Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Ивановой М.Н., Холмогорова И.К.,
при секретаре Кононове С.К.,
с участием административного истца Григорьевой М.В., ее представителя Григорьева В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика на решение Якутского городского суда от 12 ноября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Григорьевой М.В. о признании незаконным решения Комиссии Правительства РС(Я) по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, которым
постановлено:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным решение Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, (протокол N ... от 17 июля 2015г.) об исключении Григорьевой М.В. из Республиканского реестра ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005г.
Обязать Комиссию по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, принять решение о включении Григорьевой М.В. в Республиканский реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005г.
Заслушав доклад судьи Ноевой В.В., пояснения административного истца и ее представителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, от 17 июля 2015г. Григорьева М.В. исключена из республиканского Реестра граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по данной категории лиц на основании п.п. "з" п.8.5 Порядка предоставления социальных выплат для приобретения жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 25 мая 2006г. N 226, в связи с обеспеченностью жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления, и выше.
Не согласившись с решением, Григорьева М.В. обратилась в суд, указывая о том, что является инвалидом ... группы бессрочно, состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1991г., своего жилья не имеет, жилым помещением до настоящего времени не обеспечена, проживает в частном доме, принадлежащем родителям. Считает, что незаконно исключена из данного реестра. Ссылаясь на нарушение своих прав, просила суд признать решение Комиссии незаконным и обязать восстановить Григорьеву М.В. в республиканском Реестре граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом принято вышеуказанное решение, которое оспаривается административным ответчиком - Министерством труда и социального развития РС(Я). В апелляционной жалобе просит отменить решение суда, в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела. Настаивает на правомерности принятого решения. Указывает, что у Григорьевой М.В. нуждаемость в обеспечении жилым помещением отсутствует, поскольку она обеспечена жилым помещением, как член семьи собственников жилья, имеет право пользования жильем наравне с его собственниками. Обеспеченность общей площадью на каждого члена семьи Григорьевых более установленной учетной нормы, дом, в котором они проживают, не признан аварийным и непригодным для проживания, в связи с чем истец правильно исключена из республиканского Реестра.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с п.1 ст.218 КАС РФ гражданин, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью первой ст.17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 г., как следует из ч.2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Григорьева М.В. является инвалидом ... группы бессрочно, инвалидность установлена с детства, что подтверждается справкой ВТЭК от 05 августа 2002г.
Решением Мегино-Кангаласского районного суда от 16 октября 2013г. установлен юридический факт наличия у Григорьевой М.В. права на включение в список на предоставление социальных выплат, как нуждающейся в жилом помещении с 15 февраля 1991г.
Решением Якутского городского суда от 26 июня 2014г. суд обязал Комиссию по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет средств федерального бюджета при Правительстве РС(Я) принять решение о включении Григорьевой М.В. в Республиканский реестр ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005г.
Из акта проверки жилищных условий административного истца следует, что она проживает по адресу: ... , 2003г. постройки, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м., состоящей из двух комнат, принадлежащей Г. и А. (родители истца) на праве общей совместной собственности. Дом стоит на деревянных лежках, фундамент гнилой, так как расположен на низком месте без отсыпки и долгое время стоял без кровли. В 2006г. в доме произошел пожар, вследствие чего обуглились стены. Дом с газовым отоплением, не благоустроенный. В доме зарегистрированы и проживают 6 человек: Григорьева М.В. - истец, А. - мать истца, сособственник жилья, Г. - отец истца, сособственник жилья, К. - брат истца, С. - брат истца, В. - бабушка, инвалид ... группы. Заключением комиссии администрации МО "пос. Нижний Бестях", проводившей проверку жилищных условий истца, установлено, что Григорьева М.В. действительно нуждается в улучшении жилищных условий.
Комиссией по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов установлено, что на каждого члена семьи приходится по ... кв.м., что более учетной нормы, установленной в МО "пос. Нижний Бестях" (12 кв.м.).
Данное обстоятельство послужило основанием для исключения административного истца из республиканского Реестра по решению Комиссии по предоставлению социальных выплат инвалидам от 17 июля 2015г. на основании п.п. "з" п.8.5 Порядка предоставления социальных выплат для приобретения жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденного постановлением Правительства РС(Я) от 25 мая 2006г. N 226.
Установлено, что постановлением Правительства РС(Я) от 25 мая 2006г. N 226 утвержден Порядок предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета.Формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем указанной категории граждан является социальная выплата для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций в виде субвенций бюджету Республики Саха (Якутия), а также средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Предоставление гражданам социальных выплат производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005г. и включения в список на предоставление социальных выплат.
Решение вопросов предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов входит в полномочия Комиссии по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, за счет субвенций из федерального бюджета, состав которой утверждается распоряжением Правительства Республики Саха (Якутия).
Согласно пп. "з" п.8.5 Порядка Комиссия принимает решение об отказе в предоставлении социальной выплаты в случае обеспеченности жилым помещением в размере, равном учетной норме жилой площади, установленной органом местного самоуправления, и выше.
Судом установлено, что дом, в котором проживает истец, принадлежит ее родителям, дом неблагоустроенный, фундамент сгнил, в 2006г. в нем произошел пожар. Жилое помещение не обеспечено горячим и холодным водоснабжением, канализацией, центральным отоплением, санузел и ванная комната в доме отсутствует.
В соответствии с п.5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом -индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Исходя из смысла Положения, жилое помещение в обязательном порядке должно быть обеспечено горячим водоснабжением, отоплением и ванной комнатой, вне зависимости от наличия в поселениях центральных инженерных сетей. Однако дом, в котором проживает истец, не отвечает указанным требованиям.
В настоящее время в доме проживают два инвалида ... и ... групп: истец и незрячая В., _______ г. рождения (бабушка истца). Согласно медицинскому заключению на Григорьеву М.В. от 01 сентября 1987г. и выписки аз акта освидетельствования от 06 августа 1999г. следует, что у истца ...
Из обстоятельств дела следует, что истица передвигается на протезе, в силу чего лишена возможности пользоваться вторым этажом жилого помещения.
Истец другого жилья на условиях социального найма, либо на праве собственности не имеет. Сведений о том, что Григорьева М.В. после 1991г. получала от государства жилье или приобретала его в личную собственность, материалы дела не содержат.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005г., установлены ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 01 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, Григорьева М.В., поставленная на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 01 марта 2005 г., могла быть снята с этого учета либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 ч.1 ст.56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 01 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, ст.6 Вводного закона не допускает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 01 марта 2005г., по основанию, закрепленному в п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, в соответствии с которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Снятие истца с учета нуждающихся в жилищных помещениях, учитывая положения ст.6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст.32 ЖК РСФСР, действовавшей на момент постановки ее на учет в 1991г.
Согласно ст.32 ЖК РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Таких оснований судом первой инстанции не установлено. Следовательно, решение Комиссии об исключении Григорьевой М.В. с республиканского Реестра ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005г., является незаконным, о чем суд пришел к правильному выводу.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного постановления нет.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, все представленные доказательства оценены по правилам ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда правильные и соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену решения суда. Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, лишь выражают несогласие с ними, сводятся к переоценке доказательств и основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Якутского городского суда от 12 ноября 2015 года по административному делу по административному исковому заявлению Григорьевой М.В. о признании незаконным решения Комиссии Правительства РС(Я) по вопросам предоставления социальных выплат ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Иванова М.Н.
Холмогоров И.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.