Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре Залялтдиновой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью " административный истец к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью " административный истец" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания общей площадью ... квадратных метра с кадастровым номером ... расположенного по адресу: "адрес"
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности здания определена в размере ... рублей 31 копейка, что нарушает его права как собственника объекта недвижимости. В связи с установлением рыночной стоимости здания в сумме ... рублей просил об определении его кадастровой стоимости в указанном размере.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью " административный истец" представитель 1 требование об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, поддержала, уточнив величину его рыночной стоимости - ... рублей.
Представитель Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан и Кабинета Министров Республики Татарстан представитель 2 представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представитель 3. с заявленным требованием не согласились, пояснив, что оспариваемой кадастровой стоимостью не нарушены права административного истца.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направило, о причинах неявки представителей суду не сообщило.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 2 статьи 372, пункт 2 статьи 378.2 Кодекса).
Частью 1 статьи 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Республики Татарстан от 25 сентября 2015 года N 62-ЗРТ) установлено, что налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2 000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке.
В силу части 2 этой же статьи перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 27 ноября 2014 года N 2611-р утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год.
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ... утверждена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан".
Как следует из кадастрового паспорта здания (т. 1, л.д. 198) и свидетельства о государственной регистрации права (т. 1, л.д. 18), нежилое трехэтажное здание общей площадью ... квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: "адрес", принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью " административный истец".
Из содержания кадастрового паспорта и кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости (т. 1, л.д. 21) видно, что его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2014 года составляет ... рублей 31 копейка.
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости, административный истец обратился в оценочную организацию для установления рыночной стоимости данного объекта недвижимости. Суду представлен отчет от 2 апреля 2015 года ... по определению рыночной стоимости здания, назначение: нежилое, 3 - этажное (подземных этажей - 1), общей площадью ... квадратных метра, инв. N 1293, лит. А1, а, расположенное по адресу: "адрес" Отчет составлен обществом с ограниченной ответственностью " название" по инициативе общества с ограниченной ответственностью " административный истец". Согласно отчету рыночная стоимость здания по состоянию на 1 января 2014 года без учета налога на добавленную стоимость составила ... рублей (т. 1, л.д. 22-166).
В отношении отчета экспертом саморегулируемой организации оценщиков - Общероссийской общественной организации " общество" проведена экспертиза на подтверждение стоимости, по результатам которой составлено положительное экспертное заключение от 26 мая 2015 года ... Казань (т. 1, л.д. 167-185).
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан представлены возражения относительно достоверности и правильности определения рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, указано на нарушение при подготовке отчета федеральных стандартов оценки (т. 1, л.д. 200-204). По ходатайству его представителя судом назначена экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения в нем рыночной стоимости объекта недвижимости и установления ее действительной величины, проведение экспертизы поручено эксперту представитель 4 общества с ограниченной ответственностью " название 2".
Как следует из заключения эксперта от 22 декабря 2015 года ... (т. 2, л.д. 2-49), представленный административным истцом отчет не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, однако величина рыночной стоимости объекта недвижимости в указанном отчете определена правильно.
В то же время, отвечая на поставленные судом вопросы, эксперт уточнил рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, которая, по его расчетам, составила без учета налога на добавленную стоимость ... рублей по состоянию на 1 января 2014 года.
Представитель общества с ограниченной ответственностью " административный истец" представитель 1 согласилась с выводами эксперта о размере рыночной стоимости объекта недвижимости, в отношении которого установлена оспариваемая кадастровая стоимость, уточнила свои требования в соответствии с экспертным заключением.
При разрешении данного спора суд исходит из того, что в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. Таким образом, обращение в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости предполагает наличие нарушенного права либо законного интереса заинтересованного лица на момент такого обращения.
Вместе с тем, исходя из вышеприведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации и Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций", налоговая база как кадастровая стоимость исчисляется лишь в отношении торговых центров (комплексов) и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек. При этом общая площадь таких объектов должна составлять свыше 3 000 квадратных метров (в редакции, действовавшей на момент обращения административного истца с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости) или свыше 2 000 квадратных метров (в редакции, действующей на момент вынесения решения суда).
Перечень таких объектов определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (статья 1.1. Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций").
Как видно из материалов дела, спорный объект недвижимости таким признакам не отвечает, поскольку его площадь ... квадратных метра не превышает установленной законом величины. В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, здание с кадастровым номером ... не включено. Следовательно, установленная в отношении данного объекта кадастровая стоимость не используется в целях определения налоговой базы по налогу на имущество организаций.
При таких обстоятельствах у общества с ограниченной ответственностью "Бина" отсутствует нарушенное субъективное право или законный интерес, подлежащий судебной защите, в связи с чем оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Доводы представителя административного истца о планируемой собственником реализации имущества и возможном увеличении суммы налога на добавленную стоимость не могут быть приняты в качестве обоснования нарушения его прав, поскольку установленная в отношении объектов недвижимости кадастровая стоимость применяется лишь определенных законом целях, прав собственника на распоряжение своим имуществом и отчуждение его по рыночной стоимости не затрагивает, в связи с этим на объем его налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость не влияет.
Согласно статье 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев освобождения от возмещения издержек или уменьшения их размера (статья 107, часть 3 статьи 109 Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К таким издержкам, в частности, отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам (пункт 1 статьи 106 Кодекса).
В абзаце первом пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указано на отсутствие каких-либо особенностей распределения судебных расходов по данной категории дел и необходимость разрешения этого вопроса по правилам главы 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 29 сентября 2015 года по делу назначена судебная экспертиза, сумма, подлежащая выплате эксперту за проведение экспертизы, в размере ... рублей внесена Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на счет для временного распоряжения денежными средствами Верховного Суда Республики Татарстан. Определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 11 января 2016 года предписано перечислить указанную сумму на счет общества с ограниченной ответственностью " название 2".
На основании вышеприведенных норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует взыскать с общества с ограниченной ответственностью " административный истец" в пользу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан судебные расходы по оплате работы и иных расходов, связанных с производством экспертизы, в размере ... рублей.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью " административный истец" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости - нежилого здания общей площадью ... квадратных метра с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: "адрес" установленной по состоянию на 1 января 2014 года, отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью " административный истец" в пользу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан судебные расходы в счет оплаты работы и иных расходов, связанных с производством экспертизы, в размере ... рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 27 января 2016 года.
Судья Сафина М.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.