" договор аренды имущества для транспортировки и распределения электрической энергии от 1 сентября 2014 года N А-006, с ЗАО "Опытный завод смазок и оборудования" имущества для транспортировки и распределения электрической энергии от 1 сентября 2014 года N А-007, ООО Управляющая компания "ТрансТехСервис" договор аренды объектов инженерной инфраструктуры от 1 сентября 2014 года N БП-001, с ООО "Давлекановский завод керамического кирпича" договор аренды объектов инженерной инфраструктуры от 1 сентября 2014 года N БП-004 (том 2 л.д.196-275).
В результате проведенного анализа Государственный комитет по тарифам Республики Башкортостан принял расходы по данной статье на сумму 4 582,71 тысяч рублей: расходы на аренду административных зданий, объектов инженерной инфраструктуры, гаража, т.к. данное имущество необходимо для осуществления регулируемого вида деятельности.
Из пункта 7 Основ ценообразования следует, что для исключения или уменьшения заявленных ООО "Энергостройсервис" расходов по арендной плате, регулирующим органом, с учетом положения Основ ценообразования, действовавших в период установления тарифов, должно быть доказано, что заявленные расходы являются необоснованными.
Определяя экономическую обоснованность заявленных расходов, регулирующий орган должен исходить из обстоятельств, свидетельствующих о намерениях организации, осуществляемой регулируемую деятельность, получить экономический эффект, учитывая, что экономическая обоснованность расходов связана прежде всего с их оправданностью - необходимостью их осуществления в целях реальной экономической деятельности, направленной на получение дохода.
Доказательства неоправданности заявленных ООО "Энергостройсервис" расходов, связанных с арендой имущества по договорам представленным в тарифное дело (том 2 л.д.196-275), у Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам отсутствовали.
Довод ООО "Энергостройсервис" о том, что здание гаража необходимо обществу для осуществления текущей хозяйственной деятельности в качестве сетевой организации, поскольку энергоучастки находятся на значительном расстоянии (в городах Уфа и Давлеканово) и у общества имеются транспортные средства также не опровергнут.
При названых обстоятельствах Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам правомерно определилзатраты на арендную плату в размере 4 582,71 тысяч рублей.
Амортизация основных средств 42 тысяч рублей принята Государственным комитетом Республики Башкортостан по тарифам на основании расчета ООО "Энергостройсервис" и аналитической ведомости начисления амортизации, доказательств опровергающих данные расчеты представлено не было.
Ссылку административного истца о необоснованном включении расходов по договорам аренды и амортизации основных средств за 12 месяцев 2015 года, поскольку тариф установлен не на 12 месяцев, а с февраля 2015 года, суд также находит необоснованной. Вышеперечисленные договора аренды действуют в течение всего 2015 года, ООО "Энергостройсервис" обязано нести расходы по оплате арендной плате за 12 месяцев 2015 года. Все требования, предусмотренные законом к заключению и оформлению договоров аренды сторонами были соблюдены, договора не признаны ничтожными, не расторгнуты.
Отчисления в ремонтный фонд 1 526,25 тысяч рублей определены регулирующим органом на основании представленных в тарифное дело программы проведения ремонтных работ, счетных расчетов на капитальный ремонт электросетевого оборудования на 2015 год, согласно утвержденному плану. В подтверждение планируемых затрат ООО "Электростройсервис" представлены локально-сметные расчеты капитального ремонта (том 2 л.д.298-319). В договорах аренды имущества для транспортировки и распределения электрической энергии (трансформаторные подстанции) предусмотрена обязанность арендатора ООО "Электростройсервис своевременно за счет собственных средств производить текущий и капитальный ремонт оборудования.
Довод ООО "Башкирэнерго" о необходимости ООО "Электростройсервис" представить регулирующему органу дефектные ведомости не основан на требованиях налогового и бухгалтерского законодательства. Тот факт, что в отчисления в ремонтный фонд включена оплата труда сотрудников ООО "Электростройсервис" не свидетельствует о двойном учете затрат на оплату труда общества.
Административным истцом оспаривалось также соотношение численности персонала и количества условных единиц объектов электросетевого хозяйства в ООО "Электростройсервис" 214,78 у.е.
Между тем в тарифное дело были представлены таблицы П 2.1, П 2.2, заполненные ООО "Электростройсервис" в соответствии с Приложением N 2 Методических указаний по расчетам регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию по розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (редакция от 16 сентября 2014 года) (том 2 л.д.74-77).
Согласно пункту 48 вышеуказанных Методических указаний Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам сложил количество условных единиц по таблице П 2.1 и П 2.2 (объем воздушных линий электропередач (ВЛЭП) и кабельных линий электропередач (КЛЭП) в условных единицах в зависимости от протяженности, напряжения, конструктивного использования и материала опор; объем подстанций 35-1150 кВ, трансформаторных подстанций (ТП), комплексных трансформаторных подстанций (КТП) и распределительных пунктов (РП) 0,4-20 кВ), получив 157,58 у.е. + 57,2 у.е. = 214,78 у.е., которые были приняты в расчет. Основания отклонить удельные показатели численности на единицу у.е. у регулирующего органа отсутствовали. Количество условных единиц подтверждается договорами аренды имущества, свидетельствами о государственной регистрации права собственности (том 2 л.д.196-275).
Сравнение ООО "Башкирэнерго" соотношения показателей численности сотрудников на количество условных единиц объектов электросетевого хозяйства ООО "Башкирэнерго" и ООО "Энергостройсервис" является неправомерным, поскольку указанные сетевые организации не являются аналогичными по структуре.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на стадии утверждения необходимой валовой выручки в части прогнозируемых расходов заявителя на оплату труда и иных связанных со штатной численностью затрат является правильным расчет регулирующего органа исходя из штата 44 человека, основанный на соотношении численности персонала и количества условных единиц объектов электросетевого хозяйства ООО "Электростройсервис".
Принимая во внимание, что ООО "Электростройсервис" приобрело статус сетевой организации лишь с февраля 2015 года, что объективно затрудняет подтверждение им экономически обоснованных затрат фактически понесенными расходами предшествующих периодов, суд полагает, что с учетом применения приведенных выше положений Основ ценообразования права административного истца оспариваемым решением не нарушены.
Так, из пункта 7 Основ ценообразования следует, что регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования. Если у ООО "Башкирэнерго" на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов будут выявлены экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, указанные расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
По изложенным мотивам оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные электрические сети" (ООО "Башкирэнерго") о признании несоответствующим закону и недействующим постановления Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 30 января 2015 года N 10 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО "Энергостройсервис" и ООО "Башкирские распределительные электрические сети" отказать.
Решение может быть обжаловано в Cудебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.