Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Республики Татарстан Э.С. Каминского,
при секретаре А.В. Яковлевой,
с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан И.А. Золина,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению товарищества собственников жилья " "данные изъяты"" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21 ноября 2014 года N 5-21/тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на 2015 год" в части установления для потребителей ОАО " "данные изъяты"" тарифа на тепловую энергию (мощность) в период с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21 ноября 2014 года N 5-21/тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на 2015 год" установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, с календарной разбивкой согласно приложению к этому постановлению.
Данное постановление опубликовано на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru 8 декабря 2014 года, а также в печатном издании Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти от 6 февраля 2015 года, N 10, ст. 0333.
В приложении к постановлению Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21 ноября 2014 года N 5-21/тэ в "данные изъяты" муниципальном районе Республики Татарстан для потребителей открытого акционерного общества (далее - ОАО) " ВКС" приведены:
для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения показатели одноставочного тарифа на тепловую энергию без налога на добавленную стоимость в период с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года - в размере "данные изъяты" рублей за Гкал (пункт 9.1);
для населения показатели одноставочного тарифа на тепловую энергию с учетом налога на добавленную стоимость в период с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года - в размере "данные изъяты" рублей за Гкал (пункт 9.2).
Товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) " "данные изъяты"" обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействующим приведенного нормативного правового акта в части установления для ОАО " ВКС" тарифов на тепловую энергию, поставляемую указанной теплоснабжающей организацией потребителям.
По мнению заявителя, оспариваемое постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам противоречит Федеральному закону от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российкой Федерации".
ТСЖ " "данные изъяты"" полагает, что при определении для потребителей ОАО " ВКС" на 2015 год размера тарифа на тепловую энергию, поставляемую указанной теплоснабжающей организацией потребителям, Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам не учтено, что блочная модульная котельная, к которой подключены дома, обслуживаемые административным истцом, не находилась в собственности или во владении энергоснабжающей организации.
Кроме того, заявитель полагает, что данный тариф не является экономически обоснованным, поскольку был установлен без применения раздельного учета. Объем и состав расходов на производство тепловой энергии блочно-модульной котельной мощностью 2 МВт несопоставим с объемами расходов производства тепловой энергии для централизованной сети ОАО " ВКС".
В судебном заседании представитель ТСЖ " "данные изъяты"" - А.С. Ширшлин административное исковое заявление поддержал.
Представители Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - А.И. Афлятунова, Б.Б. Голицын заявленные требования не признали.
ОАО " ВКС" надлежащим образом и своевременно уведомлено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился. Сведений об уважительности причин неявки не имеется. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав представителя административного истца, представителей административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что административный иск ТСЖ " "данные изъяты"" не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
На основании пункта 4 части 1 статьи 8 этого Федерального закона государственному регулированию подлежат в сфере теплоснабжения тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Пунктом 1 части 3 статьи 7 Федерального закона "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения отнесено установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов.
Полномочия по установлению тарифов в сфере теплоснабжения органом исполнительной власти Республики Татарстан - Кабинетом Министров Республики Татарстан предоставлены Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам - органу исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченному в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, что закреплено в пункте 4.1.7 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 468 от 15 июня 2010 г.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий с соблюдением порядка принятия данного нормативного правового акта.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которыми определены основные принципы и методы определения тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", а также порядок установления регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В силу абзаца третьего подпункта "б" пункта 4 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения относятся тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям теплоснабжающими организациями в соответствии с установленными предельными (минимальными и (или) максимальными) уровнями указанных тарифов.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона "О теплоснабжении" предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации. Указанные предельные уровни устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено другими федеральными законами или решением Правительства Российской Федерации, и могут быть установлены с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются и применяются до 1 января 2016 года.
На основании пункта 8 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
В пункте 15 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения определено, что срок действия регулируемых цен (тарифов) не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов устанавливаются на финансовый год, если иное не установлено федеральными законами или решениями Правительства Российской Федерации. Тарифы на тепловую энергию (мощность), устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.
Приказом Федеральной службы по тарифам N 227-э/3 от 11 октября 2014 года "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год" установлены предельные максимальные уровни тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям по Республике Татарстан, с 1 января 2015 года по 30 июня 2015 года в размере 100 %, с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года - 113,6%.
