Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 декабря 2015 г.
(Извлечение)
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
Судьи Ивановой М.Н., единолично
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Никшан В.А., на постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2015 года, которым
по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики ... , Никшан В.А., _______ года рождения, уроженца ... , без определенного места жительства, судом
постановлено:
Признать Никшан В.А., _______ года рождения, уроженца ... , без определенного места жительства, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Штраф подлежит уплате в течение 1 суток со дня вступления постановления в закону силу по следующим реквизитам: УФК по РС (Я) (УФМС по РС (Я)) ИНН 1435165539, КПП 143501001, КБК 18811690030010000140, ОКАТО 98203000000, БИК 049805001, р/с 40101810100000010002 в ГРКЦ НБ Республики Саха (Якутия) Банка России г. Якутск, БИК 049805001, КБК 19211640000016020140.
До выдворения Никшан В.А., _______ года рождения, уроженца ... , без определенного места жительства, содержать в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан УФМС России по РС (Я).
Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, Никшан В.А., его защитника, Шоназарова Х.Ф., суд
установил:
28 декабря 2015 года инспектором МУ МВД России "Якутское" К. в отношении Никшан В.А., _______ года рождения, уроженца ******** составлен протокол об административном правонарушении N ... по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в связи с тем, что он находился с нарушением режима пребывания на территории РФ, выразившемся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в РФ, в уклонении от выезда из РФ по истечении срока пребывания.
28 декабря 015 года Якутским городским судом вынесено вышеуказанное постановление.
Не согласившись с данным постановлением, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Никшан В.А. обратился в Верховный Суд РС (Я) с жалобой в порядке ст. 30.1 КоАП РФ, об изменении постановления. Просит исключить дополнительное наказание в виде административного выдворения, в связи с проживанием на территории РФ родителей. Также указывает, что находится в фактических брачных отношениях с гражданкой РФ, Ч.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу, Никшан В.А., доводы жалобы поддержал в полном объеме, просит изменить постановление Якутского городского суда.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу об изменении постановления Якутского городского суда РС (Я) по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ (в ред. от 23.05.2015) "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ (ред. от 23.05.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
Согласно ст. 5 названного федерального закона Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращается в случае принятия в отношении его в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.
Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Никшан В.А. въехал на территорию РФ 11 марта 2015 года сроком до 09 июня 2015 года.
В материалах дела не содержится доказательств того, что Никшан В.А. обращался в МРО УФМС России по РС (Я) по факту продления сроков пребывания, оформления документов для получения разрешения на временное проживание, вида на жительство, оформления разрешения на трудовую деятельность.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что по истечении указанного срока Никшан В.А. пребывает на территории РФ с нарушением вышеприведенных норм законодательства, т.е. является лицом, незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
Однако при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ за счет средств федерального бюджета судом не было учтено то обстоятельство, что Никшан В.А. на момент совершения административного правонарушения состоял в фактических брачных отношениях с гражданкой РФ - Ч. Также на территории России проживают его родители Н.А., Н.М.
Так, Н.М., мать Никшан В.А., является нанимателем жилого помещения по договору социального найма от 18 октября 2007 года, проживает в Российской Федерации на основании вида на жительства N ... по адресу: ...
Н.А., отец Никшан В.А., является гражданином Российской Федерации, что подтверждается копией паспорта.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Никшан В.А. на уважение семейной жизни.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Следовательно, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
В соответствии с пунктом 2 части 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Таким образом, учитывая, что у Никшан В.А. на территории Российской Федерации проживают родители, а также он состоит в фактических брачных отношениях с гражданкой РФ ? Ч., суд считает возможным изменить административное наказание, назначенное Никшан В.А. в пределах санкции ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая его подвергнутым административному штрафу в размере 2 000 руб. без административного выдворения за пределы РФ.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Постановление Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28 декабря 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина ... , Никшан В.А., _______ года рождения, уроженца ... , без определенного места жительства, изменить в части применения наказания по делу об административном правонарушении в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Считать Никшан В.А. подвергнутым административному штрафу в размере 2 000 рублей, без административного выдворения за пределы РФ.
Освободить Никшан В.А. из специального учреждения временного содержания иностранных граждан УФМС России по РС (Я) немедленно.
Судья
Верховного суда РС (Я): М.Н. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.