Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре Д.В. Залялтдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью " СМ" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (здания модульного типа),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) " СМ" является собственником здания модульного типа, 1-этажное, общей площадью "данные изъяты" квадратных метров, инв. ... , лит. А, объект ... , расположенного по адресу: "адрес", имеющего кадастровый номер ...
Кадастровая стоимость данного нежилого здания определена по состоянию на 1 января 2014 года, распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости жилого и нежилого назначения (за исключением земельных участков), расположенных на территории Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года N 2572-р и составляет "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копеек.
Не согласившись с такой кадастровой стоимостью, ООО " СМ" обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость этого объекта недвижимости в размере "данные изъяты" рублей, равном его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2014 года, указав, что установленная кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости является завышенной, не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права как налогоплательщика.
В судебном заседании представитель ООО " СМ" К.И. Водянова, действующая в соответствии с предоставленными ей доверенностью от "дата" полномочиями заявленные административные исковые требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей.
Представители Кабинета Министров Республики Татарстан и Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан В.В. Морозов, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" Л.И. Гибадуллина требованиям возражали.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани надлежащим образом и своевременно уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание их представители не явились сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статей 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с главой 30 Кодекса (пункт 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество российских организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектами налогообложения.
При этом законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости данных объектов недвижимого имущества (абзац второй пункта 1 статьи 372, пункт 2 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1.1 Закона Республики Татарстан от 28 ноября 2003 года N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона Республики Татарстан от 30 октября 2014 года N 81-ЗРТ "О внесении изменений в Закон Республики Татарстан "О налоге на имущество организаций") налоговая база в отношении торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 3 000 квадратных метров и помещений в них, расположенных на территориях населенных пунктов с численностью населения более 145 тысяч человек, определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная в установленном порядке (часть 1).
Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области имущественных отношений, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 2).
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан N 2611-р от 27 ноября 2014 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год. В данном Перечне объект недвижимости с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: "адрес" не значится.
При таких обстоятельствах внесение в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости не затрагивает и не нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций, поскольку кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости не используется в целях определения налоговой базы по этому налогу, имеет справочный характер.
При рассмотрении данного административного дела определением Верховного Суда Республики Татарстан от 9 сентября 2015 года была назначена судебная экспертиза, оплата расходов по ее производству возложена за счет средств федерального бюджета.
Расходы Федерального бюджетного учреждения " "данные изъяты" центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации по производству экспертизы в сумме "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек оплачены не были.
В силу статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
Частью 3 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами.
На основании части второй статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью " СМ" отказано, в соответствии с указанными правовыми нормами административного процессуального законодательства с данного лица в пользу Федерального бюджетного учреждения " "данные изъяты" центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации надлежит взыскать в счет оплаты работы и иных расходов, связанных с производством экспертизы "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью " СМ" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости (здания модульного типа) отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью " СМ" в пользу Федерального бюджетного учреждения " "данные изъяты" центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации в счет оплаты работы и иных расходов, связанных с производством экспертизы "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.