Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сахиповой Г.А.,
судей Моисеевой Н.Н. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Шамсутдиновой Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам РТ на решение Муслюмовского районного суда Республики Татарстан от 05 ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Шаймурзина Ф.М. удовлетворить полностью:
Включить в специальный стаж Шаймурзина Ф.М. период его работы в качестве электрогазосварщика в "данные изъяты" с 13.08.1984г. по 02.03.1987г., всего 2 года 6 месяцев 18 дней.
Признать решение Управления Пенсионного фонда России по Мензелинскому и Муслюмовскому районам Республики Татарстан от 13.04.2015г. об отказе в назначении Шаймурзину Ф.М. страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Муслюмовскому и Мензелинскому районам Республики Татарстан назначить Шаймурзину Ф.М. досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда со дня обращения, т.е. с 31.03.2015года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения истца, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шаймурзин Ф.М. обратился в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда в Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам РТ (далее УПФР) о признании за ним права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
В обоснование иска указано, что он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда. Решением ответчика от 13 апреля 2015 года в удовлетворении его заявления было отказано ввиду отсутствия у него специального стажа в 12 лет 6 месяцев. С данным отказом истец не согласен, в связи с чем просил суд возложить на ответчика обязанность по включению в специальный стаж период его работы с 13 августа 1984 года по 01.03.1987 года в должности электрогазосварщика в "данные изъяты" и назначить ему пенсию со дня обращения.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом иск удовлетворен и вынесено решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене принятого судом решения по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе указывается на то, что в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения факт занятости Шаймурзина Ф.М. в спорный период времени в тяжелых условиях труда, предусмотренных Списком N 2, в связи с чем у суда не имелось оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец просил решение суда оставить без изменения, представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу пунктов 2 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;
В целях определения круга лиц, имеющих право на пенсию по рассматриваемому основанию, законодатель утвердил специальную норму в пункте 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Действовавшим в спорный период Списком N2 от 1956 года в разделе "Общие профессии" была названы должности "электросварщики и их подручные".
Последующим же Списком N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N10 в разделе "Общие профессии" поименованы должности "электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах" (код позиции 23200000-19905), а также "электросварщики ручной сварки" (код позиции 23200000-19906).
Из материалов дела следует, что 31 марта 2015 года Шаймурзин Ф.М. обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда.
Решением пенсионного органа N 27 от 13 апреля 2015 года в назначении пенсии истцу было отказано в связи с отсутствием стажа на соответствующих видах работ. В бесспорном порядке в данный стаж ответчиком зачтено 11 лет 5 дней. При этом период работы истца с 13.08.1984 года по 01.03.1987 года в должности ученика на электросварке и газорезке пропаном в "данные изъяты" в специальный стаж истца ответчиком зачтен не был.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что у истца имеется стаж работы в тяжелых условиях труда, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
При этом судом первой инстанции, со ссылкой на показания свидетелей и их записи в трудовых книжках, указано, что истец в указанный в исковом заявлении период с 13.08.1984 г. по 02.03.1987 года работал полный рабочий день электрогазосварщиком, учеником электросварщика он не являлся.
Судебная коллегия в полной мере с таким выводом суда первой инстанции не соглашается, поскольку он противоречит обстоятельствам дела и требованиям закона.
Так, согласно пункту 11 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. N516, период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в тех случаях, когда в статье 27 Федерального закона или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей.
Аналогичное положение содержится и в пункте 8 Постановления Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", согласно которому период начального профессионального обучения на рабочих местах включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в тех случаях, когда в Списках указаны производства и работы без перечисления профессий и должностей работников или предусмотрены работники (рабочие), выполняющие определенные работы без перечисления их профессий и должностей.
Время начального профессионального обучения на рабочих местах профессиям, которые прямо предусмотрены Списками, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включается.
Как видно из записей в трудовой книжке Шаймурзина Ф.М., 16.02.1981г. он был принят слесарем "данные изъяты", с 13.08.1984 года он проходил учебу на электрогазосварщика, 28.02.1987 года ему присвоена квалификация электрогазосварщика 4 разряда, уволен 23.07.1991г.
