Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Сахиповой Г.А.,
судей Моисеевой Н.Н. и Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Шамсутдиновой Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам РТ на решение Муслюмовского районного суда Республики Татарстан от 09 ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Хакимова Р.М. удовлетворить:
Зачесть в специальный стаж лечебной деятельности Хакимова Р.М. период работы в должности заведующего Ново-Саитовским фельдшерским пунктом-фельдшером Муслюмовской ЦРБ, с 11.09.1989г. по 31.12.1991г. в льготном исчислении - один год за один год три месяца, всего 2 года 10 месяцев 18 дней.
Решение Управления Пенсионного фонда по Мензелинскому и Муслюмовскому районам Республики Татарстан от 13.07.2015г. об отказе в назначении Хакимову Р.М. досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности признать незаконным.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Муслюмовскому и Мензелинскому районам Республики Татарстан назначить Хакимову Р.М. страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности со дня обращения, т.е. с 30 июня 2015 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Хакимова Р.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хакимов Р.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам РТ о признании права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.
В обоснование иска указано, что 30 июня 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. Решением ответчика от 13 июля 2015 года в удовлетворении его заявления было отказано ввиду отсутствия необходимого специального стажа 25 лет. При исчислении специального стажа период его работы с 11.09.1989г. по 31.12.1991г. в должности заведующего Ново-Саитовским фельдшерским пунктом-фельдшером Муслюмовской ЦРБ был включен в специальный стаж в календарном порядке, с чем истец не согласен. На основании изложенного, истец с учетом уточнений просил суд признать решение пенсионного органа незаконным, возложить на ответчика обязанность включить в его специальный стаж вышеуказанный период работы в льготном исчислении и назначить пенсию со дня обращения.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, представитель ответчика иск не признал.
Судом вынесено решение об удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе ответчиком ставится вопрос об отмене принятого судом решения в части удовлетворения заявленных исковых требований по мотиву его незаконности и необоснованности. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец просил решение суда оставить без изменения.
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
В силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников было предусмотрено и в подпункте 20 пункта 1 статьи 27 ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из материалов дела следует, что 30 июня 2015 года истец обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам Республики Татарстан с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.
Решением ответчика N 66 от 13 июля 2015 года в назначении пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа - 25 лет, в который в бесспорном порядке зачтено 24 года 6 месяцев 18 дней. При этом в специальный стаж истца период его работы с 11.09.1989 года по 31.12.1991 года в должности заведующего Ново-Саитовским фельдшерским пунктом в Муслюмовской ЦРБ зачтен в календарном порядке.
Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж Хакимова Р.М. периода его работы с 11.09.1989 года по 31.12.1991 года в должности заведующего Ново-Саитовским фельдшерским пунктом в Муслюмовской ЦРБ в льготном исчислении, суд сослался на положения постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку оценка пенсионных прав застрахованного лица произведена неверно.
В силу положений, закрепленных в подпункте "н" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 для исчисления периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, - применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" и от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
Из изложенного следует, что при оценке пенсионных прав за какой-либо конкретный период необходимо руководствоваться пенсионным законодательством либо ныне действующим, либо действовавшим во время выполнения работ.
При этом одновременное применение норм, имеющих юридическую силу в разное время и приходящих на смену друг другу, приводит к неверному применению закона во времени.
Таким образом, в период работы истца с 11.09.1989 года по 31.12.1991 года в должности заведующего Ново-Саитовским фельдшерским пунктом в Муслюмовской ЦРБ действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства".
Данным Положением указанный выше льготный порядок исчисления периодов осуществления лечебной деятельности (год работы за 1 год и 3 месяца) предусмотрен не был.
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" в соответствии с действующим правовым регулированием к оспариваемому ответчиком периоду работы истца с 11.09.1989 года по 31.12.1991 года применению не подлежит, так как его действие может быть распространено только для исчисления периодов работы с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года, о чем указывается в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665.
Принимая во внимание изложенное, у суда не было правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части включения в специальный стаж работы истца в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца периода его работы с 11.09.1989 года по 31.12.1991 года.
Поскольку отсутствуют основания для исчисления в льготном порядке спорного периода работы Хакимова Р.М., то отсутствуют основания и для удовлетворения требований о назначении пенсии с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением.
По приведенным выше мотивам постановленное судом решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Руководствуясь статьями 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Муслюмовского районного суда Республики Татарстан от 09 ноября 2015 года по данному делу отменить и принять новое решение:
В удовлетворении исковых требований Хакимову Р.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам Республики Татарстан о льготном исчислении периода его работы с 11.09.1989 года по 31.12.1991 года в должности заведующего Ново-Саитовским фельдшерским пунктом в Муслюмовской ЦРБ как год работы за год и 3 месяца, признании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Мензелинскому и Муслюмовскому районам Республики Татарстан от 13 июля 2015 года незаконным и возложении обязанности назначить пенсию со дня обращения - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.