судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Платова А.С.,
судей Беляковой Н.В., Емельянова В.А.
с участием прокурора Ковязина М.Д.
при секретаре Корнийчук Ю.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляковой Н.В.
гражданское дело по иску прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Молькиной СС к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно
по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ - Москвитиной С.А.
на решение Свердловского районного суда Красноярского края от 07 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Молькиной СС к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно - удовлетворить.
Признать действия Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ филиал N 3 по отказу в возмещении расходов, связанных с проездом к месту лечения и обратно, незаконными.
Взыскать с Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу Молькиной СС стоимость проезда в размере "данные изъяты" рубля."
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Свердловского района г. Красноярска в интересах Молькиной СС обратился в суд с требованиями к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно в размере "данные изъяты" рубля.
Требования мотивированы тем, что в феврале 2015 года сыну "данные изъяты" - МА, который является ребенком-инвалидом, выдано направление на лечение за счет федеральных средств в ФГБУ " "данные изъяты"". 05.02.2015 года был выдан талон N 2 на получение специализированных талонов на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи на ребенка МА. и сопровождающую его мать -Молькину С.С. От предоставления бесплатных билетов на поезд они отказались, так как ребенку противопоказан проезд на железнодорожном транспорте. Молькиной С.С. самостоятельно были приобретены авиабилеты авиакомпании " "данные изъяты"" по маршруту Красноярск - Москва. Стоимость билета на МА составила "данные изъяты" руб., на Молькину С.С. - "данные изъяты" руб., по маршруту Москва - Красноярск на МА стоимость билета составила "данные изъяты" руб., на Молькину С.С. - "данные изъяты" руб., а всего на сумму "данные изъяты" рубля. В возмещении стоимости проезда Молькиной С.С. было отказано. Прокурор считает данный отказ незаконным, поскольку в соответствии с индивидуальной программой реабилитации МА показано прохождение лечения и курса реабилитации, а стоимость проезда железнодорожным транспортом от Красноярска до Москвы категории "скорый" составляет - "данные изъяты" руб., в категории "пассажирский" составляет - "данные изъяты" руб., то есть дороже стоимости авиаперелета.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ - Москвитина С.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что при вынесении решения судом были неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ГУ КРО ФСС РФ - Москвитину С.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, выслушав Молькину С.С., выразившую согласие с решением суда, заслушав заключение прокурора Ковязина М.Д., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В соответствии с п.1.1 и п.2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица (часть 2 ст.6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ).
Согласно п. 4.1. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004 N 328 организация перевозки граждан к месту лечения и обратно осуществляется железнодорожным транспортом пригородного сообщения, а также междугородним железнодорожным, авиационным, водным (речным) и автомобильным транспортом.
В силу п. 4.2 Порядка для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться:
железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);
авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга;
водным транспортом (третьей категории);
автомобильным транспортом (общего пользования).
Одновременно с получением в территориальных органах Фонда, органах социальной защиты населения или уполномоченном органе санаторно-курортной путевки гражданин обеспечивается специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поезде дальнего следования (далее - специальные талоны) или направлениями на приобретение проездных документов на авиационном, автомобильном и водном транспорте (далее - именное направление). При следовании к месту лечения и обратно двумя и более видами транспорта специальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов выдаются на каждый вид транспорта (п.4.3 Порядка).
Как следует из материалов дела, Молькина С.С. является матерью МА, "дата" года рождения, признанного в установленном законом порядке органами МСЭ ребенком-инвалидом.
Согласно направлению "адрес" от "дата" N ГУ - КРО ФСС РФ в лице филиала N ребенку-инвалиду МА и сопровождающему лицу - Молькиной С.С. было выдано направление на лечение в счет федеральных средств в ФГБУ "Московский НИИ глазных болезней им. Гельмгольца", был выдан талон N 2 на получение специализированных талонов на проезд железнодорожным транспортом к месту лечения для получения медицинской помощи от 05.02.2015 года, от получения которых она отказалась.
Судом также установлено, что из справки МУЗ " "адрес"" ВК N 9 от 16.02.2015 года Молькину М.А. рекомендован авиаперелет до г. Москвы для обследования и лечения по основному заболеванию.
Для прибытия к месту лечения и обратно, Молькиной С.С. самостоятельно, за счет собственных средств были приобретены авиабилеты.
По возвращении из г. Москва Молькина С.С. обратилась к ответчику с заявлением о компенсации ей расходов по проезду.
Ответчиком было отказано в оплате проезда авиатранспортом, с чем истица не согласна.
Разрешая исковые требования прокурора Свердловского района г.Красноярска в интересах Молькиной С.С. об оплате стоимости проезда, и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что стоимость авиаперелета дешевле стоимости проезда железнодорожным транспортом, а, кроме того, несовершеннолетнему по состоянию здоровья было противопоказано передвижение по железнодорожному транспорту.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
Так, ссылаясь на справку из детской поликлиники, которой МА рекомендован авиаперелет, судом не принято во внимание, что имеющееся у ребенка заболевание не относится к перечню заболеваний, предусматривающих обязательное обеспечение проезда к месту лечения только на авиационном транспорте, в связи с чем, ответчиком правомерно были предложены к получению талоны на бесплатный проезд железнодорожным транспортом.
Указывая на основание удовлетворения иска, что стоимость авиаперелета была меньше стоимости проезда железнодорожным транспортом, судом необоснованно не принято во внимание в качестве возражения ответчика, что данное обстоятельство учитывается при условии наличия государственного контракта.
Также судом не учтено, что в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 года N 328 набор социальных услуг льготным категориям граждан предоставляется в натуральном выражении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила), действие которых в части финансового обеспечения расходов по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов и граждан, имеющих I группу инвалидности (пункт 3).
Согласно пункту 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта: железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); водный транспорт третьей категории; автомобильный транспорт общего пользования; авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Таким образом, ни Федеральным законом, ни Правилами не предусмотрена возможность выплаты гражданину - получателю набора социальных услуг либо сопровождающему его лицу денежной компенсации стоимости проездных билетов, приобретенных ими самостоятельно, что также не было принято судом во внимание.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит правомерными доводы апелляционной жалобы о необоснованном удовлетворении вышеуказанных исковых требований, в связи с чем, обжалуемое решение подлежит отмене, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Свердловского района г. Красноярска, заявленных в интересах Молькиной С.С., о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Красноярска от 07 сентября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение: "Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Свердловского района г. Красноярска в интересах Молькиной Светланы Сергеевны к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ о взыскании стоимости проезда к месту лечения и обратно.
Председательствующий: Платов А.С.
Судьи: Белякова Н.В.
Емельянов В.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.