Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Карабельского А.А.
и судей Михеева С.Н., Пичуева В.В.
при секретаре Федоровой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 16 декабря 2015 года дело по заявлению министра социальной защиты населения Забайкальского края Рева Георгия Васильевича о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя, отмене предупреждения,
по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю Бродеску Р.И., действующего на основании доверенности,
на решение Центрального районного суда г. Читы от 13 августа 2015 года, которым постановлено: заявленные требования Министра социальной защиты населения Забайкальского края Рева Георгия Васильевича удовлетворить.
Признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю Бродеску Руслана Ивановича о вынесении в адрес руководителя министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края предупреждения об уголовной ответственности, предусмотренной "данные изъяты" в рамках исполнительного производства N 1141/15/75031-ИП. Предупреждение отменить.
Заслушав доклад судьи Карабельского А.А., судебная коллегия
установила:
министр социальной защиты населения Забайкальского края Рева Г.В. обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующее. Решением Центрального районного суда г. Читы от 4 апреля 2012 года на министерство финансов Забайкальского края, правительство Забайкальского края возложена обязанность в срок до 31 декабря 2015 года обеспечить детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями. До настоящего времени решение не исполнено. 21 июля 2015 года судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю ему, как руководителю министерства социальной защиты населения Забайкальского края, объявлено предупреждение о привлечении к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 Уголовного кодекса РФ за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда. В рамках исполнительного производства должником выступают юридические лица - министерство финансов Забайкальского края и правительство Забайкальского края, а не министерство социальной защиты населения Забайкальского края, что исключает возможность совершения судебным приставом-исполнителем указанного действия в виде направления предупреждения руководителю министерства социальной защиты населения Забайкальского края. Кроме того, отмечает, что постановление о возбуждении исполнительного производства в адрес министерства не направлялись. Просил признать незаконным действие судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю о вынесении предупреждения об уголовной ответственности, предусмотренной "данные изъяты" в рамках исполнительного производства N1141/15/75031-ИП, указанное предупреждение отменить.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю Бродеску Р.И., действующий на основании доверенности, выражает несогласие с решением суда. Ссылаясь на положения п. 2 ст. 1 главы 1 Закона Забайкальского края "О Правительстве Забайкальского края" от 5 октября 2009 года, постановления правительства Забайкальского края от 14 января 2015 года N 1 "О некоторых вопросах в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" считает, что действия судебного пристава-исполнителя законным, поскольку на министерство социальной защиты населения Забайкальского края, входящее в состав коллегиального органа правительства Забайкальского края, возложена обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, и вынесению распоряжения о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан. Просит решение суда первой инстанции отменить, привлечь к участию в деле в качестве третьего лица Прокуратуру Забайкальского края.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, указанные в пункте 1 статьи 64 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Данный перечень не является исчерпывающим и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов (подпункт 17 пункта 1 статьи 64 ФЗ "Об исполнительном производстве").
В соответствии с частью 18 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, когда исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной статьей 315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.
По смыслу приведенной нормы судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает об уголовной ответственности должностное лицо, которое непосредственно исполняет требования, содержащиеся в исполнительном документе.
Как установлено судом, вступившим в законную силу 13 июня 2012 года решением Центрального районного суда г. Читы по гражданскому делу по иску прокурора к министерству финансов и правительству Забайкальского края о признании бездействия незаконным, понуждении произвести действия на ответчиков возложена обязанность предоставить жилые помещения детям-сиротам, нуждающимся в предоставлении жилья.
01 августа 2012 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство N 1141/15/75031-ИП, должниками признаны министерство финансов и правительство Забайкальского края.
Несмотря на то, что в структуру правительства Забайкальского края входит и министр социальной защиты населения края, однако непосредственно на указанный орган судом не возложена обязанность исполнить приведенное выше решение суда. Непосредственным должником по указанному исполнительному производству ведомство не является, исполнительное производство в отношении данного органа власти не возбуждалось. В отношении минсоцзащиты Забайкальского края, обладающего правами юридического лица, исполнительное производство не возбуждалось, соответственно, постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении названого ведомства не направлялось.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности действий должностного лица службы судебных приставов-исполнителей направившего оспариваемое предупреждение без законных на то оснований и о нарушении прав и законных интересов руководителя министерства социальной защиты населения Забайкальского края.
В связи с вступлением в силу с 1 января 2013 года Федерального закона РФ от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" статья 8 ФЗ от 21.12.1996 г. изложена в иной редакции - порядок обеспечения жилья указанной категории изменен.
С 1 апреля 2015 года министерство социальной защиты населения Забайкальского края является уполномоченным органом в сфере предоставления и обеспечения дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края (Постановление правительства Забайкальского края от 22.01.2013 N 22).
Таким образом, в настоящее время федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Забайкальского края, то есть в силу закона, а не решением Центрального районного суда г. Читы от 04 апреля 2012 года, на министерство социальной защиты возложена обязанность по формированию списка указанной категории детей, нуждающихся в предоставлении жилья.
Из чего следует, что довод апелляционной жалобы судебного пристава-исполнителя о законной возможности направления предупреждения об уголовной ответственности руководителю ведомства непосредственно не являющегося стороной исполнительного производства, но входящего в состав коллегиального органа - должника, подлежит отклонению как необоснованный.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 13 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий А.А. Карабельский
Судьи С.Н. Михеев
В.В. Пичуев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.