Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи - Сарбашева В.Б.,
судей - Кокшаровой Е.А., Имансакиповой А.О.,
при секретаре - Слабодчиковой А.И.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ФИО13 ФИО1 ФИО3 на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от "дата", которым
отказано в удовлетворении искового требования ФИО2 к администрации "адрес" о признании незаконным и отмене распоряжения администрации "адрес" от "дата" Nр, восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в списке граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Заслушав доклад судьи Кокшаровой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с иском к Администрации "адрес" об обжаловании ненормативного правового акта и восстановлении на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, указывая, что с 1998 года истец состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как выехавший из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. "дата" на основании распоряжения истец снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с получением земельного участка по адресу: "адрес", "адрес" членом семьи истца ФИО8 Истец полагает, что распоряжение вынесено с нарушением требований ЖК РФ, содержит недостоверные сведения и подлежит отмене, поскольку перечисленные в распоряжении факты не соотносятся с перечисленными в п. 21 Положения основаниями для снятия с учета и не могут служить основанием для снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении. Предоставление земельного участка в 1997 году истцу и члену его семьи не может рассматриваться как основание для снятия с указанного учета, так как действовавшее на тот момент жилищное законодательство не предусматривало такого основания. Распоряжение не содержит сведений о "не соответствующих действительности сведений" либо "изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся". В данном случае такие основания фактически отсутствуют, следовательно, не могут быть применены для снятия с учета. Более того, рассматриваемые отношения регулируются специальной нормой права - Федеральным законом N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", который не содержит таких оснований для лишения права на получение жилищной субсидии, какие указаны в оспариваемом распоряжении. На основании изложенного истец просит признать распоряжение от "дата" незаконным и отменить его, восстановить истца на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, в списке граждан выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Протокольным определением суда от "дата" к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ФИО7, ФИО8, ФИО8, ФИО9
Суд вынес вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ФИО2 ФИО4 П.А., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, что введение изменений в жилищное законодательство Российской Федерации не предполагает возможность снятия с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, постановленных на такой учет до "дата", по причине изменения после указанной даты в законодательном порядке оснований постановки на такой учет. Предоставление истцу и члену его семьи земельного участка для строительства индивидуального жилого дома не может являться основанием для снятия истца с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении. Ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено в материалы дела доказательств о наличии у истца жилых помещений, отвечающих установленным санитарным, техническим правилам и нормам, признанных жилыми, в установленном законом порядке. Указывает, что техническое заключение о несоответствии техническим нормам, находящегося на предоставленном истцу земельном участке жилого помещения, не было оспорено в установленном порядке. Поскольку предоставление жилищной субсидии гражданам гарантировано государством и обусловлено определенным стажем работы в районах Крайнего Севера или проживанием в этих районах, то приобретение жилья за счет собственных средств лицом, постановленным в установленном законом порядке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не является основанием для снятия его с учета.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФИО2 ФИО4 П.С., а также ФИО7, поддержавших доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от "дата" N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее "дата", имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства РФ от "дата" N 879, которым утверждено Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 20 Положения, в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен п. 21 Положения. К данным основаниям, в частности, относятся: приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам (п. "д"); изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета (п. "и").
Таким образом, отсутствие жилых помещений на территории РФ за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость являются одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии.
По смыслу приведенных норм права граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Как установилсуд, и подтверждается материалами дела, ФИО2 с составом семьи 5 человек состоял в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с "дата".
Распоряжением Администрации "адрес" от "дата" N-р ФИО2 снят с данного учета в соответствии с требованиями п.21 "в", "и" Постановления Правительства Российской Федерации от "дата" N. Основанием для такого решения послужило выяснение ответчиком обстоятельства о наличии у истца жилого дома, возведенного на земельном участке, предоставленным истцу администрацией "адрес" по адресу: "адрес", пер. "адрес", под строительство индивидуального жилого дома, а также предоставлением администрацией "адрес" члену семьи ФИО2- ФИО8 земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес".
Факт предоставления ФИО2 и члену его семьи - ФИО8 указанных земельных участков, подтверждается постановлением Администрации "адрес" от "дата" N, постановлением Администрации "адрес" от "дата" N и договорами аренды указанных земельных участков.
Разрешая исковые требования ФИО2 об обязании администрации "адрес" восстановить его на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидий, суд первой инстанции, установив обстоятельства, имеющие значение для дела, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам и возражениям сторон, правильно применив нормы материально права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения данных требований.
При этом суд обоснованно исходил из того, что распоряжение Администрации "адрес" от "дата" N-р об исключении ФИО2 из списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей является законным и обоснованным, поскольку обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты, является отсутствие жилых помещений за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а ввиду наличия у истца жилого дома за пределами района Крайнего Севера на земельном участке, предоставленном администрацией "адрес", с учетом площади данного объекта и отсутствия данных о его непригодности для проживания, исключение ФИО2 из списка граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилья, является правомерным.
Выводы суда не вызывают сомнения у судебной коллегии, поскольку подробно мотивированы в решении, полностью соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Оценив в совокупности вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при наличии у истца жилого дома на земельном участке, предоставленном администрацией "адрес" его семья не нуждалась в приобретении жилья за пределами районов Крайнего Севера с использованием социальной выплаты, однако продолжала состоять на учете нуждающихся, не ставя в известность администрацию "адрес" о несоблюдении условий для признания нуждающимися в переселении, в связи с чем, оснований для возложения на ответчика обязанности восстановить истца на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, не имеется.
Доводы жалобы о том, что поскольку ФЗ N "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Постановление Правительства Российской Федерации N, такого основания для снятия гражданина с учета, как предоставление земельного участка, не содержат, то применение к спорным правоотношения положений ЖК РФ не допустимо, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку истец был снят с учета в связи с выявлением в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений, наличием жилого дома за пределами районов Крайнего Севера, так как одним из обязательных условий возникновения права на получение жилищной субсидии является отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей.
Доказательств того, что жилой дом, находящийся по адресу: "адрес" "адрес", признан непригодным для проживания в установленном законом порядке, истцом не представлено.
Довод жалобы о том, что техническое заключение о несоответствии жилого дома техническим нормам, выполненное ОАО "Горно-Алтайкоммунопроект" ответчиком не оспорено, в связи с чем является допустимым доказательством о непригодности жилого помещения, правовых последствий для разрешения дела не имеет, поскольку в силу закона жилой дом должен быть признан непригодным для проживания уполномоченным органом - межведомственной комиссией.
Прочие доводы апеллянта были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, сомневаться в которой оснований не имеется.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда законным, постановленным в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь положениями ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО13 ФИО1 ФИО3 - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.Б. Сарбашев
Судьи
А.О. Имансакипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.