Судья Верховного Суда Республики Татарстан И.Н. Сабитов, при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине, рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Сириус" А.С, Данилова на постановление судьи Авиастроительного районного суда города Казани от 12 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника общества с ограниченной ответственностью "Сириус" А.С. Данилова, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Авиастроительного районного суда города Казани от 12 ноября 2015 года, общество с ограниченной ответственностью "Сириус" (далее по тексту - ООО "Сириус") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнуто административной ответственности в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник ООО "Сириус" А.С. Данилов (далее по тексту - заявитель), не оспаривая событие административного правонарушения, просит постановление судьи районного суда изменить, назначить Обществу административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 14 суток, ссылаясь на тяжелое финансовое положение Общества.
В судебном заседании защитник ООО "Сириус" - А.С. Данилов, действующий на основании доверенности, поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения защитника А.С. Данилова, представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Республике Татарстан (далее по тексту - УФМС по РТ) Л.Р. Ахмадуллиной, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ административным правонарушением признается привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.
Согласно примечанию к статье 18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N115-ФЗ).
В силу статьи 13 названного Федерального закона, работодатель, заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ООО "Сириус" вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ при следующих обстоятельствах.
На основании распоряжения N20 о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, утвержденного 21 сентября 2015 года врио начальника полиции Управления МВД России по городу Казани, 22 сентября 2015 года проведена проверка ООО "Сириус" по адресу: "адрес" В ходе проверки складского помещения, используемого ООО "Сириус" в своей деятельности по вышеуказанному адресу установлено, что в нарушение пункта 4 статьи 13 Федерального закона N 115-ФЗ данным Обществом привлечен к трудовой деятельности в качестве грузчика гражданин Республики Узбекистан С.М. Ахмадо, не имеющий разрешения на работу либо патента на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации. 28 октября 2015 года инспектором ОИК УФМС по РТ А.И. Якуповым в отношении ООО "Сириус" составлен протокол N3478 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ. Определением начальника ОИК УФМС России по РТ от 28 октября 2015 года материалы дела переданы по подведомственности в Авиастроительный районный суд города Казани.
Принимая обжалуемое постановление, судья районного суда исходил из доказанности вины ООО "Сириус" в нарушении обязательных требований миграционного законодательства Российской Федерации, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
С выводами судьи в этой части следует согласиться.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из анализа статьи 13 Федерального закона N115-ФЗ следует, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ могут быть в частности юридические лица, являющиеся работодателями или заказчиками работ (услуг).
Применительно к диспозиции данной нормы для признания наличия в действиях (бездействии) виновного лица объективной стороны указанного правонарушения, установлению подлежит факт привлечения иностранного гражданина к трудовой деятельности и отсутствие у данного лица соответствующего разрешения (патента) на право осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ и виновность ООО "Сириус" в его совершении подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28 октября 2015 года, в котором отражено существо правонарушения (л.д.5-8); определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (л.д.11-13); рапортом старшего инспектора ОИК УФМС по РТ А.В. Садреева (л.д.14); копией распоряжения N20 о проведении гласного оперативно-розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств врио начальника полиции Управления МВД России по городу Казани от 21 сентября 2015 года (л.д.17,18) и другими представленными в дело доказательствами, оцененными судьей районного суда на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении настоящего дела, установив все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию, на основании полного, объективного, всестороннего исследования представленных в дело доказательств, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Сириус" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ.
ООО "Сириус" привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Доводы защитника о назначении Обществу административного наказания в виде административного приостановления деятельности со ссылкой на тяжелое финансовое положение, не влекут удовлетворение жалобы.
Исходя из особенностей пределов судебной проверки по делам об административных правонарушениях, предметом которой является законность и обоснованность постановления о назначении административного наказания судья вышестоящего суда вправе вынести одно из решений, предусмотренных частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в частности об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
В силу части 1 статьи 3.12 КоАП РФ наказание в виде административного приостановления деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Санкцией части 1 статьи 18.15 КоАП РФ для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предусмотрено назначение наказания в виде административного штрафа или административного приостановления деятельности. Административное приостановление деятельности является более строгим наказанием по отношению к административному штрафу.
При таком положении, указания в жалобе о назначении Обществу наказания в виде административного приостановления деятельности не могут быть приняты за основу.
Вместе с тем, доводы жалобы защитника, в целом сводящиеся к утверждению о том, что размер назначенного Обществу административного штрафа, не соответствует принципам соразмерности и справедливости, заслуживают внимания.
В соответствии с положениями частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
В обоснование довода о тяжелом финансовом положении Общества, защитником в дело представлены следующие документы: копия справки о наличии кредиторской и дебиторской задолженности Общества по состоянию на 29 октября 2015 года, согласно которой кредиторская задолженность составляет 4530179,00 руб., при наличии дебиторской задолженности в размере 550555,96руб. (л.д.66); копия бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов малого предпринимательства за 2014 год по форме КНД 0710098 (л.д.79-82); копия справки Приволжского филиала АО "Райффайзенбанк", из которой следует, что остаток по расчетному счету Общества по состоянию на 29 октября 2015 года составляет 222580,65руб (л.д.83).
Из содержания обжалуемого постановления следует, что в ходе производства по данному делу обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.
При таком положении, назначенное ООО "Сириус" наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей, не соответствует характеру совершенного правонарушения, материальному положению и характеру производственной деятельности данного Общества. Размер назначенного у административного штрафа в размере 250000 рублей может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица - ООО "Сириус", назначенное Обществу наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей, подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 18.15 КоАП РФ, до размера не менее половины минимального размера.
При таких обстоятельствах постановление судьи Авиастроительного районного суда города Казани от 12 ноября 2015 года, вынесенное в отношении ООО "Сириус" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, подлежит изменению, путем снижения размера назначенного административного штрафа до 125 000 рублей.
Следовательно, жалоба защитника А.С. Данилова подлежит удовлетворению частично.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р е ш и л:
постановление судьи Авиастроительного районного суда города Казани от 12 ноября 2015 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сириус" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Снизить размер назначенного обществу с ограниченной ответственностью "Сириус" административного наказания в виде административного штрафа до 125000 рублей.
В остальной части постановление судьи Авиастроительного районного суда города Казани от 12 ноября 2015 года оставить без изменения.
Жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Сириус" А.С. Данилова удовлетворить частично.
Судья И.Н Сабитов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.