Следовательно, тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО " ВКС" потребителям, установленные Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам, не превышают установленных предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов. Более того, размер данного тарифа не изменялся со второго полугодия 2013 года.
Обращаясь к доводам ТСЖ " "данные изъяты"" об экономической необоснованности установленного тарифа ввиду того, что затраты на содержание блочной модульной котельной, к которой подключены дома, обслуживаемые административным истцом, не должны учитываться в расчете тарифа на тепловую энергию, поскольку данная котельная не находится в собственности или во владении энергоснабжающей организации, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
Согласно подпункту "а" пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются копии правоустанавливающих документов (копии гражданско-правовых договоров), подтверждающих право собственности, иное законное право в отношении недвижимых объектов (зданий, строений, сооружений), используемых для осуществления регулируемой деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, регулятор при установлении цен (тарифов), всегда исходит из представленных организацией документов.
Тарифы на 2015 год в соответствии с оспариваемым постановлением Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам установлены для потребителей ОАО " ВКС с учетом затрат на содержание и эксплуатацию блочной модульной котельной "данные изъяты" городка, подтвержденных договором финансовой аренды (лизинга), заключенным между ОАО Тат" и ОАО " ВКС" "дата" N ... До 2015 года при регулировании данных тарифов теплоснабжающей организацией эти расходы не заявлялись.
При этом в распоряжении регулятора каких-либо доказательств признания указанного договора недействительным не имелось, не представлены они и при рассмотрении настоящего административного дела.
Доводы административного истца о недействительности упомянутого договора финансовой аренды (лизинга) в связи с отсутствием в нем и акте приемки-передачи имущества индивидуализирующих признаков блочной модульной котельной (заводских и инвентарных номеров) правового значения при рассмотрении дела не имеют.
Из материалов дела усматривается и не отрицается ТСЖ " "данные изъяты"", что поставка тепловой энергии в дома "данные изъяты" городка осуществляется на основании договора по теплоснабжению от "дата" ... от блочной модульной котельной мощностью 2 МВт, которую эксплуатирует ОАО " ВКС". Доказательств наличия прав других лиц на спорную блочную модульную котельную сторонами не представлено.
Письма Федеральной службы по тарифам от "дата" N ... , прокуратуры "адрес" Республики Татарстан от "дата" ... , Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от "дата" ... , на которые ссылается административный истец, не опровергают выводов об отсутствии доказательств недействительности договора финансовой аренды (лизинга), заключенного между ОАО Тат" и ОАО " ВКС" "дата" ...
Несостоятельными являются также доводы административного истца о том, что объем расходов на производство тепловой энергии путем эксплуатации блочной модульной котельной мощностью 2 МВт и котельной централизованного отопления ОАО " ВКС" должны учитываться отдельно.
В пункте 10 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения изложены виды деятельности, по которым регулируемые организации ведут раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов.
Согласно пункту 11 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов осуществляется регулируемой организацией с дифференциацией в том числе по системам теплоснабжения, субъектам Российской Федерации, а также по иным критериям в соответствии с единой системой классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, установленной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Затраты на содержание, ремонт и эксплуатацию бесхозяйных тепловых сетей учитываются регулируемой организацией отдельно от расходов, связанных с содержанием, ремонтом и эксплуатацией тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании.
При этом в соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения в случае, если источники тепловой энергии расположены в пределах одной системы теплоснабжения и принадлежат одной регулируемой организации на праве собственности или на ином законном основании, по предложению такой регулируемой организации тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются без дифференциации по каждому источнику тепловой энергии.
ОАО " ВКС" к регулятору с предложением о необходимости дифференцирования тарифов по источникам не обращалось, поэтому у Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам не имелось оснований для установления тарифов с дифференциацией по каждому источнику тепловой энергии.
Следовательно, государственным органом было принято экономически обоснованное решение об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую для потребителей.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает несоответствия постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21 ноября 2014 года N 5-21/тэ нормам законодательства, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления товарищества собственников жилья " "данные изъяты"" к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 21 ноября 2014 года N 5-21/тэ "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, на 2015 год" в части установления для потребителей ОАО " ВКС" тарифа на тепловую энергию (мощность) в период с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2015 года отказать.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию в официальном печатном издании Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, а также на официальном сайте правовой информации Министерства юстиции Республики Татарстан http://pravo.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Верховный Суд Республики Татарстан в Верховный Суд Российской Федерации.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.