Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Сальниковой В.Ю.
судей
Гавриловой Н.В.
Мариной И.Л.
при секретаре
Смирновой Е.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-3219/2015 по апелляционной жалобе ЮрЛ1 на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2015 года по иску ЮрЛ2, действующего в интересах Б.Р.И., к ЮрЛ1 о взыскании недополученной суммы пенсии по случаю потери кормильца и обязании выплачивать пенсию с учётом повышения.
Заслушав доклад судьи Сальниковой В.Ю., объяснения представителя процессуального истца ЮрЛ2 - Н.А.А., представителя ответчика ЮрЛ1 П.К.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
ЮрЛ2, действующий в интересах Б.Р.И., обратился в суд с иском к ЮрЛ1 просил обязать ответчика назначить и выплачивать Б.Р.И. пенсию по случаю потери кормильца с учётом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и организациях уголовно-исполнительной системы, и их семей", произвести расчёт и выплатить Б.Р.И. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца с учетом положений п. "г" ст. 45 указанного Закона за период с "дата" по "дата".
В обоснование заявленных требований процессуальный истец указал на то, что Б.Р.И. является вдовой умершего "дата" военнослужащего в отставке Б.Н.А., являвшегося участником Великой Отечественной войны, получает пенсию по случаю потери кормильца с " ... ", однако, пенсия выплачивается без повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2015 года исковые требования удовлетворены.
Суд постановилобязать ЮрЛ1" назначить и выплачивать Б.Р.И. пенсию по случаю потери кормильца с учётом повышения, предусмотренного п. "г" ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и организациях уголовно-исполнительной системы и их семей"; произвести расчёт и выплатить Б.Р.И. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца за период с "дата" по "дата" с учётом названного повышения.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, полагает его незаконным и необоснованным.
Материальный истец Б.Р.И. в заседание судебной коллегии не явилась, о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции извещена лично, причин своей неявки не сообщила, ходатайства об отложении слушания дела не направила. При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся истицы Б.Р.И.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы ответчика и представленных возражений, выслушав объяснения участников процесса, приходит к следующему.
Гарантированное Конституцией РФ право на социальное обеспечение включает, в том числе, и право на пенсию по случаю потери кормильца, условия и порядок получения которой согласно статье 39 (часть 2) Конституции РФ устанавливаются законом.
Пенсионное обеспечение членов семей умерших (погибших) военнослужащих осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Судом первой инстанции установлено, что супруг истицы Б.Н.А. с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" в составе действующей армии проходил военную службу, относится к лицам, указанным подпункте "а" п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Б.Н.А. умер "дата" (л.д. 11).
Б.Р.И. является вдовой Б.Н.А. (л.д. 12).
С "дата" Б.Р.И. назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере " ... " (л.д. 8).
Разрешая настоящий спор по существу, суд первой инстанции, принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства дела, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, признал требования искового заявления обоснованными, в связи с чем удовлетворил заявленный иск.
Суд первой инстанции при рассмотрении спора правильно руководствовался положениями ч. 2 ст. 5, п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона от 12 января 1995 года N 5 "О ветеранах".
В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона РФ N 4468-1 пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с указанным Законом, повышаются участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" пп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 данного Закона.
Закон РФ N 4468-1 предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсию по инвалидности и за выслугу лет получают сами военнослужащие, а пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии со ст. 28 данного Закона, получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого в соответствии со ст. ст. 43 и 44 Закона, то есть дохода, который получал сам кормилец.
Статья 45 Закона РФ N 4468-1 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитывается общее повышение для всех видов пенсий. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг. Субъектами получения пенсии по выслуге лет и по инвалидности являются военнослужащие. Субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 указанного Закона являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.
Следовательно, повышение пенсии производится не только лицам, являющимся ветеранами боевых действий и участниками Великой Отечественной войны, но и членам их семей в случае назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Б.Р.И. имеет право на повышение пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем доводы апелляционной жалобы ответчика, оспаривающие выводы суда в указанной части, не могут быть приняты судебной коллегией и положены в основу отмены постановленного по делу судебного акта, так как основаны на неверном толковании вышеприведённых норм материального права.
Вместе с тем, сделав правильный вывод о праве Б.Р.И. на повышение пенсии по случаю потери кормильца, суд первой инстанции ошибочно возложил на ответчика обязанность по ее перерасчету и доплате, начиная с "дата".
В силу п. "б" ч. 1 ст. 55 Закона РФ N 4468-1 перерасчет размеров пенсий по случаю потери кормильца производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения.
В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии должна им выплачиваться со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ч. 2 ст. 55 Закона РФ N 4468-1).
Принимая во внимание, что согласно приведенной норме перерасчет пенсий носит заявительный характер, такое повышение производится с момента обращения лиц, получающих указанную пенсию, в пенсионные органы с заявлением о перерасчете пенсии, а разница между новым и прежним размером пенсии подлежит выплате не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Поскольку в досудебном порядке Б.Р.И. с заявлением о перерасчете пенсии к ответчику не обращалась, настоящее исковое заявление подано в суд "дата", расчет недополученной пенсии по случаю потери кормильца Б.Р.И. следовало производить, начиная с "дата", то есть не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, в связи с чем решение суда первой инстанции в части периода производства перерасчета подлежит изменению.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что повышение пенсий установлено ст. 45 указанного Закона только тем членам семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), которые сами имеют соответствующий статус, были предметом исследования суда первой инстанции, обоснованно отклонены. В этой части выводов суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке установленных судом обстоятельств, не влияют на правильность принятого судом решения и не содержат сведений о неправильном применении судом норм материального права и о допущенных нарушениях процессуальных норм, не содержат фактов, которые не были бы проверены и оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность решения.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Санкт - Петербургского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2015 года изменить в части периода для производства перерасчёта.
Обязать ЮрЛ1 произвести расчёт и выплатить Б.Р.И. недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца с учётом повышения, предусмотренного п. "г" ч. 1 ст. 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и организациях уголовно-исполнительной системы, и их семей", за период с "дата".
В остальной части решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 29 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.