Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
судей Гиниатуллиной Ф.И. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Х.И.Х. на решение Вахитовского районного суда г.Казани от 26 октября 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Х.И.Х., Х.Р.М. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан о выделении жилищного сертификата.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Х.И.Х. в поддержку апелляционной жалобы, представителя Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ - М.Ф.М. относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Х.И.Х., P.M. обратились в суд с иском к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее по тексту Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РТ) о выделении жилищного сертификата. В обоснование иска указано, что после 26 лет службы в рядах вооруженных сил в 1991 году истец был уволен в запас по выслуге лет, болезни, по возрасту. В 1990 году в г.Казани был поставлен на учет на получение жилья. После многократных обращений в 1996 году им выделили жилое помещение общей площадью 83,4 кв.м. вместо положенных 135 кв.м. из расчета 7 человек. В ордер не включили и не дали жилье двум членам семьи и дополнительную площадь Х. P.M., страдающей тяжелой формой хронического заболевания. 23 августа 1997 года истцов поставили на учет по улучшению жилищных условий в Арске. Истцом были предоставлены все документы для выдачи жилищного сертификата, однако сертификат ему предоставлен не был по причине отсутствия справки с последнего места службы. Истцы указывали, что в настоящее время они снимают дом в Арском районе РТ, в собственности недвижимого имущества не имеют. Просили обязать ответчика выделить жилищный сертификат из расчета не менее 60 кв.м. по рыночной стоимости одного квадратного метра.
В судебном заседании Х.И.Х. исковые требования поддержал.
Х. P.M. в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом.
Представитель Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ - М.Ф.М. иск не признала.
Суд первой инстанции принял решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Х.И.Х. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления, выражает несогласие с выводами суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В жалобе отмечается, что на сегодняшний день истец не имеет в собственности никакого жилья, в квартире в г.Казань он проживать не имеет возможности, в связи с чем ему с супругой приходится снимать жилье в Арском районе. Указывает, что суд при вынесении решения не принял во внимание то, что его супруга является инвалидом и имеет право на предоставление жилья.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В силу п.14 ст.15 Федерального закона N76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе, путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
В силу п.2 и п.4 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.п.3,4 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В силу п.8 ст.15 Федерального закона N76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, военных кафедр при государственных образовательных организациях высшего образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров. ( в редакции до 01 января 2014 года).
Согласно Федеральному закону от 08 декабря 2010 года N342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", распространяются на следующие обеспечиваемые жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета категории граждан независимо от даты их увольнения со службы, которые до 1 января 2005 года в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, обязательным условием реализации права на обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более является постановка на учет нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления.
Согласно ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Из материалов дела следует, что 12 января 1996 года Х.И.Х. как гражданину, уволенному с военной службы в запас, на состав семьи из пяти человек была предоставлена четырехкомнатная квартира, расположенная по адресу: "адрес" площадью 86.57 кв.м.
Постановлением администрации Арского района Республики Татарстан N620 от 29 августа 1999 года Х.И.Х. в составе семьи из трех человек включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по Арскому району.
Х. P.M. в соответствии с перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденным Постановлением Правительства РФ ... от 21 декабря 2004 года, имеет право на дополнительную жилую площадь, в связи с чем вместе с Х.И.Х. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту своего жительства в администрации Советского района г.Казани с 06 марта 2002 года.
Постановлением Исполнительного комитета "адрес" ... от "дата" Х.И.Х. с составом семьи из трех человек снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решением Арского районного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2011 года Х.И.Х. отказано в удовлетворении исковых требований к Исполнительному комитету Арского муниципального района и Исполнительному комитету муниципального образования г.Арск о признании незаконным бездействия по непринятию мер по улучшению жилищных условий, возложении обязанности обеспечить его семью жилым помещением, восстановить на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение вступило в законную силу.
Данным решением установлено, что Х.И.Х., как гражданин, уволенный с военной службы в запас, ранее реализовал свое право на получение жилья по указанной программе, получив квартиру в г.Казани, а потому не вправе претендовать на повторное получение жилья по указанному основанию.
Х.И.Х. был уволен с военной службы в запас в звании майора, т.е. не относится к категории граждан-военнослужащих, имеющих право на дополнительную площадь.
С 2002 года Х.И.Х. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи своей супруги.
Принимая решение об отказе в иске, суд исходил из того, что Х.И.Х. в установленном порядке на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоит. Кроме того, Х.И.Х. свое право на улучшение жилищных условий в качестве военнослужащего уже реализовал, а в настоящее время он состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи своей супруги-инвалида.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07 июня 2006 года N275 в целях реализации статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан (далее Положение).
Функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья указанной категории граждан осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Судебная коллегия считает, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом судебного рассмотрения, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а направлены на переоценку доказательств по делу и основаны на неверном толковании норм материального права.
При указанных обстоятельствах, решение суда следует признать законным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда г.Казани от 26 октября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Х.И.Х. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.