Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Параевой В.С.
судей Зарочинцевой Е.В.,
Александровой Ю.К.
при секретаре Тапченко О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2560/2015 по апелляционной жалобе Г.М.А., Г.Т.В. на решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 03 июня 2015 года по иску Г.М.А., Г.Т.В. к администрации Петроградского района Санкт-Петербурга о признании права собственности на жилое помещение и обязании заключить договор мены.
Заслушав доклад судьи Параевой В.С., объяснения Г.Т.В., Г.М.А. и его представителя - адвоката С.А.А., действующего на основании ордера от 29 сентября 2015 года, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Г.М.А. Г.Т.В. обратились в Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, в котором просили признать за Г.М.А. право на предоставление жилого помещения в собственность бесплатно и обязать ответчика заключить с истцами договор мены, предоставив в собственность однокомнатную квартиру по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
В обоснование заявленных требований истцы указали, что Г.М.А. являлся сотрудником органов внутренних дел в периоды с 28 апреля 1990 года по 30 июля 1992 года, с 27 июня 1994 года по 31 августа 2008 года. Приказом от 31 августа 2008 года Г.М.А. был уволен из органов внутренних дел по болезни. С 08 апреля 1998 года истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, имеют льготу "служба в милиции". 23 декабря 2014 года между истцами и ответчиком был подписан договор - обязательство, по условиям которого, администрация Петроградского района предоставляет истцам по договору мены однокомнатную квартиру по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", а истцы в течение 30 дней с момента заключения договора мены обязались освободить занимаемое ими жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, "адрес". Однако письмом от 26 февраля 2015 года администрация Петроградского района сообщила истцам о том, что по результатам повторного рассмотрения вопроса о предоставлении им жилого помещения, было принято решение об отказе истцам в предоставлении однокомнатной квартиры по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".1, кв.36, со ссылкой на то, что истцы были приняты на жилищный учет не по Постановлению Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1064 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
С указанным решением истцы не согласны, считают его незаконным и необоснованным. Полагают несостоятельными ссылки на Постановление Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1064, поскольку оно действует с 27 сентября 1998 года, а истцы приняты на учет 08 апреля 1998 года. Истцы были приняты на учет в соответствии с ранее действовавшим порядком постановки на учет на основании ст. 30 Закона РСФСР "О милиции", на момент увольнения из органов внутренних дел Г.М.А. жилым помещением обеспечен не был, в связи с чем истцы полагают, что имеют право на предоставление им в собственность бесплатно однокомнатной квартиры.
Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 03 июня 2015 года истцам в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы просят отменить решение суда, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом неправильно.
Представители администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, Жилищного комитета Санкт-Петербурга, извещенные о времени и месте судебного разбирательства по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, материалы учетного дела N ... , выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с доказательствами по делу и требованиями закона.
Из материалов дела следует, что Г.М.А. и Г.Т.В. состоят в зарегистрированном браке с 15 апреля 1992 года.
Истец Г.М.А. состоял на службе в правоохранительных органах внутренних дел с 27 июня 1994 года по 31 августа 2008 года.
Истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма с 08 апреля 1998 года, истец Г. М.А. имеет льготу "уволенный из органов МВД, МЧС,УИН".
Приказом от 31 января 2008 года капитан милиции Г.М.А., " ... ", уволен из органов внутренних дел по болезни.
Согласно уведомлению ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 16 декабря 2014 года, Г.М.А. состоит на учете сотрудников ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилой площадью, жилой площадью не обеспечивался.
Г.М.А. является собственником 158/2702 доли в праве общей долевой собственности на коммунальную квартиру, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", на основании договора передачи доли коммунальной квартиры в собственность граждан от 21 января 2013 года. Ранее указанное жилое помещение являлось общежитием, где истцу было предоставлено койко-место в связи с прохождением службы в органах внутренних дел.
Между истцами и администрацией Петроградского района 23 декабря 2014 года был заключен договор-обязательство, по условиям которого администрация предоставляет по договору меня истцам жилое помещение - однокомнатную квартиру по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", а истцы не позднее 30 дней с момента заключения договора меня обязуются освободить и сдать жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
На заседании жилищной комиссии 24 декабря 2014 года было принято решение о предоставлении истцам по договору мены однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, "адрес", в связи с наличием льготы "уволенные из органов МВД, МЧС, УИН".
Между тем, 30 января 2015 года вопрос о предоставлении истцам указанной квартиры по договору мены был повторно рассмотрен на заседании жилищной комиссии и принято решение о необходимости юридического заключения по вопросу обеспечения граждан со льготой "уволенные из органов МВД, МЧС, УИН".
Письмом от 26 февраля 2015 года администрация Петроградского района истцам сообщила об отказе в предоставлении упомянутой выше однокомнатной квартиры, в связи с тем, что Г.М.А. и Г.Т.В. были приняты на учет на по Постановлению Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Истцы считают указанное решение незаконным и необоснованным, полагают, что они имеют право на предоставление им жилого помещения по договору мены в соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", в связи с чем, просили суд признать за Г.М.А. право на предоставление жилого помещения в собственность бесплатно и обязать ответчика заключить с истцами договор мены, предоставив в собственность однокомнатную квартиру по адресу: Санкт-Петербург, "адрес".
Разрешая заявленные истцами требования, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для их удовлетворения, с чем судебная коллегия соглашается.
В соответствии с п. 2.1 ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Минстрой России письмом от 11 декабря 2014 года разъяснил, что граждане с льготой "уволенные из органов МВД, МЧС, УИН" имеют право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, которые были приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства". Исключение могут составлять граждане, уволенные из правоохранительных органов, право которых на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета подтверждено вступившим в силу судебным решением.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее Правила).
Правилами установлен порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства указанной категории лиц, предоставления им жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 9 Правил, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей:
не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно материалам дела, истцы были приняты на учет на основании ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, в связи тем, что Г.М.А. работал в милиции на момент постановки на учет и проживал в общежитии более 5 лет.
Г.М.А. уволен из правоохранительных органов 31 августа 2008 года, имеет льготу "уволенные из органов МВД, МЧС, УИН".
Согласно Федеральному закону Российской Федерации "О статусе военнослужащих", Федеральному закону Российской Федерации "О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан, порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 ФЗ "О статусе военнослужащих" распространяются на следующие обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета категории граждан независимо от даты увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительство и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Судом правильно не была принята во внимание ст. 30 Закона РФ "О милиции" от 18.03.1991 года N1026-1 предусматривавшая предоставление сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий жилой площади в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставления в первоочередном порядке, которая предоставлялась соответствующими органами исполнительной власти, на что ссылались в обоснование исковых требований истцы, поскольку с 1.03.2011 года указанный Закон утратил силу. Ныне действующим ФЗ РФ "О полиции" от 7.02.2011 года первоочередное предоставление жилой площади не предусмотрено. Указанным Законом предусмотрен иной порядок обеспечения сотрудников полиции жилыми помещениями, в том числе обеспечение служебной жилой площадью.
Однако о предоставлении служебного жилого помещения истцы не просят. Доказательств того, что очередь Г.М.А. подошла, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит правильным вывод суда об отказе истцам в удовлетворении заявленных требований о признании права собственности на жилое помещение в виде квартиры и обязании администрации Петроградского района заключить договор мены.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к оспариванию оценки доказательств, приведенной судом в обоснование своих выводов, с которой судебная коллегия считает возможным согласиться.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 03 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.М.А., Г.Т.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.