Заместитель председателя Забайкальского краевого суда Шишкина Н.П., рассмотрев жалобу защитника комитета образования администрации городского округа "Город Чита" Лукьяновой Н.А. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 5 мая 2015 года и решение судьи Центрального районного суда города Читы от 30 июля 2015 года, вынесенные в отношении комитета образования администрации городского округа "Город Чита" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю N 466 от 5 мая 2015 года (л.д. 19-21), оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Читы от 30 июля 2015 года (л.д. 183-185), комитет образования администрации городского округа "Город Чита" (далее - комитет) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, защитник комитета Лукьянова Н.А. просит состоявшиеся акты отменить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Как следует из дела, в ходе административного расследования, проведённого Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю, установлено, что по состоянию на 1 сентября 2014 года комитетом не было обеспечено соблюдение нормативов площадей групповых (игровых) комнат, предусмотренных санитарно-эпидемиологическими требованиями, в ряде групп детей раннего и дошкольного возрастов в подведомственном комитету муниципальном бюджетном образовательном учреждении "Центр развития ребёнка - детский сад N 3".
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения комитета к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
С такими выводами согласиться нельзя.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в том числе, следующие обстоятельства: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Приведённые нормы были учтены должностным лицом и судьёй районного суда не в полной мере.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (статья 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации).
Согласно части 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 7 февраля 2011 года N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Нарушение комитетом установленных санитарно-эпидемиологических требований было обусловлено исполнением статьи 43 (часть 2) Конституции Российской Федерации, закрепляющей общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, нормативных правовых актов, гарантирующих права отдельных категорий граждан на получение мест в дошкольных образовательных организациях во внеочередном и первоочередном порядке, судебных решений, обязывающих администрацию городского округа "Город Чита" предоставить места в дошкольных образовательных организациях значительному числу льготных категорий граждан, и связано с недостаточностью средств бюджетного финансирования на обеспечение такими местами всех лиц, которые имеют на них право.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии в действиях комитета вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе вины лица в совершении административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах оспариваемые постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю от 5 мая 2015 года и решение судьи Центрального районного суда города Читы от 30 июля 2015 года, вынесенные в отношении комитета, подлежат отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях комитета состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 КоАП РФ,
постановил:
жалобу защитника комитета образования администрации городского округа "Город Чита" Лукьяновой Н.А. удовлетворить.
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Забайкальскому краю N 466 от 5 мая 2015 года и решение судьи Центрального районного суда города Читы от 30 июля 2015 года, вынесенные в отношении комитета образования администрации городского округа "Город Чита" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя
Забайкальского краевого суда Н.П. Шишкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.