Также согласно архивной справке от 16 мая 2013 года, выданной Исполнительным комитетом Муслюмовского муниципального района РТ, в книгах приказов по личному составу "данные изъяты" имеются сведения о переводе Шаймурзина Ф.М. с 13.08.1984 года в качестве ученика на электросварку и газорезку. На основании приказа N 31 от 02.03.1987 года в связи с присвоением квалификации электрогазосварщика 4 разряда при учебе в УКХ N1 Госапромкома ТАССР Шаймурзину Ф. с 02.03.1987 года производилась оплата как электрогазосварщику 4 разряда.
Также из архивной справки от 16 мая 2013 года, выданной Исполнительным комитетом Муслюмовского муниципального района РТ видно, что в ведомостях начисления заработной платы за 1984, 1985, 1987, 1988, 1989 годы профессия Шаймурзина Ф.М. не указана, за 1986 год значится как сварщик.
Таким образом, проанализировав имеющиеся доказательства по делу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что с 01.01.1986 г. Шаймурзин Ф.М. работал в "данные изъяты" в качестве сварщика, что подтверждается, в частности, архивной справкой Исполнительного комитета Муслюмовского муниципального района РТ от 16 мая 2013 года, основанной на ведомостях по заработной плате ОАО "Муслюмовская Сельхозтехника".
При этом период работы истца с 02.03.1987 г. по 27.07.1991 г. в качестве электрогазосварщика ручной сварки в Муслюмовском РПО ПТО СХ добровольно включен пенсионным органом в специальный стаж истца.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о неправомерности отказа в досрочном назначении истцу трудовой пенсии, признав доказанным наличие у него льготного стажа работы, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии, включив в специальный стаж истца период работы с 13.08.1984 г. по 02.03.1987 года.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Исходя из представленных документов усматривается, что с 13.08.1984г. до 01.01.1986 года истец являлся учеником электрогазосварщика "данные изъяты". При этом, поскольку действовавшим в спорный период Списком N2 от 1956 года в разделе "Общие профессии" была названы должности "электросварщики и их подручные", поэтому время начального профессионального обучения на рабочих местах профессиям, которые прямо предусмотрены Списками, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включается.
Ссылаясь на свидетельские показания, судом указано, что фактически в спорный период истец учеником электросварщика не являлся, работал полный рабочий день электрогазосварщиком.
Однако, пунктом 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 258н (далее - Порядок), предусмотрено, что в соответствии с настоящим Порядком подтверждению, в том числе, подлежат периоды работы с тяжелыми условиями труда.
При этом из пункта 3 указанного Порядка следует, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут быть подтверждены свидетельскими показаниями. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что период работы истца с 13.08.1984 г. до 01.01.1986 г. в качестве ученика электрогазосварщика "данные изъяты" необоснованно включен судом в специальный стаж истца.
В этой связи судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что включение судом в специальный стаж истца периода его работы с 13.08.1984 г. до 01.01.1986 г., а также возложение на ответчика обязанности по назначению пенсии является необоснованным, поскольку требуемый законом специальный стаж для назначения пенсии Шаймурзиным Ф.М. не выработан.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить в части включения Шаймурзину Ф.М. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы с 13.08.1984 г. до 01.01.1986г. в "данные изъяты" и назначении пенсии, принять по делу новое решение об отказе в этой части в удовлетворении заявленных требований, поскольку наличие у истца специального стажа, необходимого для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости на льготных условиях, не нашло своего доказательственного подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, пунктами 2 и 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Муслюмовского районного суда Республики Татарстан от 05 ноября 2015 года по данному делу отменить в части включения в специальный стаж Шаймурзина Ф.М. периода его работы с 13.08.1984 года до 01.01.1986 года в качестве электрогазосварщика в "данные изъяты" и назначении пенсии, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шаймурзина Ф.М. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам РТ о включении в специальный стаж периода работы с 13.08.1984 года до 01.01.1986 года и признании решения пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.