Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гаянова А.Р. и Мелихова А.В.,
при секретаре судебного заседания Ахатове А.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Татарстан на решение Вахитовского районного суда города Казани от 13 октября 2015 года, которым постановлено:
заявление удовлетворить.
Установить факт нахождения Айзетовой Н.М. на иждивении Айзетова И.А., умершего "дата".
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Татарстан -
Рахимзяновой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Айзетовой Н.М. - Гималетдинова А.Р., считающего, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Айзетова Н.М. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о признании факта нахождения на иждивении.
В обоснование иска указала, что она находится на пенсии по старости, другого источника дохода не имеет. Её супруг Айзетова И.А., умерший "дата", в 1986 году принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. При жизни супруга они вместе проживали по адресу "адрес" вели совместное хозяйство. После выхода на пенсию и в последние годы до смерти супруга, истица находилась на его иждивении. Помощь умершего была для неё постоянным источником средств к существованию.
Установление факта нахождения на иждивении истице необходимо для получения пенсии по случаю потери кормильца. В период с июня 2012 года по июнь 2013 года супруг истицы получал пенсию, размер которой за указанный период составил 276139 рублей 50 копеек. Сама истица в этот период являлась получателем только трудовой пенсии по старости, общий размер которой составил 59044 рубля 61 копейку.
В связи с изложенным, Айзетова Н.М. просила суд установить факт нахождения на иждивении у умершего супруга - Айзетова И.А.
В судебном заседании представитель истицы - Гималетдинов А.Р. исковые требования поддержал в полном объёме. Представитель ответчика - Рахимзянова Н.А. иск не признала.
Представитель третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-савиновском районе города Казани Карымов А.С. полагал, что иск подлежит удовлетворению.
Суд принял решение об удовлетворении исковых требований в вышеприведённой формулировке.
В апелляционной жалобе Министерство внутренних дел по Республике Татарстан просит решение отменить. В обоснование указывает, что на момент смерти супруга истица являлась получателем трудовой пенсии. Айзетов И.А. имел стаж службы в правоохранительных органах более двадцати лет и получал пенсию по линии Министерства внутренних дел.
По мнению представителя ответчика, разница между доходами Айзетова А.И. и истицы бесспорным доказательством её нахождения на иждивении супруга не является, так как на момент его смерти она имела постоянный и основной источник существования в виде трудовой пенсии.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, представитель истицы с доводами жалобы не согласился, пояснив, что истица проживала совместно с супругом с 1993 по 2013 год, по день его смерти.
Представитель третьего лица - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ново-Савиновском районе города Казани в судебное заседание не явился.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 10 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" (далее закон "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в том числе родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца.
Аналогичные нормы содержаться в статье 29 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Из материалов дела видно, что с "дата" истица и Айзетов И.А. состояли в зарегистрированном браке.
"дата" супруг истицы Айзетов И.А. умер.
На момент смерти супруга истица являлась пенсионером и получала пенсию по старости. Общий размер пенсии полученной за период с июня 2012 года по июнь 2013 года составил 59044 рубля 61 копейку. Среднемесячная пенсия - 4920 рублей 38 копеек.
Айзетов И.А. являлся получателем пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации. Общий размер пенсии, полученный за вышеуказанный период, составил 276139 рублей 50 копеек. Среднемесячная пенсия - 23011 рублей 63 копейки.
Суд, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, исходил из доказанности факта нахождения истицы на иждивении у своего супруга Айзетова И.А., то есть получения от него помощи, которая была для неё постоянным и основным источником средств к существованию.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что истица не проживала вместе с супругом, а разница между доходами кормильца и членами его семьи не является бесспорным доказательством нахождения на иждивении кормильца, судебная коллегия считает несостоятельными.
Из выписки из домовой книги, представленной суду апелляционной инстанции, следует, что Айзетова Н.М. и Айзетов И.А. проживали совместно в "адрес" с "дата" по "дата" (день смерти Айзетова И.А.).
При суммировании среднемесячных доходов истицы и её супруга среднедушевой доход семьи составил 13966 рублей.
Таким образом, после смерти мужа, размер среднемесячного дохода Айзетовой Н.М., снизился в 2,83 раза (13966/4920,38). Содержание, предоставлявшееся истице супругом, превышало её собственный доход.
Вопреки требованиям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявителем апелляционной жалобы не предоставлены доказательства о том, что истица имела иные источники дохода либо проживала отдельно от умершего супруга.
Доводов, свидетельствующих о неправильности вынесенного судом первой инстанции решения, в апелляционной жалобе не содержится.
Решение суда требованиям материального и процессуального закона не противоречит, оно постановлено с учетом всех обстоятельств дела, представленных доказательств, которые судом первой инстанции надлежащим образом исследованы и оценены, что нашло отражение в принятом решении, в связи, с чем оно подлежит оставлению без изменения.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 13 октября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.