Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Платова А.С.,
судей: Емельянова В.А., Сударьковой Е.В.,
при секретаре: Коцаревой И.Г.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Платова А.С.
дело по иску Вильдеман Э.Р. к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности,
по апелляционным жалобам ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России,
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 26 октября 2015г., которым постановлено:
Исковые требования Вильдеман Э.Р. удовлетворить частично.
Признать незаконным приостановление выдачи Вильдеман Э.Р. государственного жилищного сертификата по ее заявлению (рапорту) от 23.04.2013 года, выраженное в непринятии решения по направлению документов в ФСИН России, отраженное в письме ГУФСИН России по Красноярскому краю от 19.11.2014г. N24/ТО/7/3-3083.
Обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю рассмотреть заявление (рапорт) Вильдеман Э.Р. от 23.04.2013г. в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006г. N153 и Приказом ФСИН России от 16.05.2012 года N267.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
В удовлетворении требований к ФСИН России отказать в полном объеме.
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Вильдеман Э.Р. обратилась в суд с иском к ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России о признании права на получение государственного жилищного сертификата, возложении обязанности. Свои требования она мотивировала тем, что с августа 1998г. по сентябрь 2013г. проходила службу в органах УИС Минюста России и ФСИН России, и с семьей проживала в поселках учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, сначала в п.Шишмарево Енисейского района, затем с 2005г. в п.Епишино того же района. 23 апреля 2013г. она обратилась в жилищную комиссию ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлением о включении ее и членов ее семьи в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы". 28 мая 2013г. заявление рассмотрено положительно. 09 сентября 2013г. она была уволена со службы по сокращению штата в связи с ликвидацией ФКУ ОИУ-2 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю. 11 июля 2014г. у нее были запрошены документы для получения сертификата. Документы были собраны и направлены ею в ГУФСИН России по Красноярскому краю. 14 ноября 2014г. она обратилась в ГУФСИН России по Красноярскому краю с просьбой объяснить причину невыдачи ей ГЖС и узнала, что в октябре 2014г. ее документы были направлены во ФСИН России, где установлено, что отсутствует документ, подтверждающий ее проживание с членами семьи на территории поселка. В этой связи она просила суд (с учетом дополнений) обязать ГУФСИН России по Красноярскому краю выдать справку о ее проживании с семьей в составе 5 человек в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности п.Епишино Енисейского района, направить учетное дело во ФСИН России, признать за ней право на получение сертификата, возложив обязанность на ФСИН России предоставить жилищный сертификат во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище 2011-1015 годы" в 2015году, возложить обязанность на ФСИН России повторно рассмотреть вопрос о выдаче государственного сертификата.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционных жалобах представитель ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России Зубов П.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебное заседание представитель третьего лица ФКУ Тюрьма N2 ГУФСИН России по Красноярскому краю, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратился, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФСИН России Дмитриева В.В., Вильдеман Э.Р., обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006г. N153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2011г. N561) является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы (далее - Правила).
В соответствии с п.п."б" п.5 Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
В рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание.
Согласно п.п."а" п.19 Правил, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложению N1, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению N1(1) с приложением следующих документов: справка об общей продолжительности военной службы (службы); выписка из приказа об увольнении с военной службы (службы) с указанием основания увольнения - для граждан, уволенных с военной службы (службы) и состоящих после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти; выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением граждан, проживающих на территории закрытого военного городка (поселка); справка о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации) - для граждан, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил.
Из материалов дела видно и судом установлено, что Вильдеман Э.Р. проходила службу в ФБУ ОИУ-2 ОУХД ГУФСИН России по Красноярскому краю в должности ст. "данные изъяты", 09 сентября 2013г. была уволена из органов исполнительной системы по п."е" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ (по сокращению штатов). Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составляет 16 лет 07 месяцев 00 дней.
23 апреля 2013г. Вильдеман Э.Р. обратилась в жилищную комиссию ГУФСИН России по Красноярскому краю с заявлением (рапортом) о включении ее и членов ее семьи, состоящей из шести человек (дочь ФИО13, "дата"г.рождения, дочь ФИО14, "дата"г.рождения, дочь ФИО15, "дата"г.рождения, сын ФИО16, "дата"г.рождения, муж ФИО17, "дата"г.рождения) в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы" по категории граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (п.п."б" п.5 Правил). К заявлению (рапорту) Вильдеман Э.Р. были приложены документы: выписка из протокола учреждения о включении в списки в 2014 г., выписка из домовой книги по месту последнего жительства, справка о составе семьи (выписка из финансово-лицевого счета), справка о проживании семьи на территории поселка, заявление по форме согласно приложению, обязательство о сдаче, свидетельства о рождении, договор найма жилого помещения, копии паспортов, согласие на обработку персональных данных, справку о том, что она проживает в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности уголовно-исполнительной системы, который входит в перечень поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности УИС.
Согласно выписки из протокола N5 заседания жилищной комиссии ГУФСИН края от 28 мая 2013г. Вильдеман Э.Р. включена в состав участников подпрограммы с составом семьи 6 человек.
В письме N24/ТО/7/3-1726 от 10 июля 2014г. ГУФСИН России по Красноярскому краю для принятия решения о выдаче государственного жилищного сертификата указало истице на необходимость в срок до 10 августа 2014г. представить в учреждение по месту расположения поселка, в котором находится учетное дело, документы, которые истицей были представлены в указанный срок.
В связи с невыдачей жилищного сертификата истица 14 ноября 2014г. обратилась в ГУФСИН России по Красноярскому краю с соответствующим заявлением.
