Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Д.В. Залялтдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ж.В. Геращенко к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Ж.В. Геращенко является собственником торгово-гостиничного комплекса, назначение: нежилое здание, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ...
Кадастровая стоимость данного нежилого здания определена по состоянию на 1 января 2014 года, распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан" и составляет "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейка.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, Ж.В. Геращенко обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила установить кадастровую стоимость этого объекта недвижимости в размере "данные изъяты" рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года.
В судебном заседании представитель Ж.В. Геращенко - А.А. Романов, действующий в соответствии с предоставленными ему доверенностью от "дата" полномочиями заявленные требования уточнил, просил установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей. Представитель административного истца И.А. Зиганшин поддержал указанные требования.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан В.В. Морозов, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Л.Т. Гибадуллина заявленным требованиям возражали.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.
В силу положений статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законом Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 82-ЗРТ "Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Республики Татарстан порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 1 января 2015 года.
Решением Казанской городской Думы от 20 ноября 2014 года N 3-38 установлен налог на имущество физических лиц на территории муниципального образования города Казани, налоговая база определена исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов административным истцом суду представлен отчет ... от "дата" об определении рыночной стоимости торгово-гостиничного комплекса, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, расположенного по адресу: "адрес", составленный индивидуальным предпринимателем С.В. "данные изъяты" по инициативе Ж.В. Геращенко, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на 1 января 2014 года составила "данные изъяты" рублей.
Названный отчет об оценке рыночной стоимости нежилого помещения получил положительное экспертное заключение ... от "дата" эксперта Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"".
Для определения достоверности и правильности оценки рыночной стоимости объекта недвижимости, соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности судом по делу проведена экспертиза.
Согласно заключению ... от "дата" эксперта Федерального бюджетного учреждения " "данные изъяты" центр судебной экспертизы" отчет ... от "дата" об оценке рыночной стоимости нежилого помещения, составленный индивидуальным предпринимателем С.В. "данные изъяты", не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Вместе с тем, отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт определилрыночную стоимость спорного нежилого здания, которая по состоянию на 1 января 2014 года согласно заключению составила "данные изъяты" рублей.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В пункте 19 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" Верховным Судом Российской Федерации разъяснено, что обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Согласно части 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать описание и результаты исследований с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы по поставленным перед экспертом вопросам и обоснование этих выводов.
Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частями 1 и 3 данной статьи суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1).
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).
По мнению суда, данное заключение эксперта соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования оцениваемого объекта недвижимости, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат явных математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными.
Представитель административного истца согласился с правильностью выводов эксперта о размере рыночной стоимости принадлежащего Ж.В. Геращенко нежилого здания с кадастровым номером ...
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан представил возражения, в которых указал, что экспертом при определении рыночной стоимости объекта недвижимости нарушены Федеральные стандарты оценки N1, N3 и N7, а именно, в качестве объектов-аналогов экспертом отобраны объекты недвижимости несопоставимые с объектом оценки по виду разрешенного использования; кроме того, экспертом необоснованно и произвольно включен НДС в стоимость объектов-аналогов, тогда как в объявлениях о продаже объектов-аналогов, используемых экспертом для расчета стоимости сравнительным подходом, усматривается, что текст объявления не содержит информации о наличии НДС в стоимости продаваемых объектов.
Также представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан указал, что в заключении отсутствуют ссылки на источники информации, используемые при проведении экспертизы, не имеется суждений эксперта о возможных границах интервала, в котором может находиться стоимость оцениваемого объекта недвижимости.
Приводя доводы о необоснованности выводов эксперта в связи с применением величины поправки на торг, рассчитанной по методу, описанному в издании Лейфера Л.А., представитель административного ответчика указывает, что данное исследование было проведено в 2012 году, а рыночная стоимость экспертом определяется по состоянию на 1 января 2014 года. Представитель государственного органа предполагает, что сегмент рынка, к которому относится оцениваемый объект, в период с 2012 года по 2014 год, мог измениться. При этом, каких либо доказательств данному обстоятельству не приводит.
Также представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан не согласился с выводами эксперта о применении величины поправки на размер спорного объекта недвижимости, рассчитанной по методу, описанному в издании Л.И. Найденова. Представитель административного ответчика указывает, что данное исследование было проведено в 2009 году, а рыночная стоимость экспертом определяется по состоянию на 1 января 2014 года. Представитель административного ответчика считает, что сегмент рынка, к которому относится оцениваемый объект, в период с 2012 года по 2014 год, также мог измениться. При этом, каких либо доказательств данному обстоятельству не приводит.
Кроме того, представитель административного ответчика указал, что эксперт при составлении экспертного заключения использовал Федеральные стандарты оценки от 20 июля 2007 года, признанные утратившими силу приказом Министерства экономического развития Российской Федерации N 467 от 10 июля 2015 года.
Доводы представителя Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан суд находит несостоятельными, так как его утверждение о нарушении методологических основ проведения экспертизы основаны на неправильном их толковании.
Ссылка о занижении судебным экспертом итоговой стоимости объекта оценки из-за неправильного отбора объектов-аналогов не может быть принята судом во внимание при вынесении решения, поскольку приведенные выше представителем административного ответчика недочеты, по его мнению, имеющиеся в заключении эксперта, оцениваются в отрыве от контекста.
Так экспертом был осуществлен сбор и анализ информации, основанной на ценах предложения, ценах спроса, а также ценах осуществленных сделок купли-продажи на аналогичные объекты. При этом в ходе анализа были применены такие источники информации как газета "Из рук в руки" Казань коммерческая недвижимость N 31 (31) от 3 декабря 2013 года, газета "Из рук в руки" Казань N 152 (2175) от 27 декабря 2013 года (pronto-media.ru), газета "Из рук в руки" Казань N 140 (2163) от 29 ноября 2013 года (pronto-media.ru), газета "Из рук в руки" Казань N 125 (2148) от 25 октября 2013 года (pronto-media.ru).Был проведен мониторинг цен на земельные участки коммерческого назначения за IV квартал 2013 года для определения диапазонов значений ценообразующих факторов.
Экспертом определены основные факторы, оказывающие существенное влияние на стоимость аналогичных объектов: местоположение объекта, качество и количество предложения.
В своем исследовании эксперт опирался на те выборки информации, которые исключили бы по возможности как можно больше факторов и различий, влияющих на стоимость объекта-аналога относительно оцениваемого, т.е. использовались существующие на момент производства данного заключения сведения по соответствующему сегменту рынка коммерческой недвижимости в г. Казани и близлежащих районах.
Экспертом был выбран сегмент торгово-офисной коммерческой недвижимости, связанный с продажей таких объектов в собственность не государственно-административными органами, а частными владельцами - юридическими или физическими лицами.
Доводы об отсутствии ссылок на источники информации, используемые в заключении, прямо противоречат содержанию заключения.
Вместе с тем, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере административными ответчиками не представлено. Ходатайство о проведении повторной экспертизы заявлено не было.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суду на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ, надлежит принять решение об определении кадастровой стоимости названного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной заключением ... от "дата" эксперта Федерального бюджетного учреждения " "данные изъяты" центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации.
Частью 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ установлено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Учитывая, что Ж.В. Геращенко обратилась в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости принадлежащего ей объекта недвижимости 1 сентября 2015 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Ж.В. Геращенко к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость объекта недвижимости: торгово-гостиничного комплекса, назначение: нежилое здание, общей площадью "данные изъяты" квадратный метр, расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ... , равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года в размере "данные изъяты" рублей.
Указанные сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором Ж.В. Геращенко подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2015 года.
Датой подачи заявления считать 1 сентября 2015 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.