Решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 января 2016 г.
(Извлечение)
Судья Верховного суда Республики Саха (Якутия) Оконешникова М.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу представителя должностного лица - ... Открытого акционерного общества " ********" Протодъяконова А.П. - на решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 2015 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ... Открытого акционерного общества " ********" Протодъяконова А.П.,
установил:
постановлением ... Государственной инспекции труда в Республике Саха (Якутия) (далее - ГИТ в РС (Я) от 9 октября 2015 года генеральный директор Открытого акционерного общества " ********" (далее - ОАО " ********") Протодъяконов А.П. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.
Решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 2015 года данное постановление отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
Не согласившись с возвращением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение, представитель должностного лица, привлеченного к административной ответственности, подал жалобу, в которой ставится вопрос об отмене решения судьи в этой части и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Протодъяконова А.П. состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела, ознакомившись с жалобой, заслушав объяснения представителя лица, привлеченного к административной ответственности, и должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к выводу, что оснований для отмены решения судьи не имеется.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.11, 29.10 КоАП РФ производимая судьей оценка доказательств должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ событие правонарушения и все обстоятельства, установленные в отношении лица, привлекаемого к административной ответственности, должны быть подробно описаны не только в постановлении о назначении административного наказания, но и в протоколе об административном правонарушении. Эти требования относятся не только к форме, но и к содержанию названных документов, поскольку позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав привлекаемого к ответственности лица, виновность которого должна быть установлена в силу положений, предусмотренных статьей 26.1 КоАП РФ.
Частью 1 ст.5.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В ст. 2.4 КоАП РФ закреплено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Постановлением ... ГИТ в РС (Я) от 9 октября 2015 года генеральный директор ОАО " ********" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.5.27 КоАП РФ, в связи с нарушением Обществом требований ст.22 Трудового кодекса РФ и п.5 ст.15 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В протоколе об административном правонарушении и в постановлении указано, что ОАО " ********" в нарушение прав работников на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию не исполняется обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов, задолженность по состоянию на 1 сентября 2015 года составляет ... руб. Однако, данная сумма не соответствует сведениям, представленным Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Якутске.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении не были установлены обстоятельства совершенного должностным лицом деяния.
В силу абзаца 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
В данном случае, допущенное несоответствие в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу сведений о сумме задолженности юридического лица по страховым взносам фактическим обстоятельствам является существенным недостатком.
Принимая во внимание вышеизложенное обстоятельство, а также вышеприведенные нормы закона, прихожу к выводу, что указанное нарушение требований КоАП РФ не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем решение судьи об отмене постановления и возвращении дела об административном правонарушении на новое рассмотрение является обоснованным.
Доводам жалобы о необходимости прекращения производства по делу в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения может быть дана оценка при новом рассмотрении дела.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 2015 года по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ... Открытого акционерного общества " ********" Протодъяконова А.П. оставить без изменения, жалобу представителя - без удовлетворения.
Судья Верховного суда
Республики Саха (Якутия) М.М.Оконешникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.