Судья Санкт-Петербургского городского суда Русанова Ю.Н., рассмотрев 01 декабря 2015 года в открытом судебном заседании в помещении суда, при секретаре Костине Ф.В., административное дело по жалобе на решение судьи Кировского районного суда Санкт- Петербурга от 01 июня 2015 года в отношении
Хазияхметовой Р. Р., "дата" года рождения, уроженки "адрес", зарегистрированной в "адрес", занимающей должность " ... " ООО " " ... "";
УСТАНОВИЛ:
Постановлением N ... старшего государственного инспектора РФ Росприроднадзора по СЗФО ИВН. от "дата" должностное лицо ООО " " ... "" Хазияхметова Р.Р., признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.4 ч.1 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Хазияхметова Р.Р. подала жалобу в Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Решением судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июня 2015 года постановление от "дата" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ в отношении Хазияхметовой Р.Р. отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Государственный инспектор РФ Росприроднадзора по СЗФО ИВН. подал жалобу в Санкт-Петербургский городской суд, в которой просит вышеуказанное постановление отменить.
В обоснование жалобы указал, что в ходе рассмотрения жалобы допущено неверное толкование положений закона и фактических обстоятельств дела, что привело к необоснованному выводу об отсутствии состава административного правонарушения.
Так вывод об отсутствии у Хазиямхметовой Р.Р. статуса должностного лица противоречит материалам дела, а именно приказам генерального директора Общества от "дата" N ... и от "дата" N ... , согласно которым на " ... " возложены функции по организации природоохранной деятельности на предприятии. На основании чего неисполнение последней должностных обязанностей по контролю за предоставлением плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на экологическую экспертизу и не выполнение требований законодательства о государственной экологической экспертизе влечет конкретные юридические последствия.
Кроме того не была в полной мере исследована законность постановления. Элементы состава правонарушения, кроме субъекта не изучены, вывод об их наличии или отсутствии не сделан.
При этом деятельность ООО " " ... "" при транспортировке и хранению нефти и нефтепродуктов морским транспортом связана с использованием природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. К документации, обосновывающей такую деятельность, относится план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, который является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня.
На основании чего, невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.4 КоАП РФ.
В судебном заседании Государственный инспектор РФ Росприроднадзора по СЗФО ИВН. доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Хазияхметова Р.Р. и ее защитник Разборова Д.В. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.
Исследовав материалы дела, считаю решение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом судья (вышестоящее должностное лицо) не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ).
Согласно ч. 2 ст. 30.7 КоАП РФ решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 настоящего Кодекса.
По смыслу же статьи 29.10 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным, что предполагает оценку и исследование всех доводов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не допускает возможность произвольного отклонения объяснений данного лица.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Вместе с тем вышеуказанные положения закона в ходе рассмотрения дела судьей районного суда выполнены не были.
Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении, судьей районного суда были исследованы материалы дела послужившие основанием для привлечения Хазияхметовой Р.Р. к административной ответственности, вместе с тем, в решении суда отсутствует оценка доказательств послуживших основанием для привлечения Хазиямхметовой Р.Р. к административной ответственности.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ является невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы,
Согласно материалам дела и постановлению должностного лица вина Хазияхметовой Р.Р. установлена в невыполнении требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы.
Из постановления следует, что по распоряжению зам. начальника Росприроднадзора от "дата" в период с "дата" по "дата" проведена внеплановая выездная проверка ООО " " ... "", в ходе которой было установлено, что основным видом деятельности Общества являются: организация реализации нефтепродуктов, в том числе через перевалку, бункеровку; деятельность речного транспорта, перевозка грузов речным транспортом, в том числе применительно к опасным грузам; погрузочно-разгрузочная деятельность в морских и речных портах, в том числе применительно к опасным грузам; бункеровка всех типов морских и речных судов в портах, открытых и закрытых акваториях, на реках; сбор и транспортировка отходов 3-5 класса опасности.
В "дата" году Обществом был разработан " " ... "", п. " " ... "", п. п. " "адрес"". План утверждён " ... " "дата" и введён в действие "дата".
Данный План в соответствии со ст. 34 ч.4 ФЗ 155 от 31 июля 1998 года "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ" является объектом государственной экологической экспертизы.
В ст. 16.1 ч.1, 2 указанного Закона установлено, что эксплуатация, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а так же при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море допускаются только при наличии утверждённого Плана, и в соответствии с которым планируются и осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морской среде. План утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование указанных объектов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы Плана с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством РФ, федеральных органов исполнительной власти.
Заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе обязаны представлять на экологическую экспертизу соответствующую документацию и осуществлять намечаемую хозяйственную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В нарушении указанных положений Общество План на государственную экологическую экспертизу не представило и утвердило его без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии с приказом генерального директора Общества от "дата" на " ... " Хазияхметову P.P. возложена ответственность за охрану окружающей среды, а именно: за осуществлением производственного экологического контроля, проверку выполнения мероприятий и требований правовых, нормативных, технических документов по охране окружающей природной среды и экологической безопасности, координацию деятельности всех подразделений предприятия по вопросам охраны окружающей среды, проведение экологической политики предприятия.
В качестве основания для отмены постановления инспектора Роспотребнадзора и прекращения производства по делу об административном правонарушении указано что Хазияхметова Р.Р., как " ... " Общества, не является субъектом правонарушения и в ее действиях отсутствуют признаки состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Указанный вывод сделан на основании анализа должностной инструкции Хазияхметовой Р.Р., согласно которой последняя не наделена полномочиями по подписанию Плана, приказа о введении Плана в действие, согласования Плана с капитанами портов и органами власти.
Так в соответствии с положениями ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечаниям к данной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Термины "организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции" были раскрыты Верховным Судом РФ в Постановлении Пленума ВС РФ от 16.10.2009 N19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий". Согласно п.4 указанного Постановления к организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Таким образом, для подтверждения статуса Хазияхметовой Р.Р. как должностного лица достаточно доказать, что она состояла в трудовых отношениях с ООО " " ... "" и в силу занимаемой должности могла принимать решения, имеющие юридическое значение и влекущие юридические последствия.
Материалами дела подтверждается, что на Хазияхметову Р.Р. руководством ООО " " ... "" были возложены функции по организации природоохранной деятельности, производственного экологического контроля и экологической безопасности на предприятии (приказ генерального директора ООО " " ... "" от "дата" N ... ; приказ генерального директора ООО " " ... "" от "дата" N ... ).
А в соответствии с п. 3.13 должностной инструкции " ... " ООО " " ... "" " ... " осуществляет контроль за своевременной разработкой и предоставлением на государственную экологическую экспертизу документации по объектам государственной экологической экспертизы и за выполнением требований законодательства о государственной экологической экспертизе.
Принятие решения обязательности проведения экологической экспертизы в отношении плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов не может входить в компетенцию какого-либо лица, так как обязательность проведения экологической экспертизы предусмотрена нормами п. 7 ст. 11, ст. 27 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе", ч. 1,2 ст. 16.1, ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации"
Контроль за представлением плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на экологическую экспертизу и выполнение требований законодательства о государственной экологической экспертизе были возложены на Хазияхметову Р.Р. Осуществление контроля за указанной деятельностью влечет юридические последствия в виде обеспечения правомерности ведения ООО " " ... "" своей деятельности, а также соблюдения порядка проведения государственной экологической экспертизы.
Кроме того, надлежащее исполнение Хазияхметовой Р.Р. своих должностных обязанностей повлекло бы инициирование процедуры проведения государственной экологической экспертизы плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов.
Таким образом, исполнение Хазияхметовой Р.Р. должностных обязанностей по контролю за представлением плана по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов на экологическую экспертизу и выполнение требований законодательства о государственной экологической экспертизе влечёт конкретные юридические последствия, а значит данное полномочие относится к категории организационно-распорядительных.
Проверка дела об административном правонарушении в целом, а также по доводам поступившей на рассмотрение жалобы показала, что при вынесении решения законность и обоснованность вынесенного должностным лицом административного органа постановления судьей районного суда надлежащим образом проверена не была.
Так судом был исследован только субъект правонарушения, при этом законность и обоснованность постановления по иным элементам состава правонарушения не проверен.
При таких обстоятельствах решение судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга принято без исследования всех обстоятельств настоящего дела, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, влечет отмену решения судьи и возвращение жалобы Хазияхметовой Р.Р. на постановление N ... старшего государственного инспектора РФ Росприроднадзора по СЗФО ИВН. от "дата" на новое рассмотрение.
На основании изложенного и, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Решение судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 01 июня 2015 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ в отношении Хазияхметовой Р. Р. прекращено - отменить.
Жалобу Хазияхметовой Р.Р. на постановление N ... старшего государственного инспектора РФ Росприроднадзора по СЗФО ИВН. от "дата" по делу об административном правонарушении в отношении Хазияметовой Р.Р. направить в тот же суд на новое рассмотрение.
Судья Русанова Ю.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.