Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
Председательствующего Луковицкой Т.А.
судей Овчинниковой Л.Д., Пошурковой Е.В.,
при секретаре Васильеве А.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело N2-2349/2015 по апелляционной жалобе администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от "дата" по иску прокурора Фрунзенского района Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга об обязании организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки,
Заслушав доклад судьи Луковицкой Т.А., объяснения прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мазиной О.Н., представителя администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга К. (доверенность от "дата"., выданной сроком по 31.01.2016г.), поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Фрунзенского района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга, указывая, что в прокуратурой Фрунзенского района Санкт-Петербурга проведена проверка требований природоохранного законодательства на территории Фрунзенского района Санкт-Петербурга на земельном участке по адресу: "адрес". Проведенной проверкой установлено наличие несанкционированной свалки на указанном земельном участке, которая согласно распоряжению администрации должна была быть убрана в сентябре 2014 года. С учетом уточненных исковых требований прокурор просил обязать администрацию Фрунзенского района в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной южнее земельного участка по адресу: "адрес" (л.д.92).
Решением Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2015 года исковые требования прокурора удовлетворены. Судом постановлено обязать администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 30-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной южнее земельного участка по адресу: "адрес"
В апелляционной жалобе администрация Фрунзенского района Санкт-Петербурга просит указанное решение отменить.
Поскольку третьи лица извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что южнее земельного участка по адресу: "адрес" расположена несанкционированная свалка.
На момент проверки указанная территория включена в адресную программу ликвидации несанкционированных свалок администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2014 год. Планируемая дата ликвидации свалочных масс - сентябрь 2014 года, однако свалка мусора не ликвидирована.
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В силу ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1.1 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 N 1078 (далее-Положение), администрация района Санкт-Петербурга является исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, проводящим государственную политику Санкт-Петербурга и осуществляющим государственное управление на территории района Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.п.2.3.8, 2.3.9, 2.4.4 Положения задачами администрации являются: осуществление мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; реализация мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории района в соответствии с действующим законодательством; участие в реализации мероприятий по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления, ликвидации несанкционированных свалок, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Для реализации данных задач администрации районов наделены полномочиями по координации деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, если иное не установлено законодательством Санкт-Петербурга о местном самоуправлении.
Согласно п.3.4.75 Положения, администрация уполномочена организовывать в соответствии с утверждаемыми адресными программами уборку и санитарную очистку территорий, за исключением земельных участков, обеспечение уборки и санитарной очистки которых осуществляется гражданами и юридическими лицами либо отнесено к полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Пунктом 6.3 Распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга N 196-р от 15.02.2001 "Об усовершенствовании системы обращения с отходами производства и потребления" на администрации районов возложены обязанности по организации проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у администрации района имеется обязанность по уборке вышеуказанной территории, так как данный участок является землями общего пользования и администрацией, призванной в силу статей 1, 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" проводить государственную политику Санкт-Петербурга и осуществлять государственное управление на территории Фрунзенского района Санкт-Петербурга, не исполнены возложенные на нее обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на территории района.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку указанный вывод основан на вышеуказанных нормах закона и согласуется с установленными Положением об администрациях районов Санкт-Петербурга.
По указанным причинам судебная коллегия полагает также необоснованным довод апелляционной жалобы о том, что администрация не является надлежащим ответчиком по делу.
Материалы прокурорской проверки сведений о размещении на указанной территории отходов ртутьсодержащих ламп или промышленных отходов, не содержат, в связи с чем оснований для возложения обязанности по организации ликвидации несанкционированной свалки на Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности или на Комитет по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга оснований не имеется.
Ссылка апеллянта по не определенность местонахождения свалки не обоснована, так как в решении четко указан адрес: южнее земельного участка по адресу: "адрес" с привязкой к конкретному дому.
Доводы жалобы о том, что адресная программа на 2014 год прекратила свое действие "дата", не имеют правового значения при разрешении вопроса о законности выводов суда в рамках рассматриваемого дела, поскольку суду доказательств проведения работ по ликвидации свалки не представлено.
Кроме того, необходимо отметить, что прокурором заявлены требования о возложение на администрацию обязанности по организации проведения работ по ликвидации, что полностью согласуется с указанными выше нормами права.
При таком положении, у суда имелись законные основания для удовлетворения исковых требований об обязании ответчика организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов.
Однако, судебная коллегия считает заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы о недостаточности установленного судом первой инстанции срока для выполнения работ по организации ликвидации свалки, учитывая порядок, установленный для организации закупок и состоящий из двух этапов, включающих в себя изготовление проектно-сметной документации для выполнения работ (подготовка документации, проведение аукциона, заключение контракта, приемка работ; выполнение работ по ликвидации свалки (подготовка документов, проведение аукциона, заключение контракта, выполнение работ, приемка работ, оплата работ).
Учитывая изложенное, в целях соблюдения принципа реальной возможности исполнения решения суда, судебная коллегия полагает возможным изменить решение суда в части срока выполнения работ по организации ликвидации несанкционированной свалки, установив 150-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
Другие доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2015 года изменить в части.
Обязать администрацию Фрунзенского района Санкт-Петербурга в 150-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать ликвидацию несанкционированной свалки отходов, расположенной южнее земельного участка по адресу: "адрес".
В остальной части решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 27 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.