Из письма ГУФСИН России по Красноярскому краю N24/ТО/7/3-3083 от 19 ноября 2014г. следует, что в октябре 2014г. при проверке учетного дела Вильдеман Э.Р. представленного во ФСИН России, установлено, что отсутствуют результаты проверки ее проживания на территории поселка. Истице было разъяснено, что после предоставления результатов проверки проживания в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности, вопрос о выдаче сертификата будет решаться в установленном порядке.
В связи с невыдачей указанной справки истица обратилась в суд с вышеуказанным иском.
Суд, разрешая настоящий спор, пришел к выводу об отказе истице в удовлетворении исковых требований в части признания за ней права на получение сертификата, возложении обязанности на ФСИН России предоставить жилищный сертификат во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище 2011-2015 годы" в 2015 году. Решение суда в указанной части сторонами в апелляционном порядке не обжалуется.
Приказом ФСИН России от 16 мая 2012г. N267 утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в уголовно-исполнительной системе.
Согласно п.3 указанной Инструкции, для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), указанные в абзаце шестом подпункта "а" пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС, указанные в абзаце седьмом подпункта "а" пункта 5 Правил, члены семей сотрудников УИС, погибших (умерших) в период прохождения службы, указанные в абзаце девятом подпункта "а" пункта 5 Правил, подают заявление (рапорт) об участии в подпрограмме согласно приложению N1 к Правилам по месту постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее также - поселки), указанные в подпункте "б" пункта 5 Правил, в учреждение УИС по месту расположения поселка.
Организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями, органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, и в учреждении УИС по месту расположения поселка (п.6).
В соответствии с п.7 Инструкции, должностными лицами совместно с органом по учету и распределению жилья учреждения или органа УИС в 10-дневный срок рассматриваются представленные заявления (рапорты), организуется работа по проверке документов, подтверждающих право граждан на их участие в подпрограмме. Оперативными службами учреждений или органов УИС осуществляется проверка сведений, содержащихся в представленных гражданами документах.
По результатам проверки выносится решение о признании (отказе в признании) граждан участниками подпрограммы, о чем делается соответствующая выписка из решения органа по учету и распределению жилья, утвержденная начальником учреждения или органа УИС и заверенная оттиском мастичной печати.
О принятом решении гражданин уведомляется письменно в 10-дневный срок с момента принятия данного решения. При этом если гражданину отказано в признании участником подпрограммы, в письме должны быть указаны причины отказа.
В силу п.24 Инструкции, основанием для отказа в выдаче сертификата является непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 20 настоящей Инструкции. В случае выявления указанных недостатков рассмотрение вопроса о выдаче сертификата откладывается до устранения гражданином - участником подпрограммы выявленных недостатков.
Из дела видно, что фактически принятие решения о выдаче истице сертификата было приостановлено, поскольку из письма ГУФСИН России по Красноярскому краю N24/ТО/7/3-3083 от 19 ноября 2014г. следует, что вопрос о выдаче сертификата будет решаться в установленном порядке после предоставления результатов проверки проживания в поселке с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено и судом установлено, что истица с членами своей семьи зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: "адрес". В квартире находятся вещи, имеется вся необходимая мебель для проживания, квартира обжитая. Данные обстоятельства подтверждены показаниями свидетелей ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 Кроме того, в материалах дела имеются заключенные 15 июля 2014г. между ЗАО "Енисейская энергетическая компания" и Вильдеман Э.Р. договоры на возмездное оказание услуг по вывозу жидких бытовых отходов, оказание коммунальных услуг; счета-квитанции за июль - сентябрь 2014г., январь 2015г., февраль 2015г., апрель 2015г., из которых следует, что Вильдеман Э.Р. производит оплату коммунальных услуг; выписка из лицевого счета N16756, из которой видно, что истица производит оплату водоснабжения и отопления. Доказательств наличия у истицы с членами ее семьи иного жилого помещения на праве собственности, социального найма, суду не представлено, и не представлено доказательств, свидетельствующих о непроживании истицы с членами ее семьи в поселке учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности.
При таких обстоятельствах суд, также установив, что ГУФСИН России по Красноярскому краю не принял решения в предусмотренный указанной Инструкцией 10-дневный срок со дня поступления заявления истицы о признании либо об отказе в признании ее участником подпрограммы, при том, что учетное дело на нее заведено за N264, а также учитывая, что принятие иных решений, возможность приостановления выдачи государственного жилищного сертификата не предусмотрена ни вышеуказанными Правилами, ни Инструкцией, пришел к обоснованному выводу о признании незаконным приостановления выдачи Вильдеман Э.Р. государственного жилищного сертификата по ее заявлению (рапорту) от 23 апреля 2013г., выраженное в письме ГУФСИН России по Красноярскому краю N24/ТО/7/3-3083 от 19 ноября 2014г. из-за отсутствия справки о постоянном проживании на территории поселка учреждения с особыми условиями хозяйственной деятельности, и возложении на ГУФСИН России по Красноярскому краю обязанности рассмотреть поданное Вильдеман Э.Р. заявление (рапорт) от 23 апреля 2013г. в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. N153 и Приказом ФСИН России от 16 мая 2012г. N267.
То обстоятельство, что вопрос о выдаче Вильдеман Э.Р. государственного жилищного сертификата фактически был приостановлен в связи с предоставлением неполного пакета документов, а именно, справки о проживании истицы в п.Епишино, не отрицалось представителем ответчиков в суде апелляционной инстанции.
В связи с изложенным судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционных жалоб, направленные на оспаривание судебного решения, поскольку они не опровергают решение суда и не могут явиться основанием для его отмены. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 26 октября 2015г. оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителя ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФСИН России Зубова П.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.